Права профсоюзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание

Для достижения уставных целей Профсоюз через свои выборные органы в соответствии с действующим законодательством решает следующие задачи:
Разрабатывает меры и добивается повышения уровня жизни работников объединяемых отраслей.
Участвует в формировании социально-экономической политики, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам, дает им социальную оценку.
Представляет интересы работников в социальном партнерстве с работодателями, объединениями работодателей, организациями бизнеса, органами власти и хозяйственного управления на всех уровнях, ведет коллективные переговоры, заключает коллективные договоры и соглашения, осуществляет контроль за их выполнением.
Вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления предприятий в соответствии с их уставами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Классификация прав профсоюзов 6
2.Основные права профсоюзов 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

проф право контр.docx

— 39.68 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Классификация  прав профсоюзов 6

2.Основные  права профсоюзов 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов1 России, их роли  и месте в обществе.  Своеобразным  символом   этой   борьбы   стала драматическая судьба  закона  «О  профсоюзах,   их   правах   и   гарантиях деятельности».   Его   принятию   всячески   сопротивлялись   те,   кто   не заинтересован в  существовании  сильных  объединений  трудящихся,  способных отстаивать  их  законные   права   и   интересы,   противостоять   произволу работодателей. В числе противников закона  оказались  и  ультра  либеральные реформаторы  из  властных  структур,  и  некоторые  наши  «коллеги»  из  так называемых альтернативных профсоюзов, для которых  борьба  с  ФНПР,  похоже, куда важнее защиты интересов наемных работников. Закон дал твердую  правовую основу для сложившейся практики профсоюзной деятельности, а в  ряде  случаев и расширил наши возможности. Для нас важно, что закон  содержит в  себе  ряд обязывающих положений  для Правительства, органов государственной  власти  и местного    самоуправления,    работодателей.    Он    гарантирует     право беспрепятственного создания и деятельности профсоюзов, исключая  возможность произвольного вмешательства в наши дела со  стороны  органов  исполнительной власти, защищает права профсоюзных  активистов,  профсоюзную  собственность.

Закон делает профсоюзы  главным  объектом  коллективных  договоров  на  всех уровнях, представляет им широкие права контроля  за  соблюдением  социально - трудовых прав работников, экологических стандартов.

Но история нашей страны учит нас, что любой даже самый прекрасный закон может оставаться мертвой буквой, пустой декларацией.  Дело  каждого из  нас наполнить  его  живым  содержанием,  активно   использовать   представленные законом возможности в интересах трудящихся и их профессиональных союзов.

Для достижения уставных целей Профсоюз через свои выборные органы  в соответствии с действующим законодательством решает следующие задачи:

  1. Разрабатывает меры и добивается повышения уровня жизни работников объединяемых отраслей. 
  2. Участвует в формировании социально-экономической политики, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам, дает им социальную оценку.
  3. Представляет интересы работников в социальном партнерстве с работодателями, объединениями работодателей, организациями бизнеса, органами власти и хозяйственного управления на всех уровнях, ведет коллективные переговоры, заключает коллективные договоры и соглашения, осуществляет контроль за их выполнением.
  4. Вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления предприятий в соответствии с их уставами. 
  5. Защищает права членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, на оплату труда без какой бы то ни было дискриминации, достаточную для поддержания достойного уровня жизни работников и членов их семей. 
  6. Принимает участие в разработке государственной программы и формировании отраслевых программ занятости, примеры по социальной защите работников, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организаций, сокращения численности или штатов, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о занятости.  
  7. Участвует в урегулировании индивидуальных и коллективных трудовых споров (включая забастовки).
  8. Организует и принимает участие в проведении массовых мероприятий профсоюзов, в том числе собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, забастовок и других коллективных действий. 
  9. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.  
  10. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач  и представленных профсоюзам прав. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Классификация прав профсоюзов

Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными (статутными) правами профсоюзов являются:

  • Право представительства работников.

Право на участие в нормотворческой  и правоприменительной деятельности.

  • Право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд.
  • Право на содействие занятости.
  • Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
  • Право на коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании.
  • Право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
  • Права в области охраны Труда и окружающей природной среды.
  • Права на социальную защиту работников, на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. И, как доказала Снигирева И.О., если правоспособностью  в сфере труда обладают все  профсоюзы, то дееспособностью, т.е. способностью своими действиями осуществлять предоставленные  им права, обладают не профсоюзы в  целом, а только их органы.

                                 

 

2.Основные права профсоюзов

Право представительства  работников закреплено за профсоюзами  ст. 31 ТК РФ 2 “О коллективных договорах и соглашениях”. Они представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Закон “О коллективных договорах и соглашениях” в ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюза уполномочили его представлять их интересы. Право на ведение коллективных переговоров предоставляется профессиональным союзам в лице их соответствующих органов.

Профсоюзы участвуют в  правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в  рассмотрении трудовых споров, защищая  при этом права работников. Для  такого участия в правовом регулировании  труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве  и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового  законодательства.

Так, проекты законодательных  актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются  федеральными органами государственной  власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются  и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные  акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед  их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним  замечания, предложения.

