Понятие и классификация источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:36, контрольная работа

Описание

Источники трудового права – это нормативные правовые акты. Под источниками понимают результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, которые входят в предмет трудового права.

Содержание

1. Понятие и классификация источников трудового права……… 3
2. Задача № 1………………………………………………………… 7
3. Задача № 2………………………………………………………...10
4. Список литературы……………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

Трудовое право - кр.р..doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

  ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по трудовому  праву

вариант 2 
 
 
 

                 Выполнила: студентка 2 курса 3 потока

                 Петрова О. В.

                                    

                 Проверила: к.ю.н., доцент

                 Уракова Е. В. 
             
             
             
             

Тюмень 2011г.

 

Содержание 

    1. Понятие и  классификация источников трудового  права………  3
    2. Задача № 1………………………………………………………… 7
    3. Задача № 2………………………………………………………...10
    4. Список литературы……………………………………………….12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     
  1. Понятие и классификация  источников трудового  права.

      Источники трудового права – это нормативные  правовые акты. Под источниками понимают результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, которые входят в предмет трудового права.

      Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям: по степени их важности и субординации (законы и подзаконные акты); по системе трудового права; по органам, принявшим нормативный правовой акт (законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.); по сфере их действия; по степени обобщенности.

         Среди  источников трудового права определенное место  занимают международные трудовые нормы. Согласно ст. 10  Трудового кодекса РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором РФ установлены другие правила,       чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

      В Трудовом кодексе РФ разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст.6). К ведению федеральных органов государственной власти, среди прочих, относятся следующие: обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, основы социального партнерства,  порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, особенности правового регулирования отдельных категорий работников. Органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

      По  юридической силе источники можно  разделить на законы и подзаконные  акты. Среди законов выделяется основной закон РФ – Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации. Основное  место среди законов занимает Трудовой кодекс РФ.

      В конституции РФ закрепляются основные права, обязанности, свободы и гарантии их осуществления граждан, в том  числе, в сфере трудовых отношений. В частности, ст. 37 Конституции РФ закрепляет свободу труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В Конституции РФ записаны и гарантированы и другие права в сфере труда (на отдых, на индивидуальные и коллективные трудовые споры и пр.).

      Кодифицированным  источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в юридическую силу с 1 февраля 2002 года. Он состоит из 6 частей,  14 разделов, 62 глав  и 424 статей. Условно все нормы  Трудового кодекса РФ можно разделить на общие и специальные. Специальные нормы отражают дифференциацию регулирования трудовых отношений.

      Среди источников трудового права немало федеральных законов РФ: «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года (с изм. и доп.);  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 12 января 1996 года; «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от  23 ноября 1995 года и др.

      К источникам трудового права относятся  также  указы Президента РФ. Так, Указом Президента РФ утверждено Положение  о государственных наградах РФ от 2 марта 1994 года (с изм. и доп.), Положение  «Об установлении почетных званий Российской Федерации» от  30 декабря 1995 года (с изм. и доп.) и др.

      В системе источников трудового права  – постановления Правительства  РФ.  Среди них,  например, Положение  о федеральной инспекции труда  от  28 января 2000 года и др.

      В целях конкретизации и единообразного применения норм трудового законодательства издаются постановления, инструкции, разъяснения  Министерства труда и социального  развития РФ, пленумов Верховного суда РФ, других компетентных органов. Все эти акты не являются источниками трудового права, но имеют важное значение для правоприменительной деятельности. Акты Конституционного суда РФ также не являются источниками трудового права. В случае  если Конституционный суд РФ признает несоответствие закона РФ (или его части) Конституции РФ, они утрачивают юридическую силу после их провозглашения и официального опубликования.

      Особое  место среди источников трудового  права занимают локальные нормативные  акты.

      В новом Трудовом кодексе достаточно часто в соответствующих статьях имеется ссылка на локальные нормативные акты, коллективные договоры. Из этого следует вывод, что в организациях должны разрабатываться и утверждаться, по крайней мере, такие  нормативные акты, как коллективный договор, штатное расписание, график отпусков, графики сменности, положения об оплате труда и пр.

