Регулирование труда несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в анализе особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• рассмотреть правовой статус несовершеннолетних работников;
• провести анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовой статус несовершеннолетних работников…………... 5
1.1Трудовая правоспособность и дееспособность несовершеннолетних …. 5
1.2 Особенности правового статуса несовершеннолетних работников ….... 9
Глава 2. Анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников ……………….. 12
2.1 Особенности трудоустройства, профессиональной подготовки (ученичества), приема на работу, перевода и увольнения несовершеннолетних ………………………………………………………...... 12
2.2 Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетних работников ………………………………….....17
2.3 Дополнительные гарантии несовершеннолетним в сфере труда ……..... 21
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список используемых источников ……………………………………….... 28

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 49.74 Кб (Скачать документ)

В табеле учета рабочего времени время работы несовершеннолетнего  работника в соответствии с Условными  обозначениями, включенными в состав унифицированной формы табеля учета  рабочего времени и оплаты труда  № Т-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, кодируется буквенным кодом «ЛЧ» или цифровым «21» как «сокращенная продолжительность  рабочего времени против нормальной продолжительности рабочего дня  в случаях, предусмотренных законодательством».

Помимо сокращения продолжительности  рабочего времени законодатель предусмотрел для несовершеннолетних работников соответствующее уменьшение норм выработки.

Согласно части первой статьи 270 Трудового кодекса РФ для  работников в возрасте до 18 лет нормы  выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально  установленной для этих работников сокращенной продолжительности  рабочего времени.

Прежде всего, отметим, что  под нормами выработки понимается установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти  и т.д.) в единицу рабочего времени  в определенных организационно-технических  условиях.

Согласно части второй статьи 270 Трудового кодекса РФ для  работников в возрасте до 18 лет, поступающих  на работу после окончания общеобразовательных  учреждений и учреждений начального профессионального образования, а  также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях  и порядке, которые установлены  законами и иными нормативными правовыми  актами, могут утверждаться пониженные нормы выработки. Аналогичная норма  содержалась в части второй статьи 179 ранее действовавшего КЗоТ РФ, однако без конкретизации возраста - она  распространялась на «молодых рабочих, поступающих на предприятие в  организацию по окончании общеобразовательных  школ, профессионально-технических  учебных заведений, а также прошедших  профессиональное обучение на производстве».

Несовершеннолетние работники  имеют такое же право на ежегодный  оплачиваемый отпуск, как и остальные  работники. Однако, для того чтобы  неокрепший и до конца не сформировавшийся организм мог полноценно восстановиться и прийти в норму после длительных трудовых нагрузок, подростку необходимо больше времени, чем взрослому работнику. Исходя из этого, законодатель предусмотрел для несовершеннолетних работников отдых большей продолжительности: если для взрослых работников продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с частью первой статьи 115 Трудового кодекса РФ составляет 28 календарных дней, то для работников в возрасте до 18 лет она согласно части второй той же статьи 115 и на основании статьи 267 Кодекса увеличена до 31 календарного дня.

Поскольку данная гарантия связана с переменной категорией - возрастом, то на практике при ее предоставлении возникает ряд вопросов, главный  из которых заключается в том, как определять продолжительность  отпуска в год, когда работник переходит из одной возрастной категории (несовершеннолетних) в другую (совершеннолетних).

Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможности  пропорционального исчисления продолжительности  ежегодного основного оплачиваемого  отпуска в зависимости от времени  наступления совершеннолетия. Однако это не мешает работодателям определять конкретную продолжительность отпуска  в год достижения работником 18-летнего  возраста из расчета времени, отработанного  в текущем рабочем году до достижения совершеннолетия и после него.

Согласно статье 123 Трудового  кодекса РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который является обязательным как  для работодателя, так и для  работника. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в  удобное для них время. Как  известно, возможность использовать ежегодный основной оплачиваемый отпуск в удобное время работникам, не достигшим 18-летнего возраста, предусмотрена  статьей 267 Трудового кодекса РФ.

