Коллективные трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Трудовые споры следует рассматривать как явление, свойственное природе трудовых отношений, в основе которого лежат объективные противоречия между интересами работодателя и работника.
Эти противоречия обусловлены различием их социально-экономического положения и проявляются в их разногласиях, которые основаны на противоречиях в правовой оценке фактических обстоятельств, возникающих в процессе трудовой деятельности. То, что с позиции работодателя кажется правомерным и обоснованным, может оцениваться работником

Содержание

С.
Введение 3-5
1. Понятие и виды коллективных трудовых споров 6-13
2. Разрешение коллективного трудового спора с использованием примирительных процедур
14-22
3. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
3.1. Право на забастовку и гарантии его реализации 23-26
3.2. Объявление и проведение забастовки 27-30
4. Заключение 31
5. Список использованных источников и литерату

Работа состоит из  1 файл

кур. по ТП.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

      Такой позиции придерживалась и судебная практика в ходе применения аналогичных положений ранее действовавшего законодательства.

     Коллективный  трудовой спор может возникнуть на стадии коллективных переговоров и носить «преддоговорной» характер. По общепринятой международной классификации такой спор считается спором интересов, то есть спором, возникшим из конфликта интересов, когда юридических прав ни у одной из стороны еще не возникло. Иногда такие споры называют экономическими, подчеркивая их неправовой характер. Моментом начала такого коллективного трудового спора признается дата составления протокола разногласий в ходе проведения коллективных переговоров.

      Спор  интересов может возникнуть на любом уровне 
осуществления коллективно-договорного регулирования трудовых 
отношений: отраслевом, региональном, территориальном и др.

      К спорам интересов надо отнести и споры, возникающие на уровне организации по поводу установления или изменения условий труда без заключения коллективного договора, а также споры об отказе работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов о труде. Примером может служить спор об изменении локального положения об оплате труда или утверждении 
правил внутреннего трудового распорядка. В отличие от «преддоговорных» названные споры начинаются с момента отклонения работодателем всех или части требований работников.

      В качестве другого вида коллективных трудовых споров надо назвать споры о выполнении условий заключенного коллективного договора или соглашения. Момент начала таких споров - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в установленный Кодексом срок. Такие споры иногда называют спорами права.

      Споры права могут возникнуть лишь на уровне организации, поскольку обязательства по соблюдению условий, как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители на коллективных переговорах. Это подчеркивается в ст. 25 ТК, которая называет в качестве стороны (то есть полномочного субъекта соответствующих общественных отношений) социального партнерства работодателей, а не их объединения или иных представителей. Поэтому коллективный спор о невыполнении отраслевого    соглашения    или    его    отдельных    положении    должен разрешаться на уровне конкретной организации.5

     Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить      орган      первичной профсоюзной      организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.6 

      Возможны  ситуации, когда отраслевое соглашение не выполняется несколькими или даже большинством работодателей отрасли. Безусловно, в этом случае возможны согласованные действия работников, например одновременное выдвижение требований, проведение предупредительной забастовки во всех организациях отрасли, пикетирование и др. Однако порядок выдвижения требований и, главное, субъект, ответственный за выполнение соглашения, не меняются.

      Нельзя  признать коллективным трудовым спором разногласия по поводу задержки выплаты заработной платы, если регулярность и конкретные сроки ее выплаты предусмотрены коллективным договором.

      В этом случае работодатель нарушает не коллективный договор, а нормы Трудового кодекса РФ, предусматривающие обязанности выплачивать работнику заработную плату и соблюдать сроки выплаты. Коллективный договор в данной ситуации лишь уточняет законодательство, определяя размер оплаты труда и конкретную дату выплат.

      На  практике важно установить момент начала коллективного трудового спора, поскольку именно с этого времени у сторон возникают определенные права и обязанности, связанные с разрешением возникших разногласий.

      В соответствии со ст.398 ТК РФ неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

      Началом коллективного трудового спора  считается день сообщения работодателем своего решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение о своем решении, спор также считается начавшимся.

