Понятие конституционных норм и их реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования — разработка ряда существенных ас¬пектов теории конституционных норм как соци¬ально-правового явления.
Для достижения цели исследования было необходимо ре¬шить следующие задачи:
а) определить понятие конституционных норм, выявить их особенности;
б) дать классификацию норм конституционного права;

Содержание

Введени 3
1. Понятие конституционных норм, их особенности 5
2. Виды норм конституционного права 8
3. Структура конституционно-правовых норм 17
4. Реализация конституционных норм 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

Нормы-принципы закрепляют учредительные по своей сути положения об основах конституционного правопорядка. В них содержатся исход­ные и руководящие правовые идеи («В Республике Беларусь устанавлива­ется принцип верховенства права» - ст. 7 Конституции Республики Беларусь. Как пишет В.О. Лучин, «способы установления и формы выражения, механизм воз­действия таких норм на поведение социальных субъектов весьма различны. Одни из них определяют его достаточно конкретно, другие менее кон­кретно, третьи ориентируют, а есть нормы, которые оказывают лишь косвенное влияние на поведение. Поведенческий характер этих конституционных норм скрыт, завуалирован, но это не означает, что они не устанав­ливают правил поведения» [10, с. 13].

Нормы-задачи очень характерны для конституционного права. В большинстве конституций и других актах конституционного права встречаются такие положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели и задачи общества, государства («Республика Бела­русь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государ­ство - нейтральным» - ч. 2 ст. 18 Конституции Республики Беларусь). Та­кие нормы акцентируют внимание на ориентиры в развитии общества и государства.

Нормы-дефиниции содержат легальные определения юридических терминов, встречающихся в других нормах. Они существуют для того, чтобы все субъекты правильно и единообразно понимали соответствующие термины. Как правило они составляют отдельную статью. Например, в ст. 65 Конституции Республики Беларусь дается определение свободных выборов: «Выборы являются свободными: избиратель лично решает, уча­ствовать ли ему в выборах и за кого голосовать», а в ст. 26 Конституции Республики Беларусь раскрывается понятие принципа «презумпции неви­новности».

Оперативные нормы нужны для того, чтобы ввести в систему действующих норм права новые нормы либо вывести из состава действующих определенные нормы права, признать их утратившими юридическую си­лу. В.М. Такая норма содержится в ст. 141 Конституции Республики Беларусь, согласно которой «Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме (настоящая Конституция), вступает в силу со дня ее опубликования, за исключением ее отдельных положений, вступающих в силу в сроки, установленные настоящей Конституцией».

Коллизионные нормы рассчитаны на те случаи, когда одно и то же общественное отношение регулируется двумя или более нормами, причем все они имеют легальный характер. Определение юридической коллизии дается в ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Бела­русь»: «Коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоот­ветствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирую­щих одни и те же общественные отношения». Примером такой нормы может служить предписание ст. 137 Конституции Республики Беларусь о том, что «в слу­чае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция». Следует сказать, что при функционировании норм конституци­онного права могут возникать коллизии самого разного характера - содер­жательные, иерархические, темпоральные, пространственные и другие.

Иногда среди «нетипичных» правовых норм указывают рекоменда­тельные нормы, что неверно, поскольку речь идет об обычных управомачивающих нормах, но выраженных в форме рекомендаций. Здесь действу­ет обычный разрешительный тип регулирования [13, с.88].

2. Конституционно-правовые нормы могут различаться по кругу регулируемых общественных отношений, или, как пишет О.Е. Кутафин [9, с. 85], по объекту правового регулирования. Таким образом, нормы белорусского конституционного права можно разделить на несколько групп. К первой относятся нормы, определяющие основы конституционно­го строя Беларуси. Вторую группу образуют конституционно-правовые нормы, содержащие правовые установления, связанные с принадлежно­стью к государству и регулированием отношений по поводу гражданства. Третью группу образуют конституционно-правовые нормы, объект регу­лирования которых составляют общие принципы статуса личности (равно­правие, неотъемлемость, гарантированность и др.). В четвертую группу входят конституционно-правовые нормы, закрепляющие административ­но-территориальное устройство нашего государства. Пятую группу обра­зуют конституционно-правовые нормы, закрепляющие основные принци­пы системы органов государственной власти. Шестую группу составляют нормы, закрепляющие основные начала и принципы организации местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Наконец, седьмую группу составляют нормы, где особым объектом выступает сама Конституция (конституционные поправки и пересмотр Конституции; заключи­тельные и переходные положения). Как представляется, в границах указанных групп происходит первичная, наиболее общая классификация конституционных норм.

