Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание

Изучение любой отрасли права не обходится без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли права. Конституционно-правовые нормы не являются исключением в рамках конституционного права.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения.

Содержание

Введение. ..3
1. Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации ..4
2. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства. Полномочия органов, ведающих вопросами гражданства 12
2.1 Понятие гражданства Российской Федерации 12
2.2 Принципы гражданства Российской Федерации 13
2.3 Основания и порядок приобретения гражданства РФ…………………….15
2.4 Прекращение гражданства Российской Федерации……………………….18
2.5 Полномочия органов, ведающих вопросами гражданства ……..……….22
3. Назвать и охарактеризовать стадии избирательного процесса ……..…….26
Список используемой литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 47.54 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

 

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»

 

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Конституционное  право Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент ЗФУО

группы____030501.65_________

____2010______   года обучения

шифр зач. кн. __10041034112___

Фамилия__Митряскина________

Имя______ Мария____________

Отчество__Сергеевна_________

Проверил:

___________________________

___________________________

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011 г.

Содержание

Введение. ..3

1. Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации ..4

2. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства. Полномочия органов, ведающих вопросами гражданства 12

2.1 Понятие гражданства Российской Федерации 12

2.2 Принципы гражданства Российской Федерации 13

2.3 Основания и порядок приобретения гражданства РФ…………………….15

2.4 Прекращение гражданства Российской Федерации……………………….18

2.5 Полномочия органов, ведающих вопросами гражданства ……..……….22

3. Назвать и охарактеризовать стадии избирательного процесса ……..…….26

Список используемой литературы. 27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение  любой отрасли права не обходится  без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли  права. Конституционно-правовые нормы  не являются исключением в рамках конституционного права.

Из общей  теории права известно, что воздействие  права на общественные отношения  порождает правоотношения, через  которые происходит реализация права  Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в  силу своего назначения и характера  содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия  на людей и провозглашения самых  общих правил и принципов, которые  влияют на создание конкретных норм.

Однако  большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм. Ряд этих норм представляют собой  нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность  принудительного обеспечения. В  них часто можно выделить обычные  структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это  затрудняет технико-нормативистский  анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически  выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких  норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими  нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно  обеспечиваются нормами политической морали. 
        1.Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их    реализации.

Юридическая норма - исходный, главный элемент права, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс  формирования и реализации права, законодательство, все юридические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму.

Конституционное право, как и любая иная отрасль  права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых  регулируется предмет конституционного права. Как отмечается в литературе, понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы  конституций, но и всех нормативных  правовых актов, имеющих своим назначением  регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли  конституционного права.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

 Рассматривая  понятие конституционно-правовых  норм, необходимо отметить, что такие  нормы имеют: а) черты, общие  для всех социальных норм; б)  признаки, общие для всех правовых  норм, отличающих их от иных  социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.); в) признаки, отличающие  конституционно-правовые нормы от  норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового,  трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие  черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) Как  и иные правовые нормы, в  отличие от других социальных  норм (морали, обычаев, традиций и  др.), нормы конституционного права  – это продукт правотворческой  деятельности государства. 

2) Конституционно-правовые  нормы, как и нормы иных отраслей  права, – это государственно-властные  предписания. 

3) Аналогично  иным нормам права, в отличие  от норм морали, обычаев, традиций  и др., конституционно-правовые нормы  являются формально-определенными,  т.е. выраженными в письменной  форме. 

4) Конституционно-правовые  нормы, как и нормы иных отраслей  права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения  всеми гражданами, их организациями  и объединениями, физическими  и юридическими лицами и органами  государства. Обязательность исполнения  «отличается  от юридической  силы,  которая  представляет  собой релятивное свойство правового  акта».

5) Подобно  иным нормам права и иным  социальным нормам, конституционно-правовые  нормы - это правила общего  характера. Они обращены ко  всем без исключения гражданам  России, а некоторые из них  - также к иностранцам и лицам  без гражданства. 

6) Как  и другим нормам права конституционно-правовым  нормам  присуща их неперсонофицированность.  То есть они адресованы не  конкретным субъектам, а всем  субъектам права либо отдельным  категориям (видам) субъектов. 

7) Конституционные  нормы, как и иные отраслевые  и правовые нормы, имеют поведенческий  характер. Некоторые специалисты  считают, что часть конституционных норм не имеет поведенческого характера и не устанавливает правил поведения.

8) Конституционно-правовые  нормы обеспечены в процессе  их реализации силой государственного  принуждения. Однако судебные  и несудебные механизмы государственного  принуждения специфичны в сравнении  с механизмами принуждения, применяемыми  для защиты иных отраслевых  норм.

9) Еще  одним свойством конституционных  норм, как и других  социальных  и правовых норм, является их  системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование  осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В  частности они:

1. Отражают  наиболее важные, имеющие ценность  для общества, личности или социальной  группы общественные отношения.

2. Представляют  собой модель регулируемых общественных  отношений.

3. Отражают  и закрепляют типичность социальных  процессов, явлений, связей как  следствие их повторяемости.

4. Обладают  общеобязательным характером.

Вместе  с тем, конституционно-правовые нормы  обладают и специфичными чертами, отличающими  их от других норм.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические  черты конституционно-правовых норм, указывают следующие их отличия:

1) своим  содержанием, зависящим от той  сферы общественных отношений,  на регулирование которых эти  нормы направлены;

2) источниками,  в которых они выражены. Основополагхзающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием  видов: среди рассматриваемых  норм значительно больше, чем  в других отраслях, общерегулятивных  норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции,  нормы-задачи. Они рассчитаны на  всех правоприменяющих субъектов,  независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты  являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным  характером содержащихся в них  предписаний. Именно конституционно-правовые  нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым  механизмом реализации, которая  для многих конституционно-правовых  норм связана не с возникновением  конкретных правоотношений, а с  особого вида отношениями общего  характера или правового состояния  (состояние в гражданстве, состояние  субъектов в составе Российской  Федерации);

6) специфическим  характером субъектов, на регулирование  отношений между которыми данные  нормы направлены. Такими особыми  субъектами можно назвать народ,  государство, главу государства,  представительные (законодательные)  органы государственной власти;

7) особенностями  структуры: для конституционно-правовых  норм не характерна традиционная  трехчленная структура, выделяемая  в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых  нормах обычно имеются гипотеза  и диспозиция и лишь в отдельных  случаях - санкция.

В учебной  литературе конституционное право  определяется как отрасль права. В связи с чем, указывается, что  специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете  определяются предметом самой отрасли  права.

Обладая спецификой по сравнению с нормами  других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны.

Научно  обоснованная классификация юридических  норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений, в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, в-четвертых, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Таким образом, и классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления  специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения  эффективности их применения.

Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По  содержанию, то есть объекту конституционно-правового  регулирования нормы делятся  в соответствии с выделяемыми  блоками общественных отношений,  составляющих предмет конституционного  права. Выделяются нормы, закрепляющие  основы конституционного строя;  нормы, регулирующие права и  свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное  устройство Российской Федерации;  нормы, определяющие порядок осуществления  форм непосредственного народовластия;  нормы, устанавливающие основы  организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного  самоуправления; нормы, определяющие  статус Конституции.

2. По  функциям, которые выполняют правовые  нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют  правоустановительными, правонаделительными  нормами) конституционно-правовые  нормы непосредственно регулируют  общественные отношения, определяя  права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют  меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

Особенность специализированных  норм состоит  в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что  при регулировании общественных отношений они присоединяются к  регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Информация о работе Понятие и виды конституционно-правовых норм, способы их реализации