Регулирование труда несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в анализе особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• рассмотреть правовой статус несовершеннолетних работников;
• провести анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовой статус несовершеннолетних работников…………... 5
1.1Трудовая правоспособность и дееспособность несовершеннолетних …. 5
1.2 Особенности правового статуса несовершеннолетних работников ….... 9
Глава 2. Анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников ……………….. 12
2.1 Особенности трудоустройства, профессиональной подготовки (ученичества), приема на работу, перевода и увольнения несовершеннолетних ………………………………………………………...... 12
2.2 Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетних работников ………………………………….....17
2.3 Дополнительные гарантии несовершеннолетним в сфере труда ……..... 21
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список используемых источников ……………………………………….... 28

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 49.74 Кб (Скачать документ)

При подготовке молодежи в  вопросах техники безопасности и  охраны здоровья необходимо учитывать  различия в темпах взросления детей, а также их уровень развития в  части обучаемости, способности  оценивать окружающую обстановку и  поведения.

Продолжительный рабочий  день (такой же, как у взрослых), который приводит к хронической  усталости детского организма, являющейся главной причиной несчастных случаев, помимо прочего, способствует отчуждению детей от образования. Если детский  труд исключает возможность образования или серьезно ему препятствует, происходит сокращение суммарного заработка человека в течение его жизни и сдерживается его социальная мобильность.

Кроме того, у детей недостаточно стабильная психика, они нуждаются  в заботливом и комфортном окружении, которое способно ввести их в соответствующую  социальную среду и позволить  занять достойное место в обществе.

Понимание этой проблемы вынудило МОТ в 1991 году учредить специальное  подразделение Департамента по рабочим  условиям и окружающей среды: The International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC) (Международная  Программа по ликвидации детского труда). Эта программа выполняется совместно  государствами-членами в разных регионах мира путем принятия национальных программ, направленных против детского труда.

В соответствии с этой программой все работодатели должны знать законодательство в отношении детского труда и  строго соблюдать его положения.

В соответствии со статьей 1 Конвенции N 138 о минимальном возрасте для приема на работу (от 26.06.1973), каждый член организации, для которого настоящая  Конвенция находится в силе (Конвенция  обязательная для Российской Федерации  в силу ее ратификации Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.03.1979 N 8955-IX(, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение  минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному  развитию подростков.

Российское законодательство полностью согласуется с требованиями статьи 3 названной Конвенции:

1) минимальный возраст  для приема на любой вид  работы по найму или другой  работы, которая по своему характеру  или в силу обстоятельств, в  которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет;

2) те виды работы по  найму или другой работы, к  которой применяется пункт 1, определяются  национальными законами или правилами  или компетентными органами власти  после консультаций с соответствующими  организациями предпринимателей  и трудящихся, где таковые существуют.

Ограничения в отношении  труда несовершеннолетних (подростков) в опасных или вредных условиях как раз и обусловлены пониманием того, что они представляют собой  особую возрастную и социальную группу, которая определяет перспективы  формирования трудового потенциала страны.

Таким образом, можно выделить ограничения применения труда несовершеннолетних лиц:

1) на работах с вредными  и (или) опасными условиями  труда;

2) на подземных работах;

3) на работах, выполнение  которых может причинить вред  здоровью несовершеннолетних работников  и их нравственному развитию.

Критерии определения  допустимости применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, установлены  санитарными правилами СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий  и видов работ для профессионального  обучения и труда подростков», утвержденными  Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 04.04.97 № 5.

Так, труд подростков допускается  в условиях, которые не оказывают  отрицательного воздействия на рост, развитие и состояние здоровья в  ближайшем и удаленном периоде, то есть условия труда должны быть оптимальными или допустимыми в  соответствии с существующей классификацией труда по показателям вредности, тяжести и напряженности.

 

Глава 2. Анализ современного российского законодательства, регулирующего  труд несовершеннолетних работников

2.1 Особенности трудоустройства,  профессиональной подготовки (ученичества), приема на работу, перевода и  увольнения несовершеннолетних

 

 

Оформление приема на работу несовершеннолетнего работника  производится по тем же правилам, что  установлены для взрослых работников.