3. По времени действия нормы конституционного права делятся на временные и постоянные. Временными принято считать те нормы права, срок действия которых определен изначально. Примером таких норм являются положения, содержащиеся, например, в Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год». Постоянными, таким образом, являются все остальные нормы, хотя не факт, что они будут долговечными.

              4. По действию в пространстве (по территории) нормы конституционного права могут быть двух видов. Одни действуют на территории всего государства (нормы Конституции Республики Беларусь), а другие лишь на определенной ее части (нормы, содержащиеся в решениях местных органов управления и самоуправления). Вторую группу норм принято называть локальными.

5. По кругу лиц, на которых распространяют действие конституционно-правовые нормы, можно выделить три группы таких норм. Во-первых, это нормы, которые касаются всех без исключения субъектов конституционного права («Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции» - ст. 52 Конституции Республики Беларусь). Во-вторых, часть конституционных норм распространяет свое действие лишь на некоторую часть субъектов конституционного права. Например, ст. 57 Конституции Республики Беларусь говорит о том, что «защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь». Но эта норма не имеет отношения к такой категории физических лиц, как иностранные граждане и лица без гражданства. Впрочем, не касается она и физических лиц женского пола. В-третьих, в конституционном праве есть нормы, имеющие отношение лишь к одному субъекту (но не к кон­кретной персоне!). Речь идет о субъектах, которые представлены в Респуб­лике Беларусь в единственном числе (Президент, Председатель Конститу­ционного Суда, Генеральный прокурор, Совет Республики и др.).

6. По способу воздействия на поведение субъектов нормы конституционного права различают в качестве управомачивающих, обязывающих, запрещающих [3, с.23].

Управомачивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий («Президент может в любое время подать в отставку» - ст. 87 Конституции Республики Беларусь).

Обязывающие нормы строго предписывает субъектам соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать именно тот вариант поведения, который соответствует их требованиям («Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва» - ч. 3 ст. 91 Конституции Республики Бела­русь). Как видим, в таких нормах могут и отсутствовать слова «обязан», «должен», а обязывающий акцент делается через саму «тональность» предписания.

Запрещающие нормы указывают, какие действия субъектам нельзя совершать. В тексте нормативного правового акта используются такие слова и словосочетания, как «не может», «запрещено», «не имеет права» и др. («Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются» - ч. 3 ст. 33 Конституции Республики Беларусь).

7. По степени определенности содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний различают императивные, диспозитивные и альтернативные нормы [12, с.8].

Императивным нормам присуща строгая категоричность, исключающая какие-либо отступления от сформулированного в них правила, не допускается замена предписаний этих норм по усмотрению участвующих в их применении лиц иными условиями их поведения. Через них реализуются властные указания государства однозначного характера («В референду­мах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избиратель­ным правом» - ч. 2 ст. 76 Конституции Республики Беларусь). Но не сле­дует «смешивать» императивные и управомачивающие нормы, что зачас­тую имеет место. Дело в том, что большинство управомачивающих норм являются императивными предписаниями («Лицо, заключенное под стра­жу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста» - ч. 2 ст. 25 Конституции Республики Беларусь).

В отличие от императивных диспозитивные нормы допускают регулирование отношений между субъектами в той степени, как это позволяет закон. Здесь устанавливается правило лишь на случай отсутствия соглаше­ния, когда участники отношений не выработали иного условия по вопросу, разрешенному в данной норме. Но и во властных отношениях может при­сутствовать элемент диспозитивности, когда субъекту предоставляется возможность в определенных границах урегулировать отношения по сво­ему усмотрению («Руководители местных исполнительных и распоряди­тельных органов назначаются на должность и освобождаются от должно­сти Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депу­татов» - ст. 119 Конституции Республики Беларусь).

Альтернативные нормы характеризуются тем, что допускают различные варианты поведения участников отношений в зависимости от кон­кретных условий. («В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона» - ч. 3 ст. 101 Конституции Республи­ки Беларусь).

