Понятие и классификация трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение понятия и классификации трудовых споров.
В соответствии с целью обозначим задачи:
1. Раскрыть понятие трудовых споров;
2. Рассмотреть классификацию трудовых споров;
3. Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
4. Изучить нормативную основу разрешения трудовых споров.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3с.
Глава 1. Понятие трудовых споров ………………………………………….. 5с.
Глава 2. Классификация трудовых споров ………………………………….. 7с.
2.1. Классификация трудовых споров по субъектному составу и предмету..7с.
2.2. Классификация трудовых споров по характеру …………………………9с.
2.3. Классификация трудовых споров по способу их разрешения ………….9с.
Глава 3. Порядок рассмотрения трудовых споров ………………………….12с.
3.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров …………..12с.
3.2. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров ……………....20с.
3.2.1. Урегулирование разногласий сторонами трудового спора ………….21с.
3.2.2. Примирительные процедуры …………………………………………..23с.
3.2.2.1. Рассмотрение коллективного трудового спора
с участием посредника ……………………………………………………….23с.
3.2.2.2. Рассмотрение коллективного трудового спора
в трудовом арбитраже ………………………………………………………...25с.
3.2.3. Забастовка ……………………………………………………………….27с.
Глава 4. Нормативная основа разрешения трудовых споров ……………….34с.
Заключение …………………………………………………………………….37с.
Библиографический список ………

Работа состоит из  1 файл

ТП РФ.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

       Индивидуальные  трудовые споры как споры юридического характера, возникающие в связи с применением и толкованием действующих юридических норм, именуются конфликтами права. Индивидуальные споры возникают, в большинстве случаев, из трудовых правоотношений.

       Коллективные  споры могут возникнуть из следующих правоотношений, производных от трудовых:

       а) правоотношения работников с работодателем (их представителей) по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора, иные организационно-управленческие правоотношения;  
 
 

       б) правоотношения соответствующих профсоюзных органов с представителями работодателей, как правило, с участием органов исполнительной власти или местного самоуправления.

2.2. Классификация трудовых споров по характеру

       По  характеру трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые.

       Споры искового характера, возникающие по поводу применения нормативных актов, договоров и соглашений, связаны с подачей заявления (предъявлением иска) в юрисдикционный орган. Это индивидуальные трудовые споры искового характера.

       Споры неискового характера возникают по вопросам установления или изменения условий труда, как правило, они имеют коллективное значение и соответственно являются коллективными трудовыми спорами.

       В ТК РФ говорится и о возможности  возникновения индивидуального трудового спора неискового характера по установлению отдельному работнику новых или изменению существующих условий труда. В нынешний период эта норма применяется нечасто, поскольку установление и изменение условий труда осуществляется на основе коллективного договора, иных соглашений, касающихся всех работников, их отдельных категорий или профессиональных групп, и возникающий спор имеет коллективное значение.4 

2.3. Классификация трудовых споров по способу их разрешения

       В зависимости от вида трудового спора  и его характера определяется способ (порядок) его разрешения. 
 

       Индивидуальные  трудовые споры как споры искового характера (конфликты права) подлежат рассмотрению в комиссии по трудовым спорам (КТС), избираемой в организации. Если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с руководителем (администрацией) и обратился в КТС, то возник индивидуальный трудовой спор, рассматриваемый в порядке, установленном ТК РФ. При несогласии с решением КТС стороны спора вправе обратиться в суд для рассмотрения индивидуального спора. Непосредственно в суде, минуя КТС, рассматриваются споры, затрагивающие наиболее важные права, как, например, о восстановлении на работе или об отказе в приеме на работу в случаях, установленных в законе.

         КТС и суд разрешают индивидуальные  споры, вынося решения о восстановлении  или признании права либо отказывая  в иске. Данные решения обязательны для сторон, в противном случае подлежат принудительному исполнению.5

       Иной  порядок установлен для разрешения коллективных трудовых споров неискового характера (конфликты интересов). Прежде всего стороны спора обязаны принять участие в его разрешении путем проведения примирительных процедур, включающих несколько этапов. Первый из них позволяет сторонам в непосредственных переговорах, не обращаясь к иным лицам или органам, разрешить спор. С этой целью они образуют на паритетных началах, в равном представительстве примирительную комиссию, которая может принять решение только путем соглашения, достигнутого сторонами спора.

       Следующие этапы в разрешении коллективного  трудового спора свидетельствуют  о том, что спорящие стороны не сумели разрешить спор и вынуждены обратиться к помощи нейтральных по отношению к ним третьих лиц: посреднику и (или) трудовому арбитражу.

       Участие посредника завершается принятием  согласованного решения или протоколом разногласий, а рекомендации, разработанные трудовым арбитражем, приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об их выполнении. Следовательно, только соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, имеет для сторон обязательную силу.

      Недостижение соглашения путем примирительных процедур может привести к обострению спора и забастовке. В период забастовки стороны обязаны продолжить проведение примирительных процедур до полного разрешения коллективного трудового спора. Порядок разрешения коллективных трудовых споров в Российской Федерации нацелен на достижение согласия спорящих сторон путем возможного компромисса, взаимных уступок, исполнения взятых обязательств, учета взаимных интересов. В общем плане порядок разрешения коллективных трудовых споров должен способствовать развитию социально-партнерских отношений работников (их представителей) с работодателями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Глава 3. Порядок рассмотрения трудовых споров  

 3.1. Порядок рассмотрения  индивидуальных трудовых споров

     Под индивидуальными трудовыми спорами понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

     Индивидуальным  трудовым спором признается спор между  работодателем и лицом, ранее  состоявшим в трудовых отношениях с  этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

     Одной стороной индивидуального трудового  спора является отдельный работник.

