Понятие, виды, начисления и подтверждение трудового стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы прежде всего:
· изучить механизм нормативно-правового регулирования отношений связанных с трудовым стажем и его значением в праве социального обеспечения.
В соответствии с поставленной целью работы необходимо реализовать следующие задачи:
· дать понятие и рассмотреть значение трудового стажа;
· проанализировать виды трудового стажа их различия и особенности;
·проанализировать процедуру начисления и порядок подтверждения трудового стажа с целью назначения пенсий.

Содержание

Введение
Понятие, виды, начисления и подтверждение трудового стажа.
Понятие трудового стажа
Виды стажа, общая характеристика видов стажа в социальном обеспечении
1.3 Общие правила начисления трудового стажа
1.4 Подтверждение трудового стажа
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 49.58 Кб (Скачать документ)

 

Уважительным признается увольнение по собственному желанию  инвалидов, пенсионеров по старости, беременных женщин, матерей, имеющих  детей в возрасте до 8 лет, а также  рабочих и служащих, имеющих на своем иждивении трех или более  детей, не достигших 16 (учащихся - 18) лет.

В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или  другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной  охране, в органах специальной  связи или горноспасательной  части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе  в сельском хозяйстве.

1.4  Подтверждение трудового  стажа

Любой юридический факт в  юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение, его также  нужно доказать.  Порядок подтверждения трудового стажа в настоящее время регулируется, прежде всего, ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях», а также Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливающим правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

Ф.З. 1990 г. «О государственном  пенсионном обеспечении» предусматривает  два способа подтверждения трудового  стажа. Первый, основной способ, — подтверждение  трудового стажа документами. Центральным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа — общий, специальный, страховой и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также все иные периоды, которые в него включаются (время ухода за ребенком, инвалидом, пребывание на временно оккупированной территории и т. д.).

Второй способ, вспомогательный, состоит в подтверждении стажа  свидетельскими показаниями. В таком  порядке может подтверждаться лишь стаж работы (кроме работы у отдельных  граждан), к тому же при определенных условиях и лишь для назначения государственной  пенсии. Ни страховой, ни непрерывный  трудовой стаж свидетельскими показаниями  доказывать нельзя.

Подтверждение стажа свидетельскими показаниями могут устанавливаться  на основании показаний двух или  более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. Невозможность  восстановления документов подтверждается соответствующими справками организации  либо архивного орган о несохранности  данных о личном составе работающих в соответствующий период.

 К заявлению гражданина  об установлении периода его  работы по свидетельским показаниям  должны быть приложены:

1) документ государственного (муниципального) органа, на территории  которого произошло стихийное  бедствие, подтверждающий число,  месяц, год, место и характер  произошедшего стихийного бедствия;

2) документ работодателя  или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий  факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

3) справка архивного учреждения  или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия  архивных данных о периоде  работы, устанавливаемом по свидетельским  показаниям.

Особый порядок установления стажа работы предусмотрен для случаев  массовой утраты документов о стаже  в результате чрезвычайных ситуаций. В этих случаях стаж устанавливается  комиссиями  по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав этих комиссий включаются представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками  представительных органов и других заинтересованных организаций.

Установление факта работы, профессии (должности) и периода  работы в данной организации осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справки  профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и другие), а в случае их отсутствия – на основании показаний двух или  более свидетелей, знающих  заявителя по совместной работе с  ним в одной организации или  одной системе.

Если работник до поступления  в данную организацию уже работал, комиссия принимает меры к получению  документов подтверждающих этот факт.  По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды  работы, профессия (должность) и продолжительность  трудового стажа каждого работника.  Администрация организации на основании  акта выдает работнику дубликат трудовой книжки. При этом в графе 4 указываются  дата и номер акта комиссии, на основании  которого произведены соответствующие  записи в дубликате. Периоды трудовой деятельности, установленные комиссией, включаются в общий и специальный  трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, а также для установления надбавок к должностному окладу за выслугу лет как время работы, подтвержденное документами.

Рассмотренный выше порядок, как уже говорилось, относится  к случаям, когда документы организации  утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, и не исключает возможности  установления трудового стажа по свидетельским показаниям в обычном  порядке, если невозможно получить документы  о трудовой деятельности, имевшей  место до поступления на работу в  организацию, утратившую документы  в связи с чрезвычайными ситуациями.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может  в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии. Есть еще одно правило  при определении продолжительности  стажа работы по показаниям свидетелей:  если свидетели указывают период работы заявителя различной продолжительности, то установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Стаж работы, установленный  по свидетельским показаниям, учитывается  как при определении права  на пению, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности  трудовой деятельности. В связи с  этим стажем пенсия может назначаться  не только на общих основаниях, но и  в связи  с особыми условиями  труда либо за выслугу лет. Однако при наличии документов об общем  трудовом стаже, в которых отсутствуют  данные о характере работы, дающих право на льготную пенсию или пенсию за выслугу лет, по свидетельским  показаниям характер такой работы устанавливаться  не может.

