Субъекты трудового права.Понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование субъектов трудового права и их виды.
Цель работы определяет решение следующих задач работы:
- дать определение понятию субъектов трудового права;
- рассмотреть работника и работодателя как субъектов трудового права;

Содержание

Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Анализ основных субъектов трудового права, их правового статуса
6
1.1. Определение понятия субъектов трудового права 6
1.2. Работник как субъект трудового права 11
1.3. Работодатель как субъект трудового права 17
Глава 2. Иные субъекты трудового права и их правовой статус 24
2.1. Органы социального партнерства, профессиональные союзы, объединения работодателей, иные представители работников и работодателей как субъекты трудового права
24
2.2. Другие органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права
33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Субъекты трудового права понятие и виды.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

В зарубежных странах  понятие «работодатель» разработано более детально. Например, в Германии работодатель, который (например, является частным предпринимателем, юридическим лицом или наделен властными полномочиями или же возглавляет свою фирму и т.д.) по меньшей мере, предоставляет за соответствующую плату приемлемую работу и обладает директорскими полномочиями. Работодатель является партнером работонанимателя благодаря трудовым отношениям, он предъявляет высокие требования к выполняемой работе и служебному долгу работонанимателя и берет на себя обязательство выплачивать различного рода премии и пособия по социальному обеспечению10. Как видно из этой дефиниции, работодатель определяется не путем перечисления субъектов, имеющих возможность стать таковым (как это имеет место в российском законодательстве), а посредством указания на его (работодателя) права и обязанности как стороны трудового отношения.

Рассмотрим традиционное представление о понятии «работодатель».

Юридические лица любой  организационно-правовой формы в  отличие от физических лиц, которые  имеют двойной статус, всегда выступают  в трудовых отношениях в качестве работодателя. В связи с этим основой  их трудовой правосубъектности является работодательская правоспособность. Последняя заключается в их способности заключать с физическими лицами трудовые договоры (контракты) о выполнении работы по определенной трудовой функции (по одной или нескольким профессиям и должностям).

Работодателем признается юридическое или физическое лицо (в случаях когда оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), вступившее в трудовые отношения  с работником и использующее его  труд в своих интересах. Надо подчеркнуть, что только после вступления трудового договора в силу соответствующее физическое или юридическое лицо считается работодателем по отношению к конкретному работнику.

Конкретно содержание трудовой правосубъектности  юридических лиц определяется их уставами, разрабатываемыми на основе норм не только гражданского, но и трудового законодательства (в первую очередь разделами устава, регламентирующими порядок управления деятельностью юридического лица).

Трудовая работодательская правосубъектность юридических лиц возникает, как правило, одновременно с гражданской правосубъектностью на основании акта государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным и может выступать как субъект трудового права.

Трудовой работодательской правосубъектностью могут обладать представительства  и филиалы юридических лиц, являющихся их обособленными подразделениями. Они не являются юридическими лицами, но выполняют его определенные функции, действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений. Если по положению представительство или филиал наделены правом приема и увольнения работников и реализация этого права на основании доверенности предоставлена руководителю представительства, филиала, то они пользуются производной трудовой работодательской правосубъектностью и выступают в качестве работодателя в пределах предоставленных им юридическим лицом полномочий.

Иногда в научной и учебной  литературе утверждается, что юридические  лица (организации) всегда обладают специальной трудовой правосубъектностью11.

Это не вполне соответствует положениям гражданского законодательства, устанавливающего правовой статус юридических лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может  иметь гражданские права, соответствующие  целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, причем коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом12.

Последнее означает, что юридические  лица, являющиеся коммерческими организациями, как правило, сами определяют набор  видов деятельности, не запрещенных  законом, и могут для их осуществления принимать работников соответствующих профессий. Поэтому их трудовая правосубъектность не может считаться специальной.

Несколько иное положение у государственных  и муниципальных унитарных предприятий  и некоммерческих организаций. Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий (уставах, учредительных договорах) должны быть определены предмет и цели их деятельности. Поэтому для них выбор видов деятельности ограничен рамками учредительных документов. Особенности правового положения большинства некоммерческих организаций (учреждения, общественные и религиозные объединения, потребительские кооперативы) определяются законами и иными нормативными актами.

Например, правовой статус такой категории  учреждений, как образовательные, установлен Законом РФ «Об образовании». В соответствии с ним в федеральную компетенцию входит установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, определяющего в том числе их статус как субъектов трудового права, а также регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях.

Согласно данному Закону к компетенции  образовательного учреждения относятся:

1) подбор, прием на работу и  расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

2) установление структуры управления, штатного расписания, распределение  должностных обязанностей;

3) установление ставок заработной  платы и должностных окладов  работников в пределах собственных средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами, а также надбавок и доплат к должностным окладам работников, порядка и размеров их премирования;

4) разработка и принятие  правил внутреннего трудового  распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов.

Все образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг (научно-исследовательских, экспертных, консультационных) без снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования.