     Аналогичная ситуация возникает в процессе коллективных переговоров, когда стороны не могут прийти к согласованному решению и составляется протокол разногласий. Дата составления протокола - момент окончания переговоров и начала коллективного трудового спора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО  ТРУДОВОГО СПОРА  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР

      Использование примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров продиктовано международными правовыми нормами. Кодекс не предусматривает возможность разрешения коллективного трудового спора, даже спора права, судебными органами. Примирительные процедуры представляют собой способ разрешения коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения. Они проводятся в органах по добровольному примирению. Главная задача сторон и органов примирения - это поиск взаимоприемлемого компромисса.

     Существует  три этапа разрешения коллективного  трудового спора и соответственно три органа, которые участвуют в его рассмотрении. Это примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж.

      Рассмотрение  коллективного трудового спора  примирительной комиссией - обязательный этап. После завершения работы примирительной комиссии, если участники спора не пришли к согласованному решению, они могут пригласить посредника или приступить к созданию трудового арбитража. Если стороны выбрали посредничество, но оно не принесло желаемых результатов, у сторон опять появляется выбор - создать трудовой арбитраж или приступить к проведению забастовки. В случае, когда стороны выбрали посредничество, после этой процедуры они вправе создать и трудовой арбитраж.

     Таким образом, существуют три возможные схемы использования примирительных процедур:

  • примирительная комиссия — посредничество
  • примирительная комиссия - трудовой арбитраж
 

     - примирительная комиссия - посредничество - трудовой арбитраж.

     Для проведения каждой процедуры установлены определенные сроки, которые должны соблюдаться сторонами. Если возникает необходимость получения дополнительных сведений, более длительного обсуждения спорных проблем, привлечения специалистов и т.п., стороны по согласованию между собой могут продлить сроки разрешения коллективного трудового спора.

     Надо  отметить, что разрешение любого коллективного  трудового спора должно обязательно  пройти два этапа, первый из которых - примирительная комиссия. Участие в примирительных процедурах обязательно. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от их проведения (ст. 401 ТК РФ). В противном случае представители сторон несут административную ответственность (ст. 416 ТК РФ, ст. 5.32. КоАП РФ).7

      Установленный законом примирительный порядок  разрешения коллективного трудового  спора соответствует международным  актам о труде.

      Так, Рекомендация Международной  организации труда (МОТ) «О добровольном примирении и арбитраже»8(1951г.) предписывает для разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися создавать органы по добровольному примирению, ориентируя тем самым как стороны трудовых отношений, так и государства - члены организации на использование примирительных процедур. В соответствии с Рекомендацией в органы по добровольному примирению, создаваемые на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся.

     Рекомендация  советует воздержаться от забастовок и локаутов в течение всего  времени ведения переговоров  о примирении, что также нашло отражение в российском трудовом законодательстве: правом на забастовку работники могут воспользоваться лишь после завершения примирительных процедур.

      Особую  роль в организации примирительных процедур играет специально созданная служба по урегулированию коллективных трудовых споров (Служба).

      Служба  представляет собой систему государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предназначенную для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

    Служба по урегулированию коллективных трудовых споров:

      - осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

     - проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

    - формирует список трудовых арбитров;

     - проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

     - выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

      - оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;

     - организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

     - организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

      Работники Службы по урегулированию коллективных трудовых споров пользуются правом беспрепятственного при предъявлении удостоверения установленного образца посещения организации в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.9

      В настоящее время Службу образуют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда РФ (постановление Правительства РФ от 21.03.1998г. №332 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам Министерства труда и социального развития РФ».10 )

      Возглавляет и организует деятельность Службы по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруд РФ. Он же создает территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров (п. 3 Положения о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1997г. №480 с изм.11).

     Служба  действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.1996г. №468 (с изм.)12 . 
 
 
 
 

     Примирительные  процедуры начинаются с создания примирительной комиссии.

     Примирительная  комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.

     Примирительная  комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

     Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

     Работодатель  создает необходимые условия  для работы примирительной комиссии.

     Коллективный  трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Информация о работе Коллективные трудовые споры