Предмет трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 19:24, контрольная работа

Описание

Трудовое право регулирует трудовые отношения. В недалеком прошлом они были трудовыми отношениями только рабочих и служащих, поскольку их труд базировался на государственной собственности, которая практически являлась единственной формой собственности. Кооперативно-колхозная собственность, закрепленная Конституцией 1977 г., очень близко примыкала к государственной собственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Предмет трудового права …………………………………………………………………4
2. Механизм правового регулирования общественного труда ……………………………8
3. Трудовое право и рынок труда ………………………………………………….………12
Заключение ………………………………………………………………………………...16
Список литературы …………………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

контрольная по праву.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

     Работники, которым в соответствии со ст. 170-172 ТК предоставляются гарантии и компенсации  при выполнении государственных  и общественных обязанностей, разделены на четыре группы:

  • работники, освобожденные от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления;
  • работники, выбранные в профсоюзные органы без освобождения от исполнения трудовых обязанностей;
  • работники, ставшие членами комиссий по трудовым спорам;
  • работники, освобождаемые от работы в соответствии с действующим законодательством для выполнения государственных и общественных обязанностей.

     Такая классификация работников предопределена сложившейся системой правового регулирования гарантий и компенсаций в зависимости от причин освобождения от выполнения трудовых обязанностей.

     Статья 170 ТК значительно отличается от аналогичной  ст. 111 КЗоТ. Во-первых, в Трудовом кодексе нет перечня тех случаев выполнения государственных или общественных обязанностей, когда работающие в соответствии с федеральными законами выполняют эти обязанности в рабочее время. Во-вторых, ст. 170 ТК называет только одну гарантию для работников, на законных основаниях привлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей, - сохранение места работы (должности); В-третьих, широк круг нормативных правовых актов, которые следует иметь в виду, выясняя законность привлечения работника к выполнению государственных и общественных обязанностей и суммы полагающихся ему выплат. 

     В соответствии со ст. 24 (п. 12) Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Материальное обеспечение народных заседателей за время участия в осуществлении правосудия предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 17 ноября 1999 г.N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. Время исполнения народным заседателем своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (п. 4 ст. 11).

     Арбитражному  заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых  он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом  субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается вознаграждение в размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. 

     Гарантийные и компенсационные выплаты, полагающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению, перечислены в ст. 131 Налогового кодекса. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, определены в Положении, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298. В нем, в частности, говорится, что за лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

     Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утв. Минтрудом России по согласованию с Минфином России. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе. 

     B соответствии со ст. 9 Закона РФ "О коллективных договорах  и соглашениях" лица, участвующие  в переговорах в качестве представителей  сторон, а также специалисты, приглашенные  для участия в работе комиссии, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

     Оплата  труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников  производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).

     Коллективным  договором может быть предусмотрено  освобождение от работы тех лиц, которые  по поручению трудового коллектива защищают его интересы перед работодателем, в судах и иных государственных  органах. В подобных случаях в  коллективном договоре оговариваются период освобождения от работы, размер и источник гарантийной выплаты.

     Для выборных профсоюзных работников гарантии, обеспечивающие им возможность наиболее полно осуществлять общественную деятельность, были представлены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

     Применительно к членам комиссий по трудовым спорам (КТС) в ст. 171 ТК названа лишь одна гарантия - предоставление свободного от работы времени для участия в работе КТС с сохранением среднего заработка. Об этом же ранее говорилось в ст. 235 КЗоТ. Об исчислении среднего заработка см. ст. 139 ТК.

     Как следует из ч. 3 ст. 171, увольнение членов КТС по инициативе работодателя производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа. В ст. 373 ТК представлен порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

     Гарантии  выборным работникам, занятым в государственных  органах и в органах местного самоуправления, в Трудовом кодексе  не называются. Их можно найти в первую очередь в федеральных законах, определяющих статус депутатов государственных органов различных уровней. Так, в Федеральном законе "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (он действует в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) есть ст. 25 "Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы", ст. 26 "Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы" и др., в которых подробно освещены гарантии и компенсации, полагающиеся членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и их помощникам.

     Условия осуществления лицом, избранным  в законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов РФ, депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности), в том числе полагающиеся им гарантии и компенсации, устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

     В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями и  дополнениями статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий, гарантии прав должностных лиц местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Трудовое право  и рынок труда 

     Основополагающими положениями, регулирующими отношения  граждан в сфере занятости, являются статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: ТК РФ, Закон РФ "О занятости населения в РФ", Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", а также ряд других законов. Так в ст.37 Конституции РФ содержится:

     1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

     2. Принудительный труд запрещен.

     3. Каждый имеет право на труд  в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на  вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

     4. Признается право на индивидуальные  и коллективные трудовые споры  с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

     5. Каждый имеет право на отдых.  Работающему по трудовому договору  гарантируются установленные федеральным  законом продолжительность рабочего  времени, выходные и праздничные  дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

     Отсюда  видно, что среди прав, гарантируемых  Конституцией, нет действовавшего в  СССР права на труд, т.е. гарантированного права на занятость. Какие же гарантии в области занятости предоставляет  гражданам российское законодательство, чего конкретно они вправе требовать от органов государственной власти, обращаясь при необходимости за защитой своих прав в суд? Ответ на этот вопрос дают положения Закона о занятости. Закон предусматривает систему гарантий государства его гражданам в области занятости и социальной поддержки безработных. Приведем эти гарантии. Так, согласно п.1 ст.12 Закона, государство гарантирует гражданам:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

     Что же касается безработных граждан, то для них в п.2 ст.12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных. Согласно п.2 ст.12, государство гарантирует безработным гражданам:

  • бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки;
  • компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

     Статьей 13 Закона предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных  категорий населения.

     1.Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем: разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

     2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ". Механизм введения квоты определяется Правительством РФ.

     3. Жены (мужья) военнослужащих и  граждан, уволенных с военной  службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.

     Гарантии  социальной поддержки безработных  приводятся в ст.28 Закона.

     1. Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Информация о работе Предмет трудового права