Источники трудового права и их классификацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Рассмотрение вопросов связанных с источниками трудового права и их классификацией

Задачи курсовой работы:

Определить понятие источников трудового права;
Выявить место трудового законодательства как источника в трудовом праве России;
Определить влияние международных норм трудового права.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

     Трудовое  законодательство в связи с заменой  Кодекса законов о труде на трудовой кодекс претерпело значительные изменения, также федеральные законы, полностью обновившие отдельные  правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей. [7]

     Таким образом, значительное обновление трудового  законодательства повлекло за собой  количественное и качественное изменение  источников трудового права. Новые  формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов трудового права как науки, превратив Советское трудовое право в Трудовое право России.

     Тема  источников трудового права на сегодняшний  день весьма актуальна. Происходит изменение  всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

     Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных  аспектах. Во-первых, к ним относят  объективные факторы, «порождающие»  право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические,  политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.

   Цель  курсовой работы: Рассмотрение вопросов связанных с источниками трудового  права и их классификацией

   Задачи  курсовой работы:

  1. Определить понятие источников трудового права;
  2. Выявить место трудового законодательства как источника в трудовом праве России;
  3. Определить влияние международных норм трудового права.

   Объект  исследования: трудовое право РФ.

   Предмет исследования: источники трудового  права РФ.

   В первом разделе моей курсовой работы рассмотрено понятие источников трудового права России, их основные особенности

   Во  втором разделе курсовой работы рассматривается  классификация источников трудового права России

   В третьем раздели изучены нормы международного права как источник Российского трудового права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Понятие источников трудового  права России,  их основные  особенности

 

     «Источник права» — условное юридическое обозначение, смысл которого может быть раскрыт исходя из исторического подхода к вопросу о происхождении права вообще. С точки зрения возникновения права его источником являются материальные условия жизни общества, господствующий тип производственных отношений. В сфере материального производства возникают общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Происходит процесс формирования права (правотворчество), который завершается формулированием соответствующих правил поведения, юридических норм, выраженных в форме государственных актов (законов) или иных актов, издаваемых по поручению или с санкции высшего органа государственной власти (законодателя). Изучение процедуры и формы выражения права представляет собой самостоятельный раздел юридической науки.[6]

     Конкретные  формы выражения права могут  быть различными в зависимости от степени важности регулируемых Общественных отношений, отраслевой принадлежности, компетенции нормотворческого органа. Это могут быть законы, указы, постановления, приказы и другие нормативно-правовые акты.

     Применительно к конкретной сфере общественных отношений нормативные акты являются источниками права в формальном смысле, т. е. выраженными в определенной форме. Именно в этом смысле термин «источник права» используется в юридической науке при изучении конкретных правовых систем и правоотношений, регулируемых данной системой права.

     В этом специфическом понимании термин «источник права» является синонимом таких юридических выражений, как «законодательство», «нормативные акты», «форма права», «внешняя форма права». Все они выражают одно и то же явление: форму, в которую облекается результат нормотворчества, воля законодателя. В настоящей работе термин «источник трудового права» будет использоваться именно в названном смысле, т. е. для обозначения конкретных форм выражения правовых предписаний в сфере трудовых отношений, исходящих, как от государственных органов власти (законодателя), так и от органов государственного управления, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение действующего законодательства.

     Трудовое право как система юридических норм, регулирующих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроизводственных структурах—предприятиях, объединениях, институтах, кооперативах, учреждениях и т. д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам общественной организации труда, находиться между собой в определенной субординационной зависимости.

     Источники — нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, однако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов — источников трудового права, в других — только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

    В источниках трудового права России отражены материальные условия жизни нашего общества и с их изменением меняются и источники трудового права. Источники трудового права не следует путать с актами тех же органов, изданными и процессе правоприменительной деятельности.

    Нормы трудового права могут быть закреплены в актах, являющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права, например государственного. Так, в Конституции РФ, которая является юридической базой текущего законодательства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда.

         2  Классификация источников трудового права России

 

     Источники трудового права многочисленны  и разнообразны, их можно по-разному  классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые государственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

     По  сфере действия источники трудового  права можно разделить на действующие в пределах всей Российской Федерации, отдельных субъектов Федерации, регионов, отдельных организаций.

     Можно классифицировать источники трудового  права по их правовой иерархии, иначе говоря, по юридической силе. Эта классификация наиболее удобна для изучения, она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника, ее мы и будем придерживаться в дальнейшем. По юридической силе среди источников трудового права можно выделить (по иерархии сверху вниз) Конституцию Российской Федерации, акты международного правового регулирования труда, законы, подзаконные акты, акты судебных органов, соглашения о труде, локальные акты. [8]

     Учитывая, что правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется не одним, а рядом государственных  органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и трудовые коллективы, следует, прежде всего, выделить классификацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы. 

     2.1 Конституция РФ 

     Особое  место среди источников российского права, в том числе и трудо-

вого  права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

     Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37). [9] 

     2.2 Законы РФ 

     Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы Российской Федерации.

     В соответствии с Конституцией РФ федеральные  законы принимаются Государственной  Думой большинством голосов от общего числа депутатов и в течение  пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

     Принятый  федеральный закон в течение  пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней со дня поступления либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет его. При отклонении закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

     Статья 108 Конституции РФ предусмотрела особую процедуру принятия федерального конституционного закона. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность отклонения федерального конституционного закона Президентом РФ и повторного в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федерального Собрания. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

Информация о работе Источники трудового права и их классификацией