Так же как и взрослый работник, подросток при приеме на работу должен предъявить работодателю:

1) паспорт или иной  документ, удостоверяющий личность. Согласно пункту 1 Указа Президента  РФ от 13.03.1997 N 232 на территории  Российской Федерации основным  документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина  Российской Федерации, который  в соответствии с Положением  о паспорте гражданина Российской  Федерации, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (с  изм. на 22.02.2012), выдается гражданам Российской Федерации, достигшим 14-летнего возраста и проживающим на территории Российской Федерации.

Для лиц, не достигших 14-летнего  возраста, документом, удостоверяющим личность, в Российской Федерации  признается свидетельство о рождении (Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с  регистрационного учета по месту  пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (с изм. на 21.05.2012)). При заключении трудового договора с малолетним ребенком в порядке и на условиях, установленных частью четвертой статьи 63 Трудового кодекса РФ, его родитель (опекун) должен предъявить работодателю свидетельство о рождении, свой паспорт, а опекун, кроме того, и распоряжение руководителя органа опеки и попечительства об учреждении опеки над ребенком;

2) трудовую книжку, если  таковая уже была заведена. Поскольку  именно в период с 18 лет в  основном начинается трудовая  деятельность, редко какой трудоустраивающийся  подросток может представить  трудовую книжку. В том случае, если трудовой договор заключается  с работником впервые, работодатель  заводит на него трудовую книжку  в порядке, установленном Правилами  ведения и хранения трудовых  книжек, изготовления бланков трудовой  книжки и обеспечения ими работодателей,  утвержденными Постановлением Правительства  РФ от 16.04.2003 N 225 (с изм. на 19.05.2008). Поскольку указанный документ не содержит ограничений по возрасту для заведения трудовой книжки, последняя заводится на несовершеннолетнего работника, проработавшего в организации свыше 5 дней. Это означает, что трудовая книжка должна заводиться и на малолетнего ребенка, с которым заключен трудовой договор об участии в создании и (или) исполнении произведений кинематографического, театрального, концертного и циркового искусства.

При заведении трудовой книжки на несовершеннолетнего работника  каких-либо особых трудностей не возникает. Если на момент заполнения бланка книжки работник не получил основное общее  образование, строки «Образование»  и «Профессия, специальность» на первой странице (титульном листе) книжки не заполняются. Если несовершеннолетний работник достиг возраста 14 лет, то он самостоятельно проставляет свою подпись  на титульном листе книжки. Если трудовая книжка заводится на ребенка  младшего возраста, подпись вместо владельца трудовой книжки, по всей вероятности, должен проставить представитель ребенка (родитель или опекун);

3) страховое свидетельство  государственного пенсионного страхования.  Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального  закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в  системе обязательного пенсионного  страхования» (с изм. на 03.12.2011) Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу (лицу, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, заключивший трудовой договор, в силу части первой статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. на 28.07.2012) подлежит обязательному пенсионному страхованию.

Несовершеннолетний работник, впервые поступивший на работу по трудовому договору, получает страховое  свидетельство обязательного пенсионного  страхования через страхователя, то есть работодателя (пункт 2 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона N 27-ФЗ), для чего заполняет предусмотренные  законодательством об индивидуальном персонифицированном учете документы;

4) документ об образовании,  о квалификации или наличии  специальных знаний. В абзаце  шестом части первой статьи 65 Трудового кодекса РФ уточняется, что указанные документы предъявляются  соискателем вакансии при поступлении  на работу, требующую специальных  знаний или специальной подготовки. Однако представляется, что поступающий  на работу подросток должен  в любом случае (даже если работа, на которую он принимается,  не требует особых знаний) представить  документ о получении основного общего образования или о незавершенности такового, поскольку от того, есть ли указанное образование, зависит возможность заключения трудового договора с ним. В случае окончания на момент заключения трудового договора общеобразовательного учреждения работодателю предъявляется аттестат об основном общем образовании, а в случае оставления такового в соответствии с федеральным законом - соответствующая справка из общеобразовательного учреждения.

