Субъекты трудового права.Понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование субъектов трудового права и их виды.
Цель работы определяет решение следующих задач работы:
- дать определение понятию субъектов трудового права;
- рассмотреть работника и работодателя как субъектов трудового права;

Содержание

Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Анализ основных субъектов трудового права, их правового статуса
6
1.1. Определение понятия субъектов трудового права 6
1.2. Работник как субъект трудового права 11
1.3. Работодатель как субъект трудового права 17
Глава 2. Иные субъекты трудового права и их правовой статус 24
2.1. Органы социального партнерства, профессиональные союзы, объединения работодателей, иные представители работников и работодателей как субъекты трудового права
24
2.2. Другие органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права
33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Субъекты трудового права понятие и виды.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Статус и деятельность профессиональных союзов регулируется Трудовым кодексом РФ, Федеральным Законом «О профессиональных союзах» - данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать деятельности профсоюзов. Характеризуя Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» как наиболее детальное развитие конституционного права граждан на объединение для защиты своих интересов в сфере социально-трудовых отношений, следует отметить, что почти одновременно были приняты и многие другие законодательные акты, составляющие современный правовой статус профсоюзов и имеющие непосредственное отношение к обеспечению защиты профсоюзами интересов работников.

Если прежде профсоюзы  зачастую выполняли не свойственные им функции, например самостоятельно управляли  фондом государственного социального  страхования в качестве второй инстанции (после комиссии по трудовым спорам - КТС), участвовали в разрешении индивидуальных трудовых споров и др., то современный правовой статус позволяет профсоюзам сосредоточиться на выполнении своей главной задачи - представлять и защищать социально-экономические интересы трудящихся.

Принципиально новым  элементом в правовом статусе российских профсоюзов являются нормы, отражающие федеративное устройство России и устанавливаемые соответствующим федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 72) вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральное законодательство предусматривает возможность принятия субъектами Российской Федерации законов об отдельных видах общественных объединений, в том числе и о профсоюзах.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким  образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда - при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители работников.

ТК РФ, исходя из равенства  всех представителей работников как  субъектов трудового права, устанавливает, что работодатель обязан создавать  условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с ТК РФ ст. 32, законами, коллективным договором, соглашениями.

Представителем работодателя на уровне организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного  договора являются руководитель организации  или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ ст. 33, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Представителями работодателей, уполномоченными представлять их интересы при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, являются объединения работодателей.

По своему статусу объединение работодателей - это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового  положения объединения работодателей  как субъектов права устанавливаются  федеральным законом.

Наряду с этим в  качестве представителей работодателей -государственных и муниципальных  предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (федерального, региональных и муниципальных образований), могут выступать органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. Трудовой кодекс, помимо представителей работников и работодателей, рассматривает в качестве специфического субъекта трудового права комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемые по соглашению сторон социального партнерства18.

ТК содержит нормы о представительстве работодателей, несколько отличающиеся от приведенных выше.

Во-первых, в ч. 1 ст. 33 ТК речь идет о представителях работодателей  при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного  договора;

- во-вторых, называются лица, могущие быть представителями работодателя в названных отношениях. Это - руководитель организации или уполномоченные им лица;

- в-третьих, определяется правовая основа представительских полномочий указанных выше лиц. Это - Кодекс, законы, иные нормативные правовые акты, учредительные документы организации и локальные нормативные акты.

На уровне выше организации  также определены представители работодателей.

Во-первых, определяется сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей). Это - коллективные переговоры, заключение или изменение соглашений, разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

во-вторых, определены органы, представляющие интересы работодателей  при решении названных выше вопросов. Это - соответствующие объединения  работодателей.

Объединения работодателей  на практике существуют в ряде отраслей, территорий, субъектов РФ. Имеются и общероссийские объединения работодателей. Правда, они есть далеко не везде, и это негативно влияет на развитие социально-партнерских отношений, препятствует заключению соглашений там, где они могли бы заключаться19.