При установлении периода  работы по свидетельским показаниям учитывается:

- период работы, начиная  с достижения работником возраста, с которого допускается заключение  трудового договора в соответствии  с трудовым законодательством,  действовавшим на день возникновения  соответствующих правоотношений;

- свидетельские показания  только за тот период совместной  работы, в который свидетель достиг  возраста, с которого допускается  заключение трудового договора  в соответствии с трудовым  законодательством, действовавшим  на день возникновения соответствующих  правоотношений.       На  основании заявления гражданина  период его работы по свидетельским  показаниям может устанавливаться  также и до наступления условий,  дающих право на трудовую пенсию.

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации  открывает индивидуальный лицевой  счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые  позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

 В соответствии со  ст.6 ФЗ «"Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе государственного  пенсионного страхования" (с изменениями  от 25 октября 2001 г.) индивидуальный  лицевой счет застрахованного  лица должен содержать следующие  сведения:

1) страховой номер;

2) фамилию, имя и отчество; фамилию, которая была у застрахованного  лица при рождении;

3) дату рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес постоянного места  жительства;

7) серию и номер паспорта  или удостоверения личности, дату  выдачи указанных документов, на  основании которых в индивидуальный  лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование  выдавшего их органа;

8) гражданство;

9) номер телефона;

10) периоды трудовой и  иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий стаж для  назначения государственной трудовой  пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями  труда, работой в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях, выслугой лет, работой  на территориях, подвергшихся  радиоактивному загрязнению;

11) заработную плату или  доход (за каждый месяц страхового  стажа), на которые начислены страховые  взносы в Пенсионный фонд Российской  Федерации в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

12) сумму заработка или  дохода (за каждый месяц страхового  стажа), который учитывается при  назначении трудовой пенсии;

13) сумму начисленных данному  застрахованному лицу страховых  взносов (за каждый месяц страхового  стажа), включая страховые взносы  за счет работодателя и страховые  взносы самого застрахованного  лица;

14) сумму уплаченных за  данное застрахованное лицо страховых  взносов, включая страховые взносы  за счет работодателя и страховые  взносы самого застрахованного  лица;

15) периоды выплаты пособия  по безработице;

16) периоды военной службы  и другой приравненной к ней  службы, включаемые в общий трудовой  стаж;

17) сведения о назначении (перерасчете), индексации и начислении  пенсии.

Лицевой счет хранится Пенсионным фондом Российской Федерации в течение  всей жизни застрахованного лица. После смерти застрахованного лица лицевой счет закрывается и хранится в течение срока, предусмотренного для хранения пенсионных дел.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, периоды, включаемые в стаж, подтверждаются документами об уплате соответствующих  обязательных платежей, выдаваемыми  в установленном порядке территориальным  органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Трудовой стаж имеет крайне важное значение в праве социального  обеспечения. Его наличие существенно  влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального  обеспечения, так как право на многие виды пенсий поставлено в зависимость  от участия граждан в трудовой или иной общественно - полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое  оформление через институт трудового  стажа. Регулирующие его нормы составляют самостоятельный институт права  социального обеспечения. При этом следует иметь в виду что трудовой стаж тесно связан с другими отраслевыми  институтами.

Трудовой стаж - это исчисленная  в установленном порядке продолжительность  трудовой, иной общественно полезной деятельности, а также других периодов, указанных в законе, с которыми связано наступление определенных правовых последствий.

В законодательстве трудовой стаж закреплен в двух измерениях: количественном и качественном. В недалеком прошлом трудовой стаж классифицировался на три вида: общий, специальный и непрерывный трудовой стаж. Сравнительно недавно стал выделяться как особый, четвертый вид трудового стажа, имеющий специфические содержание и юридическую значимость, — страховой трудовой стаж.

Любой юридический факт в  юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение, его также  нужно доказать. Порядок подтверждения трудового стажа в настоящее время регулируется, прежде всего, ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях», а также Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливающим правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий). После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, периоды, включаемые в стаж, подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Исчисление трудового  стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии, производится в календарном  порядке. А в случае совпадения по времени нескольких периодов трудовой или иной деятельности учитывается  один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии.

На сегодняшний день трудовой стаж имеет важное значение в праве  социального обеспечения. Так как  с ним связано само право на получение соответствующего материального  обеспечения, его размер и сроки  получения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Основная литература

  1. Азарова Е. Г. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении / Виноградова 3. Д., Полупанов М. И./ [Текст] Концепция развития российского законодательства. М., 2005.- 357 с.
  2. Гусова К.Н. Право социального обеспечения / [Текст] 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПБОЮЛ, Проспект, 2001. - 328 с.
  3. Захаров М. Л.,Тучкова Э.Г. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"/[Текст] М„ 2005.- 165 с.
  4. Коровкин А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование./ [Текст] М.: Просвещение, 2003 г.- 332 с.
  5. Комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"/[Текст] Под ред. Е.Н.Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2003.- 198 с.

Информация о работе Понятие, виды, начисления и подтверждение трудового стажа