Все нормативные условия  социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются  с участием профсоюзов.

Первичный профсоюзный орган  на производстве — профком в соответствии с ТК РФ принимает участие в правоприменении.

На практике до сих пор  почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку  почти все члены трудового  коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились  задуманные законодателем разновидности  профсоюзов на производстве. Закон  о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и  профсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными  возможностями, т.е. правами в процессе управления социальными делами предприятия.

Профсоюзы3 представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например, профком, защищая интересы работника, отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата.

 Используя право представительства,  профсоюз активно реализует свою  защитную функцию, которая является  важнейшей гарантией трудовых  прав и законных интересов  всех работников и каждого  из них в отдельности.

Право профсоюзов на участие  в нормотворческой и правоприменительной  деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве  выражается и в том, что профкомы организаций участвуют в создании локальных норм трудового права, повышающих по сравнению с законодательством  социальные гарантии для работников данного производства.                   

Права профкома организации широко предусмотрел в различных его главах по его участию в применении администрацией многих норм трудового права.

При этом права профкома классифицируются по объему прав в  правоприменении на четыре вида:

1. Права исключительно  его компетенции, он их не  делит с администрацией. Это право  назначать пособие по больничному  листку в соответствии со ст 9 ТК РФ 4, которое выплачивается через кассу организации, выдавать путевки в дома отдыха, санатории, профилактории, право контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства.

2. Совместные с администрацией  права. Это совместные подготовка  и заключение коллективного договора, определение кандидатов на Доску  почета, в Книгу почета (там, где  они есть), представление к наградам  за выдающиеся результаты в  труде, распределение жилплощади, установление 5 или 6 дневной рабочей  недели, перерывов для кормления  ребенка (до полутора лет) и  др. В совместных правах воля  администрации и профкома одинаковы  как по их инициативе в соответствующих  вопросах, так и по решению  вопросов.

3. Права согласительного  характера, когда норма права  применяется волей администрации,  но она должна быть согласована  с профкомом. Согласительного  характера прав у профкома  много: согласие профкома на  перевод членов профкома на  другую работу, на увольнение  по инициативе администрации  члена соответствующего профсоюза  без вины работника, на организацию  сверхурочных работ, работ в  выходные и праздничные дни,  утверждение графиков сменности,  очередности отпусков и ряд  других правоприменительных действий  администрации лишь с согласия  профкома (установление систем оплаты  труда, форм материального поощрения,  утверждения Положения о премировании, замена и пересмотр норм труда  и др.). Таким образом, профкомы имеют право участвовать по некоторым вопросам в реализации управленческой компетенции администрации.

4. Права совещательного  характера, когда администрация  осуществляет правоприменение с  предварительного уведомления об  этом  профсоюзов за определенный  срок. В этот срок профсоюзный  орган  может высказать свое  мнение, рекомендации по данным  правоприменительным действиям  администрации.

Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Так, права  профсоюзов по защите права на труд заключаются в следующем5:

1. Принимают участие в  разработке государственной политики  занятости.

2. Защищают права своих  членов от незаконных переводов  и увольнений и способствуют  восстановлению на работе незаконно  уволенных.

3. Предлагают меры по  социальной защите высвобождаемых  лиц, закрепляют эти меры в  коллективных договорах, социально-партнерских  соглашениях на основе законодательства.

4. Мероприятия по ликвидации  организации, структурных подразделений,  полная или частичная приостановка  производства, влекущие за собой  сокращение рабочих мест или  ухудшение условий труда, должны  осуществляться работодателем лишь  при предварительном уведомлении  об этом соответствующих профсоюзов  не менее чем за три месяца  и проведении с ними переговоров  по соблюдению прав и интересов  трудящихся.

5. Осуществляют контроль  за состоянием занятости, соблюдением  законодательства в области занятости.

6. Имеют преимущественное  право на ведение коллективных  переговоров с работодателями  и администрацией, заключение коллективных  договоров и соглашений и контролируют  их выполнение. В них они могут  закрепить дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп.

Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона о профсоюзах и ст. 21 Закона РФ о занятости. В этой области  профсоюзы имеют следующие права6:

1. Принимать участие в  разработке государственных программ  занятости, предлагать меры по  социальной защите членов профсоюза,  высвобождаемых в результате  реорганизации или ликвидации  организации.

2. Вносить в правительство  республик в составе РФ, местные  органы власти предложения о  перенесении сроков или временном  прекращении реализации мер, связанных  с высвобождением работников.

3. Осуществлять защиту  социальных гарантий трудящихся  в вопросах обеспечения занятости,  приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций  в соответствии с законодательством.

4. Соответствующие органы  профсоюзов должны быть предварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем  массовом высвобождении работников  в связи с рационализацией  производства, совершенствованием  организации труда, ликвидацией,  перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой  производства по инициативе органов  управления, работодателя.

5. Органы управления, работодатели  по предложению профсоюзов проводят  взаимные консультации по проблемам  занятости. По их итогам могут  заключаться соглашения о мерах  по содействию занятости.

Информация о работе Права профсоюзов