      Локальные нормативные акты имеют следующие  особенности:

  1. Сфера их действия ограничена конкретной организацией. Некоторые положения распространяются на работников организации, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, а некоторые после прекращения трудового договора.
  2. Они принимаются в установленном федеральным законодательством или  коллективным договором порядке.
  3. Отражают специфику деятельности организации, ее финансовые возможности по установлению дополнительных по сравнению с федеральным законодательством льгот, гарантий работникам.
  4. Содержание любого локального нормативного акта не должно включать условия, ухудшающие положение работников данной организации по сравнению с законодательством о труде РФ.
  5. Локальные акты обязательны для исполнения, как работниками, так и работодателем.
  6. Работодатель обязан ознакомить работника при заключении трудового договора с локальными актами организации, непосредственно касающимися трудовой деятельности работника (ст.68 Трудового кодекса РФ).

      Приказы работодателя  о приеме конкретного  лица на работу, его увольнении, наказании, поощрении и пр. нормативными правовыми  актами не являются, то есть не относятся  к источникам трудового права. Это  индивидуальные акты применения норм права. Вместе с тем, приказы работодателя, например, об утверждении правил внутреннего трудового распорядка (с учетом мнения представительного органа работников) относятся к источникам трудового права, так как этот акт содержит локальные нормы права. 

     
  1. Задача № 1: 14 летний подросток Мосин заключил с индивидуальным предпринимателем Петровым трудовой договор, в соответствии с которым Мосин должен был торговать пивом, сигаретами, печеньем в магазине в свободное от учебы время. Могут ли указанные лица быть субъектами  трудового права? При каких условиях?

     Ответ: Мосин и Петров могут быть субъектами трудового права при соблюдении следующих условий.

      Согласно  ст. 16 Трудового кодекса РФ  трудовые отношения между работником и  работодателем возникают на основе заключения трудового договора.

      В соответствие со ст. 63 Трудового кодекса  РФ для заключения трудового договора установлен минимальный возраст - 16 лет. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать граждане при достижении возраста 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может заключаться с лицами при достижении 14 лет. Однако для таких подростков необходимо, чтобы работа выполнялась в свободное от учебы время, она должна быть легкой и не причинять вреда здоровью и не нарушать процесс обучения. Как исключение Трудовой кодекс РФ устанавливает возраст при приеме на работу менее 14 лет. Это допускается в организациях кинематографии, театрах, концертных, театральных организациях, При этом также необходимо согласие одного из родителей, органа опеки и попечительства и работа не должна нанести ущерб здоровью и нравственному развитию подростка.

      В соответствии со ст. 265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

      Запрещаются переноска и передвижение работниками  в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих  установленные для них предельные нормы. 
Перечень работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних работников, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

      Несовершеннолетние не могут привлекаться к работам: 
- по совместительству (ст. 282 Трудовой кодекс РФ);

- в соответствии  с письменным договором о полной  материальной ответственности (ст. 244 Трудовой кодекс РФ);

- вахтовым  методом, поскольку эти работы  связаны с отъездом в другую  местность и с длительными рабочими сменами, что запрещается несовершеннолетним (ст. 298 Трудовой кодекс РФ);

- в религиозных организациях (ст. 342 Трудовой кодекс РФ).

      Согласно  ст. 268 Трудовой кодекс РФ запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

      Кроме того, для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная продолжительность  рабочего дня:

- не  более 24 часов в неделю - для  работников в возрасте до 16 лет;

- не  более 36 часов в неделю - для работников в возрасте от 16 до 18 лет.

      При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: 
- 5 часов - для работников в возрасте от 15 до 16 лет;

- 7 часов  - для работников в возрасте от 16 до 18.

      Учащихся  общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, привлекать к труду можно только 2,5 часа в день (работников в возрасте от 14 до 16 лет) и 3,5 часа (работников в возрасте от 16 до 18 лет).

Информация о работе Понятие и классификация источников трудового права