     В юрисдикционный орган (КТС, суд) может обратиться любой работник независимо от того работает ли он по совместительству или на условиях неполного рабочего дня либо, будучи студентом, принят на работу по трудовому договору.

     Другой  стороной спора является работодатель: организация (юридическое лицо), от имени которой выступает руководитель, иной орган управления (администрация) либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке без образования юридического лица.

     Предметом индивидуального трудового спора, является требование работника о восстановлении или признании трудовых прав, которые, по его  

мнению, должны ему принадлежать на основании  закона, иных нормативных актов, коллективного договора, соглашения, а также условий его трудового договора.

     Это могут быть споры о переводе на другую работу, изменении существенных условий труда, оплате труда, времени отдыха, восстановлении на работе и т.д.

     Порядок рассмотрения трудового  спора – это установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения  по данному делу.6

     Необходимо  различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия, но в различном порядке. Большинство споров из трудовых правоотношений по применению трудового законодательства рассматриваются в общем порядке, начиная с КТС, и если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его на решение в суд. Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей стороной в суд.7

     В соответствии со ст. 385 ТК РФ КТС, как  внесудебный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, вправе рассматривать все индивидуальные трудовые споры, возникающие в организациях, где созданы КТС, за исключением  споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

     Состав  КТС формируется социальными  партнерами на паритетных началах (ст. 384 ТК РФ). По результатам рассмотрения простым большинством голосов КТС  принимает решения, которые имеют  
 

обязательную  силу для сторон и могут  исполняться  принудительно в  порядке, установленном  для судебных решений (ст.ст. 388, 389 ТК РФ).

      Представители судебных органов еще более категоричны  в своей оценке эффективности  КТС. Так, в результате проведенного анкетирования судей (более 100 чел.), рассматривающих трудовые споры, в  том числе связанные с обжалованием решений КТС, только 10% из них положительно оценили ее деятельность. У 20% судей юридическая компетентность членов КТС и их независимость от работодателя вызывает сомнение, при этом они ссылаются на судебную статистику, которая свидетельствует, что 80% дел, рассмотренных судами общей юрисдикции, могли бы быть разрешены на уровне КТС.

       Одним из критериев оценки  эффективности  деятельности  любого органа по разрешению  трудового спора является реальное  соблюдение им принципа независимости.  Предполагается, что только в  этом случае принятое им решение  будет  справедливым. Действительно, существует определенная служебная зависимость членов КТС от работодателя: карьерный рост, уровень заработной платы и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в настоящее время имеются проблемы с занятостью населения, поэтому опасение потерять работу из-за обострения отношений с руководителем – вполне естественное чувство. Не следует забывать, что по ныне действующему законодательству КТС не является обязательным досудебным органом и может создаваться в организации при согласии не только работников, но и работодателя.

     Думается, указанные обстоятельства создают  почву для сомнений в беспристрастности  членов КТС при разрешении ими  трудовых споров.

       Среди прочих недостатков деятельности  КТС  чаще всего называется  юридическая  некомпетентность ее членов, которые "не могут разобраться в сложных  вопросах действующего законодательства из-за недостаточной подготовленности к выполнению возложенных на них  функций и, в  

частности, отсутствия юридического образования  и соответствующей  практики, что при рассмотрении дела приводит к нарушению норм материального  и процессуального права и  влечет вынесение неправильных решений.

      Согласно  ч. 1 ст. 388 ТК РФ КТС принимает решение  тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании  членов комиссии. Но в этой связи  весьма вероятно возникновение такой  ситуации, когда голоса членов КТС  разделятся поровну и, следовательно, решение не может быть принято. Как  быть в таком случае? Пока действующее  трудовое законодательство ответа на этот вопрос не дает.

       В решении комиссии указываются:  полное наименование организации,  фамилия, имя  и отчество, профессия,  специальность, должность заявителя,  даты обращения  в КТС и  рассмотрения спора, существо  спора, фамилии присутствующих  на заседании  членов комиссии, представителей работодателя и профсоюзного органа, результаты голосования и мотивированное со ссылкой на норму права решение. КТС может в решении указать на немедленное его исполнение или на исполнение в определенный срок. Решение КТС, как правило, имеет  мотивировочную и резолютивную части. Резолютивная часть решения должна быть записана в категорической, повелительной  форме, например: "Предложить работодателю оплатить такую-то сумму". Решения  КТС в последующем в утверждении  не нуждаются и исполняются немедленно. Комиссия не имеет права их пересматривать, но может вынести дополнительное решение, если, например, в нем не была точно определена взыскиваемая сумма. Протокол заседания КТС должен быть подписан председателем или его заместителем и заверен печатью КТС. На его основании работник, на которого работодатель возложил техническое обслуживание КТС, в трехдневный срок со дня  
 
 

принятия  решения должен вручить надлежаще  заверенные копии решения КТС  заинтересованному работнику и работодателю.8

     Порядок рассмотрения трудовых споров в суде9 определен ГПК РФ и ст.391—397 ТК РФ. Суды не только восстанавливают нарушенные трудовые права, но выявляют причины  и условия данных нарушений, проводят профилактическую работу по их устранению и предупреждению.

      Суд может выносить представления в государственные органы, общественные организации и  должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих трудовым правонарушениям.

Информация о работе Понятие и классификация трудовых споров