Из приведенных положений  можно сделать следующий вывод: если при установлении общей очередности  отпусков работодатель исходит из совокупности производственных интересов и интересов работника, то в случае с несовершеннолетним работником определяющим является желание последнего. В том случае, если на момент составления графика отпусков работник не может определить, какое время для него является удобным, работодатель вправе проставить в графике отпусков планируемую дату начала отпуска самостоятельно. Однако при этом он обязан будет предоставить несовершеннолетнему работнику отпуск в то время, которое тот укажет в своем заявлении. Просьба о предоставлении отпуска «вне очереди» в удобное для работника время подлежит удовлетворению только в том случае, если работник на момент подачи заявления не достиг 18-летнего возраста.

Еще одна льгота по времени  использования отпуска несовершеннолетними  работниками предусмотрена статьей 122 Трудового кодекса РФ. Согласно частям второй и третьей указанной  статьи право на использование отпуска  за первый год работы возникает у  работника по истечении 6 месяцев  его непрерывной работы в данной организации; до истечения указанного срока оплачиваемый отпуск должен быть предоставлен работнику в возрасте до 18 лет по его заявлению. И эту  просьбу работника работодатель обязан удовлетворить только в том  случае, если на момент подачи заявления  работник не достиг совершеннолетия. Впрочем, если 17-летний подросток, которому через 2 месяца после приема на работу исполнится 18 лет, обратится к работодателю с просьбой о предоставлении отпуска  после своего дня рождения, возможность  использования отпуска до истечения 6 месяцев непрерывной работы нельзя считать утраченной: руководствуясь частью второй статьи 122 Трудового кодекса  РФ, стороны могут решить вопрос о предоставлении отпуска до истечения  указанного срока по договоренности между собой.

 

2.3 Дополнительные гарантии  несовершеннолетним в сфере труда

 

Защищая права несовершеннолетних работников на благоприятные условия  жизни и здоровье, законодатель запретил привлекать их к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Согласно статье 268 Трудового  кодекса РФ работодателю запрещается:

1) направлять работников  в возрасте до 18 лет в служебные  командировки. Данный запрет был  наложен законодателем ввиду  ряда опасностей, которые чаще  всего возникают в ходе дальних  поездок, а также повышенной  виктимности подростков.

2) привлекать работников  в возрасте до 18 лет:

- к сверхурочной работе.

- к работе в ночное  время. 

- к работе в выходные  и нерабочие праздничные дни. 

Предусмотренные же этой нормой исключения касаются несовершеннолетних работников строго определенной сферы. Как следует из ее положений, из-под  действия запрета на привлечение  работников в возрасте до 18 лет к  сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие  праздничные дни, на направление  их в служебные командировки исключены  несовершеннолетние творческие работники  средств массовой информации, организаций  кинематографии, театров, театральных  и концертных организаций, цирков и  иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с  перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Дисциплинарная ответственность. Несовершеннолетний работник наравне  со взрослыми работниками может  быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Однако, для того чтобы  действия работодателя были признаны правомерными, сотрудники кадровых служб  и юристы организаций обязаны обеспечить выполнение требований статьей 192 и 193 Трудового кодекса РФ. Если же к работнику применяется крайняя мера дисциплинарного взыскания - увольнение по соответствующим основаниям, то также и требования соответствующих статей Кодекса, устанавливающих порядок прекращения трудовых отношений.

Трудовые отношения с  несовершеннолетним работником прекращаются по тем же основаниям, что и со взрослыми работниками, за тем лишь исключением, что некоторые основания  к ним не могут быть применены  в принципе, поскольку распространяются на особые категории работников (например, основания, предусмотренные пунктами 8 - 10 статьи 81 ТК РФ).

Некоторые основания прекращения  трудового договора неприменимы  к трудовым отношениям с участием несовершеннолетних в силу запретов по совершению работодателем в отношении  несовершеннолетних отдельных процедур. Так, правомерность увольнения работника, не достигшего 18 лет, по подпункту «б»  пункта 3 статьи 81 ТК РФ может быть поставлена под сомнение в связи с тем, что по общему правилу лица, проработавшие  в занимаемой должности менее 1 года, аттестации не подлежат, а увольнение по данному основанию - в связи  с несоответствием работника  занимаемой должности или выполняемой  работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, - не может быть произведено иначе, кроме как по результатам аттестации. Даже в том случае, если несовершеннолетний работник был включен в перечень работников, подлежащих аттестации (например, по мотиву того, что он уже проработал в организации свыше 1 года), суд  при рассмотрении спора в связи  с восстановлением на работе несовершеннолетнего, уволенного по подпункту «б» пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ, будет исходить из положения пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 20.06.1973 N 7 «О некоторых  вопросах, возникших при применении судами Российской Федерации законодательства о труде молодежи» (с изм. на 25.10.1996), согласно которому увольнение рабочих и служащих из числа молодежи по мотиву несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации является недопустимым, если будет установлено, что работник не мог овладеть техникой производства из-за отсутствия достаточного опыта и навыков в труде либо не в состоянии справиться с порученной ему работой в связи с непродолжительностью трудового стажа.