Таким образом, в законодательстве прослеживается тенденция к наделению их правом самостоятельно определять содержание их трудовой правосубъектности путем расширения видов осуществляемой ими деятельности. Поэтому основная специальная работодательская правосубъектность юридических лиц, определяемая учредителем (учредителями), расширяется ими за счет самостоятельного инициативного расширения видов деятельности, обеспечивающих дополнительное финансирование.

Эта тенденция, как следует  из сказанного, касается даже бюджетных  организаций, которые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеют право вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (ГК РФ, ст. 50).

Правовой статус работодателя характеризуется наличием значительного числа прав и обязанностей. Основные права и обязанности работодателя предусмотрены ст. 22 Кодекса. Они составляют основу правового статуса этого субъекта трудового права. Наряду с ними на работодателя могут быть возложены дополнительные обязанности в соответствии с соглашением любого уровня, коллективным договором или трудовым договором с работником. Дополнительных прав в соответствии с коллективным договором или соглашением работодатель не приобретает.

Таким образом, работодатель – юридическое лицо составляет одного из основных субъектов трудового права. Однако необходимо отметить, что требуется более детальная разработка понятия работодатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС

2.1. Органы социального партнерства, Профессиональные союзы, объединения работодателей, иные представители работников и работодателей как субъекты трудового права

 

В сфере социально - трудовых отношений именно концепция социального  партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, консалтинге, экспертизе, сотрудничестве, может и должна сыграть решающую роль в становлении реальной рыночной экономики.

Достижению этих целей  в значительной степени могут  способствовать реальные отношения  социального партнерства, которые  строятся в т.ч. на принципе трипартизма, т.е. трехстороннего участия и представительства. На каждом из уровней интересы сторон представляют те или иные образования. Так, на государственном (федеральном) уровне в этих отношениях участвуют представительные органы работников, объединения предпринимателей и органы государственного управления. Аналогичная ситуация складывается и на региональном и отраслевом уровнях. На уровне организации эти отношения имеют двусторонний характер.

Социальное партнерство - это не система органов, сформированная явочным порядком с помощью нормативных актов, и не зафиксированные в этих актах процедуры взаимоотношений сторон трудовых отношений. Это система взаимоотношений в сфере труда между реальными социальными партнерами в поиске соответствующих решений, содействующих социальной справедливости, построенная и реализуемая на определенных принципах.

Правовое регулирование  отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров  и соглашений входит в число основных задач законодательства о труде.

Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в  договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, органически  входит в систему основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений13.

Социальное партнерство - система взаимоотношений между  работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовой кодекс значительно  расширил круг участников социального  партнерства на всех уровнях, установив, что сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей14.

Состав представителей работников и представителей работодателей как субъектов трудового права по сравнению с КЗоТ РФ и трудовым законодательством, действовавшим до принятия ТК РФ, включает не только традиционные виды субъектов в лице профессиональных союзов, иных профсоюзных организаций, объединений работодателей, но и другие категории представителей15.

Так, по общему определению, данному в ст. 29 ТК РФ, представителями  работников в социальном партнерстве  являются: профессиональные союзы и  их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Конкретный состав представителей работников, выступающих в качестве субъектов трудового права, определяется в зависимости от уровня социального партнерства.

На уровне отдельной  организации интересы работников при  проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного  договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при  реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

В соответствии со ст. 30 Конституции  Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

Профессиональные союзы - наиболее массовая общественная организация, объединяющая в своих рядах не только работающих в различных сферах народного хозяйства, но и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования, а также работников, временно не работающих, и пенсионеров, состоящих в первичной профсоюзной организации. В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются задачи, стоящие перед профсоюзами, этому соответствуют и коренные изменения в правовых основах создания профсоюзов, регулировании их отношений с органами государственной власти и управления, работодателями, различными общественными объединениями и др16.

Если в организации, кроме работников, являющихся членами  профсоюза, - имеются работники, не являющиеся членами профсоюза, то они обладают правом уполномочить орган первичной  профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации  первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной  организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление  своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя  не может являться препятствием для  реализации профсоюзной организацией своих полномочий.

Деятельность профсоюзов выражается не только во внутрипрофсоюзных  отношениях, но и в разнообразных отношениях, складывающихся между профсоюзными организациями и различными государственными учреждениями (организациями, предприятиями), преимущественно хозяйственными. Именно здесь положение профсоюзов определялось тем, что они представляли интересы работников в области производства, труда, быта и культуры. Данные отношения регулировались нормами законодательства являлись правовыми; профсоюзные органы (а не организации, т. е. члены той или иной профсоюзной организации) выступали в них в качестве субъектов юридических правомочий по отношению к соответствующим государственным, прежде всего хозяйственным, органам. При характеристике этих правовых отношений обычно подчеркивалось, что «права профсоюзных органов одновременно являются их обязанностями», так как они не несли никаких корреспондирующих правовых обязанностей перед своими государственными контрагентами в области общественных отношений, регулируемых трудовым правом17.

Информация о работе Субъекты трудового права.Понятие и виды