Следуя части первой статьи 68 Трудового кодекса РФ, работодатель на основании заключенного трудового  договора обязан издать приказ (распоряжение) о приеме на работу несовершеннолетнего  работника, используя для этого  унифицированную форму N Т-1, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Основные сложности при  работе с данной формой возникают  из-за того, что в ней не предусмотрены  реквизиты для раздельного указания условий о режиме труда и отдыха до и после достижения 18 лет и  о соразмерной продолжительности  работе оплате труда. По этой причине  приказы (распоряжения) о приеме на работу чаще всего в нарушение  законодательства о бухгалтерском  учете издаются по простой форме. Только так сотрудники кадровой службы могут обеспечить выполнение части  первой статьи 68 Трудового кодекса  РФ о том, что содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать  условиям заключенного трудового договора.

В ряде организаций практикуется составление приказа (распоряжения) о приеме на работу несовершеннолетнего  работника с приложением, в котором  приводятся положения трудового  договора, отражающие специфику труда  подростка до достижения им возраста 18 лет. При таком подходе сотрудники кадровой службы без опасения путаницы в будущем могут правильно  отразить установленную работодателем  на локальном уровне доплату для  подростков до нормального уровня заработной платы (указание таковой в строке «надбавка» унифицированной формы N Т-1 может привести к спорам относительно правильности расчета заработной платы).

Приказ (распоряжение) о приеме на работу в силу части второй статьи 68 Трудового кодекса РФ объявляется  работнику под расписку в 3-дневный  срок со дня подписания трудового  договора.

На основании приказа (распоряжения) работником кадровой службы вносятся записи в трудовую книжку о приеме работника на работу и  в личную карточку (форма N Т-2), а в  бухгалтерии открывается лицевой  счет работника (форма N Т-54 или N Т-54а).

Личная карточка на работника-подростка  заводится по тем же правилам, что  и для взрослых работников, однако с некоторыми отличиями. Так, для  работника, не получившего основное общее образование, не заполняется  пункт 6 раздела I формы. Пункты 6 и 8 этого  раздела заполняются только в  том случае, если несовершеннолетний работник уже работал по трудовому  договору. В составе семьи такого работника указываются его родители.

После проставления работником подписи после II раздела дополнительные сведения в раздел I не вносятся. Отметки  о получении работником образования  следующих уровней проставляются  в разделе X формы («Дополнительные  сведения»).

После оформления необходимых  учетных документов сотрудник кадровой службы, отвечающий за прием на работу, знакомит несовершеннолетнего работника  с действующими в организации  правилами внутреннего трудового  распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, а также с  коллективным договором (часть третья статьи 68 ТК РФ).

Следующим шагом является соответствующий инструктаж работника  по охране труда (часть вторая статьи 212, статья 225 ТК РФ). Отметим, что именно по причине неподготовленности подростков по охране труда среди этой категории работников самый высокий процент производственного травматизма, за что работодатели привлекаются к административной и уголовной ответственности.

2.2 Особенности правового  регулирования рабочего времени  и времени отдыха несовершеннолетних  работников

 

 

Неблагоприятного воздействия  ранней трудовой деятельности на здоровье и нравственное развитие несовершеннолетних государства - участники Конвенции  о правах ребенка (от 20.11.1989) определяют необходимые требования о продолжительности  дня и условиях труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Вопросу определения продолжительности  рабочего времени для трудящихся-детей  в Трудовом кодексе РФ посвящены  статьи 92 и 94.

Первая определяет механизм сокращения нормальной продолжительности  рабочего времени разновозрастных  несовершеннолетних работников.

Продолжительность ежедневной работы (смены) несовершеннолетнего  работника определяется по правилам статьи 94 Трудового кодекса РФ.

Информация о работе Регулирование труда несовершеннолетних