В ч. 3 ст. 33 ТК определены правовая природа объединений работодателей (это некоммерческая организация), принцип ее создания (добровольность объединения), членство в объединении (работодатели), цель данной организации (для представительства и защиты прав своих членов), субъектный состав отношений, в которые вступает объединение работодателей (это - взаимоотношения с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления).

27 ноября 2002 г. Президент  РФ подписал Федеральный закон «Об объединениях работодателей». Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) ( п. 1 ст. 3).

Работодатели имеют  право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (п. 1 ст. 2).

Деятельность объединения  работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в  него и выхода из него работодателей и (или) их объединений.

Объединение работодателей  самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.

Взаимодействие объединений  работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной  власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства.

Объединения работодателей  осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений).

Порядок взаимодействия объединений работодателей определяется ими в соответствии с их уставами, решениями органов управления объединений работодателей. Члены объединения работодателей имеют равные права. Члены объединения работодателей обязаны:

  • выполнять требования устава объединения работодателей;
  • соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Нарушение или невыполнение членом объединения работодателей  обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными объединением работодателей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством РФ, указанными соглашениями. Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности, предусмотренной законодательством РФ, соглашениями за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.

Работодатель, вступивший в объединение работодателей  в период действия соглашений, заключенных  этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, в порядке, установленном законодательством РФ, указанными соглашениями.

 

2.2. Другие органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права

 

К числу приоритетных целей трудового законодательства, предусмотренных ст. 1 ТК РФ, относится защита прав и интересов работников и работодателей. Чтобы обеспечить ее реализацию, трудовое право предусматривает формирование системы государственных, паритетных и общественных органов.

В первую очередь можно  назвать юрисдикционные органы, осуществляющие правосудие по делам, вытекающих из трудовых и иных отношений, тесно связанных  с ними, в лице федеральных судов  общей юрисдикции и мировых судей, Являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Однако федеральные  суды и мировые судьи, хотя и осуществляют правосудие по делам, вытекающим из трудовых отношений, не являются «чистыми» субъектами трудового права. Их правовое положение и полномочия при осуществлении правосудия определяются специальным законодательством о судебной системе и процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ).

Субъектами трудового  права, осуществляющими досудебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров, являются комиссии по трудовым спорам (КТС), образуемые по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя, т. е. на паритетных началах20.

КТС, как правило, выступают  в качестве первичного органа, рассматривающего многие виды трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. В связи с этим надо отметить, что ТК РФ в отличие от прежнего Кодекса Законов о труде (КЗоТ) РФ не рассматривает КТС в качестве обязательного первичного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статьей 391 ТК РФ предусмотрено, что в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников и в том случае, когда последние обращаются в суд, минуя в КТС.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа  представителей работников и работодателя. Таким образом, ст. 384 ТК РФ, изменила существовавший согласно КЗоТу 1971 г. порядок образования комиссии по трудовым спорам, поскольку раньше это был целиком выбранный общим собранием трудового коллектива орган.

Глава 60 ТК в основном сохранила апробированный практикой  порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров с небольшими изменениями. Так, по-новому образуется на паритетных началах Комиссия по трудовым спорам - из равного числа представителей работников, избираемых на общем собрании трудовым коллективом, и представителей работодателя, назначаемых его приказом. Есть некоторые изменения в подведомственности индивидуальных трудовых споров как исковых (споров о праве), так и неисковых (споров об удовлетворении законных интересов, т. е. установлении новых условий труда). В науке давно делались предложения установить единую (как по коллективным трудовым спорам) подведомственность и по индивидуальным трудовым спорам независимо от характера спора. Это научно обоснованное предложение закреплено в Кодексе21.

Важно правильно определить по конкретному виду спора, в каком  органе он должен рассматриваться, т. е. установить его первоначальную подведомственность.

Кодекс расширил и  круг субъектов индивидуального  трудового спора - это не только работник, но лицо, ранее состоявшее в трудовых отношения с этим работодателем. Ранее КЗоТ называл его «уволенный работник», а также «лицо, которое изъявило желание заключить трудовой договор, но ему было отказано».

Если спор рассматривается  первоначально в КТС, а затем  его рассмотрение может быть перенесено в суд (т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

Информация о работе Субъекты трудового права.Понятие и виды