Права профсоюзов в международно правовых актах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:16, контрольная работа

Описание

Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации : «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов»1.
Профессиональные союзы — наиболее массовая общественная организация,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 История развития профсоюзных организаций в России и за рубежом ...........4
2 Реализация профсоюзами своих прав………………………………………….9
2.1 Организационная самостоятельность профсоюзов………………………..9
2.2 Правотворческая деятельностью профсоюзов…………………………….14
2.3 Правоприменительные полномочия профсоюзов…………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………...28

Работа состоит из  1 файл

проф право.docx

— 58.06 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1 История развития  профсоюзных организаций  в России и за  рубежом ...........4

2  Реализация профсоюзами своих прав………………………………………….9

  2.1 Организационная самостоятельность профсоюзов………………………..9

  2.2 Правотворческая  деятельностью профсоюзов…………………………….14

  2.3 Правоприменительные  полномочия профсоюзов…………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации : «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов»1.

   Профессиональные союзы — наиболее массовая общественная организация,

объединяющая в своих  рядах не только работающих в различных  сферах народного хозяйства, но и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования, а также работников, временно не работающих, и пенсионеров, состоящих в первичной профсоюзной организации.

   В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются задачи, стоящие перед профсоюзами, этому соответствуют и коренные изменения в правовых основах создания профсоюзов, регулировании их отношений с органами государственной власти и управления, работодателями, различными общественными объединениями и др.

   Если социальное назначение профессиональных союзов— представлять и защищать права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе, которая меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых профсоюзы участвуют, но прежде всего – от основных экономических отношений – от отношений собственности, социально-экономической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов.

     Например : возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы; укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости).

1 История развития  профсоюзных организаций  в России и за  рубежом

 

     Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные  условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в.    

В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена, как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.    

По  мере развития рабочего движения профсоюзы  законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят Закон о профсоюзах, который дал определение профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца XIX в. — начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием после первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас. Однако происшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уровня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции — около 20%, Японии, Германии и Италии — от 30—40%. Значительное число наемных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы.     

Свой  исторический путь прошли и профсоюзы  России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной  власти. Они стали выполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: "Профсоюзы — лицом к производству". Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции — производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации. Авторитет их неуклонно падал.    

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего, профсоюзы декларируют твердую  приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.    

Правовая  основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов2. 12 января 1996 г. был принят Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав профсоюзов.3     

До  принятия указанного Закона важную роль в определении правового статуса  профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. "Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике". В нем органам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности предписывалось "обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений".4     

В настоящее время в России действуют  Конвенции МОТ № 11 "О праве  на организацию и объединение  трудящихся в сельском хозяйстве" (1921) и №87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948), согласно которым трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.    

В Трудовом кодексе Российской Федерации в статьях гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения.5 Поэтому положения ФЗ РФ от 12 января 1996г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" следует применять с учетом новейшего законодательства.    

Если  социальное назначение профессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников —  было и остается неизменным, то этого  нельзя сказать об их правовой базе.    

Ранее конкретную юридическую базу имел только один профсоюзный орган — профсоюзный  комитет предприятия, учреждения, организации. Она определялась нормативным актом  — "Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.6     

Правовая  регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п.2 ст. 5 Закона от 12 января 1996 г.). Внутри профсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными.     

Корпоративные нормы не могут быть отнесены к  законодательству, поскольку государство  не участвует в их разработке и  принятии. Выполнение корпоративных  норм не подкреплено принудительной силой государства. Однако если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам.    

Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон "регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами" (ст. 1 Закона от 12 января 1996 г.).    

Одновременно  с этим Законом были приняты ФЗ РФ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г.,"О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г.,Законы Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г., 9 "О занятости населения в Российской Федерации" в ред. 20 апреля 1996 г.10 и ряд других.    

Это законодательство отражает новые социально-экономические условия, сложившиеся в Российском государстве, и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов. 

 

 

 

 

 

 

 

2  Реализация профсоюзами своих прав

2.1 Организационная самостоятельность профсоюзов

   Из  определения профсоюза следует, что он создается с целью защиты социально-трудовых прав и интересов  граждан. Реализация данной цели предполагает наличие у профсоюзов соответствующих  прав, позволяющих обеспечить защиту прав и интересов граждан.    

С точки зрения процессуальных особенностей реализации прав профсоюзов можно выделить три группы полномочий, направленных на обеспечение защиты профсоюзами  прав и интересов граждан.     

В первую группу следует включить права, призванные обеспечить организационную самостоятельность профсоюзов при осуществлении своей деятельности. Независимость профсоюзов от органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей и их объединений, свободное осуществление ими своей деятельности по защите прав и интересов человека и гражданина провозглашены в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, ст. 5, 11 Конвенции МОТ N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию, ст. 2 Конвенции МОТ N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, ст. 5 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".11     

Права профсоюзов на организационную самостоятельность  на первый взгляд непосредственно не связаны с защитой прав и свобод граждан. Однако зависимость профсоюза от органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей может не позволить им защитить права и свободы граждан, если они нарушены указанными органами и организациями. Поэтому права, призванные обеспечить организационную самостоятельность профсоюзов, являются фундаментом их деятельности по защите прав и свобод граждан. Нельзя не заметить, что реализация прав на организационную самостоятельность профсоюзами имеет свои процессуальные особенности. Далеко не все профсоюзы имеют возможность использовать существующие способы защиты от незаконного вмешательства в их деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и работодателей. К примеру, работодатели зачастую устанавливают для работников, отказавшихся от членства в профсоюзе, дополнительные льготы, отказываются предоставлять профсоюзам помещения, средства связи для ведения уставной деятельности. В этом случае у профсоюза могут возникнуть убытки, связанные с необходимостью аренды помещений, средств связи, неполучением профсоюзных взносов. Взыскать такие убытки с работодателя профсоюзу не всегда удается.     

Как уже отмечалось, не каждый профсоюз имеет статус юридического лица, а  лишь профсоюз, прошедший уведомительную регистрацию. В свою очередь по правилам гражданского или арбитражного процесса взыскать убытки вправе лишь профсоюз, имеющий права юридического лица. Профсоюзы, не прошедшие уведомительную регистрацию, не имеют возможности оформить заявление в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, а также полномочия представителя профсоюза, они не могут и получить взыскиваемые в их пользу средства.    

Информация о работе Права профсоюзов в международно правовых актах