8. Поскольку общественные отношения, регулируемые конституционными нормами, неодинаковы по своему объему, нормы можно класси­фицировать на общие, специальные и исключительные [13, с.91].

Действие общих норм распространяется не на один, а на несколько видов общественных отношений, охватывающих разнообразные сферы, в которых субъекты Республики Беларусь осуществляют свои функции. Регламентация в таких случаях нередко происходит через нормы-принципы: «Государство гарантирует права и свободы гражданам Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обя­зательствами государства» (ч. 3 ст. 21 Конституции Республики Беларусь). Характерной чертой специальных норм является то, что они регули­руют лишь определенный вид отношений данного рода либо имеют особое назначение («Палаты собираются на две очередные сессии в год» - ч. 1 ст. 95 Конституции Республики Беларусь). Особенность исключительных конституционно-правовых норм состо­ит в том, что они определяют некоторые изъятия из правил, содержащихся в общих или специальных нормах («Внеочередные сессии созываются указа­ми Президента» - ч. 6 ст. 95 Конституции Республики Беларусь).

9. По назначению в механизме правового регулирования принято различать материальные и процессуальные нормы. Первые предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, а вторые - определяют формы реализации материальных норм. Как пишет О.Е. Кутафин, «если материальные нормы указывают на то, что нужно делать для их осуществления, то процессуальные нормы оп­ределяют, как, каким образом, в каком порядке их следует реализовывать» [9, с. 94].

10. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. От уровня юридической силы нормы зависит та правовая база, на основе которой формируется ее содержание. Этот же фактор определяет и порядок отмены нормы, связи ее с другими нормами, их соотношение и иерархию.

Согласно Конституции Республики Беларусь и Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» следует различать, как мини­мум, три вида норм. Во-первых, это нормы Основного Закона Беларуси, имеющего высшую юридическую силу (ст. 137 Конституции Республики Беларусь). Во-вторых, это нормы конституционных законодательных ак­тов, к которым относятся законы, декреты и указы. В-третьих, это нормы актов конституционного законодательства (все иные, помимо законодательных, нормативные правовые акты, регулирующие конституционные правоотношения).

Конституционные нормы могут иметь и другие особенности, по ко­торым возможна их дифференциация, то есть указанные выше критерии классификации не являются исчерпывающими.

 

 

 

 

 

 

 

3. СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

 

В современной юридической литературе наиболее распространен­ным является подход, согласно которому структура любой нормы права включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Под гипотезой понимают ту часть нормы права, которая указывает на адресата и условия, при которых эта норма может быть реализована в конкретных правоотношениях. Она служит, таким образом, целям установления сферы действия (или недействия) диспозиции, оговаривает границы ее осуществления.

Диспозицией называют ту часть нормы права, которая содержит само правило поведения, т.е. устанавливает права и обязанности участников правоотношений. Она является центральным элементом (ядром) правовой нормы, поскольку выполняет основную нагрузку в регулирующем воздействии на общественные отношения, определяя возможные и должные ва­рианты поведения субъектов.

Под санкцией правовой нормы понимают такую ее часть, в которой указывается на те неблагоприятные последствия, наступление которых обусловлено несоблюдением правила поведения, сформулированного в диспозиции. Необходимо отметить, что характер таких последствий определяется по-разному. Одни правоведы санкцию рассматривают как указа­ние на возможность применения меры государственного принуждения, а другие, помимо государственного принуждения, включают в понятие санкции и иные способы обеспечения правовых норм (например, установленную систему юридических гарантий) [13, С.95].

Через санкцию государство вы­ражает негативное отношение к субъектам, нарушающим установленный правопорядок.

Что касается структуры конституционно-правовой нормы, то доминирую­щим является мнение, что обязательными элементами каждой правовой нор­мы, образующими ее структуру являются гипотеза, диспозиция и санкция. Но возможны поправки и уточнения: например, о трехчленной структуре консти­туционной нормы можно говорить лишь как о ее общей модели, включающей максимальное число элементов. Структура одних конституционных норм соот­ветствует данной модели, структура других представлена в виде ее различных модификаций. Причем если гипотеза и санкция не обязательны во всех конституционных нормах, то диспозиция присутствует в каждой конституционной норме, поскольку определяет само ее существование [7, с.22].

Информация о работе Понятие конституционных норм и их реализация