Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:15, доклад

Описание

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности.

Работа состоит из  1 файл

Источники труд права новый.docx

— 35.57 Кб (Скачать документ)

Учитывая, что указанные  акты РФ касаются регулирования труда  различных категорий наемных  работников, занятых в организациях различных министерств и ведомств, их следует рассматривать как  межведомственные источники трудового  права. Такой межведомственный характер могут носить и акты некоторых  других министерств и ведомств, в  случае если они получили на то поручение  Правительства РФ или принятие таких  актов предусмотрено в положениях о соответствующих министерствах.

Нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти подписываются  соответствующим руководителем  и публикуются Бюллетене нормативных  актов министерств и ведомств РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государственного управления к  числу источников трудового права  относятся и акты органов власти и управления субъектов РФ. Указанные  акты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона субъекта РФ) и  не должны противоречить соответствующим  федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов  Российской Федерации, которые имеют  высшую юридическую силу на их территории.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные  правовые акты, содержащие нормы трудового  права, в пределах своей компетенции  в соответствии с ТК РФ, другими  ФЗ и иными НПА РФ, законами и  иными НПА субъектов РФ. Акты органов  местного самоуправления определяют режим  организаций, находящихся на территории соответствующего органа местного самоуправления, или регулируют иные вопросы в  сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей  инвалидов и др.

Характер и объем деятельности местного самоуправления в обобщенном виде определены ст. 130 Конституции  РФ, Законом о местном самоуправлении, а также в конституциях и уставах  субъектов РФ.

Локальные нормативно-правовые акты, как разновидность источников трудового права связаны, как  правило, с социально-партнерской  нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда  и другие акты совместного нормотворчества  постепенно приобретают ведущее  значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным  нормативным актам относятся  также приказы администрации  организаций, принятые в пределах ее компетенции.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных  источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии и имеют  свои особенности.

Особенности принятия локальных  нормативных актов. Во-первых, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, принимают локальные  нормативные акты, содержащие нормы  трудового права (далее - локальные  нормативные акты), в пределах своей  компетенции в соответствии с  трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Во-вторых, в случаях, предусмотренных  ТК РФ, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных  актов учитывает мнение представительного  органа работников (при наличии такого представительного органа). Вместе с тем, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, не с учетом мнения, а по согласованию с представительным органом работников.

В-третьих, нормы локальных  нормативных актов, ухудшающие положение  работников по сравнению с установленным  трудовым законодательством и иными  нормативными правовыми актами, содержащими  нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также  локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного  органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В-четвертых, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут  содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень  гарантий работников по сравнению с  установленными трудовым законодательством  и иными нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового  права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия коллективных договоров, которые становятся своеобразными кодексами в рамках конкретных организаций. По мере сужения централизованного регулирования труда и расширения права организаций, роль локальных источников трудового права возрастает.

Соглашения о труде - новый  источник трудового права, появившийся  в последние годы. В отличие  от других источников, исходящих от государственных органов, соглашения о труде являются актами социального  партнерства. Ранее законодательной  основой для соглашений о труде  являются Закон о коллективных договорах и соглашениях, в настоящее время нормы ст. 23-51 ТК РФ. Соглашения - правовые акты, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Акты высших судебных органов - Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ не могут быть отнесены к  источникам трудового права, так  как их деятельность не является правотворческой. Они лишь толкуют нормативные  акты с точки зрения их конституционности  и дают руководящие указания судам  о применении действующего законодательства о труде.

В случае если Конституционный  Суд РФ или Верховный Суд РФ придут к выводу о несовершенстве законодательства, они в порядке  законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) могут обратиться в Государственную Думу о его  изменении и дополнении. Поэтому  так важно понять соотношение  между законодательством о труде  и судебной практикой.

 

 

 

 

 

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ

 

Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов  государственной власти и государственного управления.

В соответствии с ФЗ от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания", если в федеральном  законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в  силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене "Собрание Законодательства Российской Федерации". Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете». Опубликования в указанных изданиях являются официальными и считаются действительными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных  актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких  условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а так же зарегистрированные, но неопубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Кроме того, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Коллективные договоры и  соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в  силу со дня подписания их сторонами  либо со дня, установленного в них. Стороны  имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст. 43, 48 ТК РФ).

Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в  сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента  они подлежат обязательному исполнению.

Закон или иной нормативный  правовой акт, содержащий нормы трудового  права, прекращает свое действие в связи  с:

1) истечением срока его  действия;

2) вступлением в силу  другого акта равной или высшей  юридической силы;

3) отменой (признанием  утратившим силу) данного акта  актом равной или высшей юридической  силы.

 

Закон или иной нормативный  правовой акт, содержащий нормы трудового  права, не имеет обратной силы и применяется  к отношениям, возникающим после  введения его в действие.

Действие закона или иного  нормативного правового акта, содержащего  нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникающих  до введения в действие закона или  иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового  права, указанный закон или акт  применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его  в действие (ст. 12 ТК РФ).

Действие коллективного  договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с  ТК РФ.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Локальный нормативный акт  либо отдельные его положения  прекращают свое действие в связи  с:

1) истечением срока действия;

2) отменой (признанием  утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

3) вступлением в силу  закона или иного нормативного  правового акта,

4) содержащего нормы трудового  права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты  устанавливают более высокий  уровень гарантий работникам  по сравнению с установленным  локальным нормативным актом).

Принимаемые работодателем  локальные нормативные акты действуют  в отношении работников данного  работодателя независимо от места выполнения ими работы.

 

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

 

Правовое пространство для  действия источников трудового права  России тесно связано с понятием: территория Российской Федерации, территория субъектов Федерации, территория конкретной организации. В соответствии с этим свое правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов РФ и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют  одинаковую силу на территории всех субъектов  РФ. Законы о труде и иные нормативные  акты субъектов РФ действуют лишь на их территории (республики, края, области  и т.п.). При расхождении закона субъекта РФ с федеральным законом  действует закон РФ. Таким же образом  должен решаться вопрос в случаях  коллизии иных одновидовых нормативных  актов.

Отдельные федеральные нормативные  акты и нормативные акты субъектов  РФ распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией  субъектов РФ. К ним, например, относятся  нормативные акты о труде для  работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют  на соответствующей территории.

Характерной особенностью локальных  нормативных актов о труде  является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Пространственное действие нормативных актов о труде заключается в том, что они распространяются в пределах конкретной организации.

 

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о  труде, следует иметь в виду, что  они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибо понятие «территория Российской Федерации» не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

Действие нормативных  актов о труде по категориям работников. Трудовое законодательство России, как  известно, характеризует принцип  единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в  сфере труда делятся на две  большие группы:

Информация о работе Источники трудового права