В связи с тем что  процедура расторжения трудового  договора с несовершеннолетним работником крайне трудоемка и бюрократична, работодатели любыми способами стремятся  избежать ее и прекратить трудовой договор с подростком «по его  собственному желанию». Заметим, что  решение работодателя об увольнении работника по пункту 3 статьи 77 Трудового  кодекса РФ в таких условиях не только может быть признано неправомерным  ввиду порока воли работника, но и  не освобождает работодателя от контактов  с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Выполнив все предписанные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами действия, кадровая служба готовит  приказ (распоряжение) об увольнении работника. Для этого используется унифицированная  форма № Т-8.

В том случае, если оформляется  увольнение по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации), в строке «Основание (документ, номер, дата)» формы N Т-8 указываются  реквизиты письма государственной  инспекции труда, в котором содержится разрешение на расторжение трудового  договора, а также постановления  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с аналогичным  разрешением.

Применительно к расчетам с несовершеннолетним работником считаем  нужным обратить внимание сотрудников  кадровых служб и бухгалтерий  на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно пункту 6 его статьи 9 работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

 

Заключение

 

На сегодняшний день детский  труд встречается практически в  любой точке земного шара, однако, безусловно, наибольшее распространение  он получил в бедных и развивающихся  регионах. По данным Международной  организации труда, в аграрном секторе  трудится в два раза больше детей, чем в других отраслях экономики  в городских условиях. Однако при  этом наблюдается тенденция неуклонного  увеличения числа работающих городских  детей, главным образом в сфере  услуг и неформальном секторе  экономики.

Основной причиной, побуждающей  детей работать, является бедность - зачастую их заработок позволяет  выживать всей семье, особенно это касается неимущих, неблагополучных и многодетных  семей.

Надо сказать, что наша страна пока еще более благополучна по сравнению со многими другими, поскольку Конституцией РФ гарантируются  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования (часть вторая статьи 43), а стало  быть, даже семьи, находящиеся за чертой бедности, должны нести только сопутствующие  расходы на образование (книги и  другие школьные принадлежности, одежда и обувь, транспорт и т.д.). Однако иногда даже эти расходы могут  явиться основанием для направления  детей на работу.

Другие факторы, заставляющие детей оставлять обучение и отдавать предпочтение работе, могут лежать как в плоскости качества образования, так и в чисто психологической  сфере.

В результате одни дети уходят из школы из-за необходимости работать, а другие настолько в ней разочаровываются, что сами предпочитают идти на работу. Эти дети могут остаться полностью  или функционально неграмотными, навсегда потерять возможность получения  общеобразовательных навыков, необходимых для становления личности в обществе и сфере труда, и таким образом перестать быть полезными для государства и превратиться в обузу.

Вот почему именно государство  заинтересовано в жесткой регламентации  привлечения детей к труду, особенно в раннем возрасте.

Поскольку дети составляют интеллектуальный, кадровый, репродуктивный и оборонный потенциал любого общества, оно должно заботиться о  них всеми доступными и приемлемыми  для этого способами. Состояние  государства находится в прямой зависимости от того, как оно защищает здоровье своих детей, как обеспечивает их права на образование, нормальное развитие и др., какие меры предпринимает  для подготовки детей к полноценной  жизни в обществе, для развития у них необходимых качеств  и навыков.

Главной задачей государства  в сфере труда и занятости  выпускников общеобразовательных  школ, учреждений начального, среднего специального профессионального образования  является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор  профессии с помощью различных  мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан  на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Значительная роль в решении  данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащем дополнительные гарантии по обеспечению занятости  молодежи, охране труда, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности.

Информация о работе Регулирование труда несовершеннолетних