Усыновление (удочерение) в международном частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 00:09, курсовая работа

Описание

Основная цель, которая стоит передо мною в начале выполнения данной работы – это полное, четкое и верное раскрытие, а также объемное усвоение поставленной темы работы.

Для достижения указанной цели необходимо выделить и внимательно изучить следующие вопросы:
понятие усыновления в международном частном праве;
коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления; унификация;
особенности регулирования международного усыновления в России.

Содержание

Введение………………………………………………………...……………….2

Глава 1. Понятие усыновления в международном частном праве ……………………...………………………………………………………...…..4

Глава 2. Коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления. Унификация………………………………………………. ……………….…….8

2.1. Коллизии норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления…………………… ………………………….………8

2.2. Унификация норм в области усыновления………………………………..13

Глава 3. Особенности регулирования международного усыновления в России…………………………………………………………………………….22

3.1. Российское законодательство, регулирующее порядок усыновления российских детей иностранными гражданами………………………………...22

3.2. Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами………………………………………………………………...……..23

Заключение…………………………...…………………………………………..33

Список используемой литературы………………………………………..…35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МЧП.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     При решении вопроса об усыновлении  ребенка иностранными гражданами российские суды часто ограничиваются применением  абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, то есть ссылаются  только на российское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства (такие заключения представляются заявителями в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 271 ГПК РФ). Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства27 (п. "в" ст. 14).

      Специальное регулирование существует на всех трех этапах процедуры "международного" усыновления:

      - подготовительном (подготовка потенциального  усыновителя, регистрация его  в качестве кандидата в усыновители  и подбор ребенка для усыновления);

      - судебном (рассмотрение заявления  об усыновлении конкретного ребенка  и вынесение судебного решения);

      - постсудебном (регистрация усыновления,  постановка усыновленного ребенка  на учет, последующий контроль  за осуществлением усыновления  и процессом адаптации ребенка в семье усыновителей)28.

      Первый  этап в случае, когда потенциальный  усыновитель - проживающий за границей иностранец, начинается с подачи лицом, желающим усыновить российского  ребенка, ходатайства в компетентные органы своего государства (в США - в службу иммиграции и натурализации, во Франции - в службу социальной помощи детству и т.д.). Эти органы после соответствующей проверки утверждают кандидатуру усыновителя. В то же время в России осуществляется подбор ребенка. Банк данных о детях создан в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"29. Принято также Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"30. Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному или федеральному оператору (Министерство образования и науки РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ).

      Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях. Для обеспечения соблюдения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон (п. 4 ст. 124 СК РФ) устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (имеется в виду усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников. Данные ограничения соответствуют положениям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, которой признано, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

      Дети  могут быть переданы на усыновление  иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных.

      Второй  этап - судебное усыновление - регулируется положениями гл. 29 ГПК РФ и гл. 19 СК РФ.

      Специально  установлена подсудность таких  дел - заявление об усыновлении постоянно  проживающие за границей российские граждане, иностранные граждане или  лица без гражданства, желающие усыновить  российского ребенка, подают соответственно в областной или другой суд "второго звена" по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ).

      Родовая подсудность определена здесь иначе, чем при усыновлении в обычных  случаях, когда заявления подаются в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 1 ст. 269 ГПК РФ). В связи с упоминавшимся выше правилом абз. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ, согласно которому усыновление в России российских детей иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, производится в порядке, установленном кодексом для российских граждан, в судебной практике возник вопрос о подсудности упомянутых в этом абзаце дел об усыновлении. Пленум Верховного Суда РФ в названном выше постановлении от 20 апреля 2006 г., исходя из того, что подсудность в данном случае должна определяться нормами ГПК РФ, разъяснил, что иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе в случаях, когда они постоянно проживают на территории России, должны подавать заявления об усыновлении в суды "второго звена", "поскольку частью 2 статьи 269 ГПК РФ для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства. Если данные лица состоят в браке с гражданами Российской Федерации, с которыми постоянно проживают на территории Российской Федерации, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка - гражданина Российской Федерации, то учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил. Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (часть 2 статьи 269 ГПК РФ)" (п. 1 постановления).

      Вопрос  о родовой подсудности возникает  и применительно к делам об отмене усыновления российских детей  иностранцами или российскими гражданами, постоянно проживающими за границей (в законе этот вопрос прямо не урегулирован). Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. разъяснил, что такие дела должны рассматриваться теми же судами, которые в соответствии с ч. 2 ст. 269 ГПК РФ компетентны по соответствующим делам об усыновлении, т.е. судами "второго звена" (п. 20 постановления).

      Некоторые особенности имеют процедура  рассмотрения дел об усыновлении  и требования к оформлению документов. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. рекомендовал судам уже при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать от органа опеки и попечительства:

      - документы, подтверждающие невозможность  передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников;

      - документ, подтверждающий наличие  сведений об усыновляемом ребенке  в федеральном банке данных  о детях, оставшихся без попечения родителей;

      - документы, содержащие информацию  о принятых органами опеки  и попечительства, региональным  и федеральным оператором мерах  по устройству (оказанию содействия  в устройстве) ребенка, оставшегося  без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ, ст. 6 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей").

      Эти документы суд исследует с  целью установления, с какого времени  сведения о ребенке находились в  федеральном банке данных о детях, правильно ли были указаны сведения о ребенке, предлагался ли он на воспитание в семьи российских граждан, проживающих в России, либо на усыновление его родственникам и, если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью. Суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка и других лиц.

      После вынесения судебного решения  и в течение трех дней со дня  вступления его в законную силу суд  направляет выписку из решения в  орган записи актов гражданского состояния для государственной  регистрации усыновления. Регистрация усыновления производится в соответствии с правилами Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

      После выезда ребенка - гражданина РФ в государство  гражданства усыновителя он ставится на учет в консульском учреждении РФ в соответствующем государстве. 29 марта 2000 г. Правительством России утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства31. На консулов возложена гарантированная Конституцией РФ (ч. 2 ст. 61) защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами. В соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.32, в которой участвует более 150 государств, в том числе Россия, к числу консульских функций относятся, в частности, защита в государстве пребывания интересов граждан представляемого государства в пределах, допускаемых международным правом, и охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства (ст. 5 конвенции).

      Учет  информации о постановке детей на консульский учет ведут органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, устанавливаемом  Министерством образования и науки РФ.

      Посредническая  деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц  в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени  и в интересах лиц, желающих усыновить  детей, в России не допускается. Посреднической деятельностью, однако, не является деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории России в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Эти органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели (ст. 126.1 СК РФ). Правительством РФ 4 ноября 2006 г. принято Постановление N 654, которым утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением33, где определен порядок получения разрешений на открытие представительства и на осуществление деятельности по усыновлению (разрешения выдаются Министерством образования и науки РФ), осуществления деятельности и контроля.

     Если  представительство иностранной  организации по усыновлению не имеет  соответствующего разрешения (например, Министерством образования и  науки РФ отказано в его выдаче или истек его срок), то такое представительство иностранной организации не имеет права представлять в суд документы кандидатов в усыновители для усыновления ребенка, а также осуществлять иную деятельность по представительству интересов кандидатов в усыновители на территории Российской Федерации.

 
 

Заключение.

     Институт  усыновления с участием иностранного элемента – явление довольно сложное. Несмотря на тенденции к международной  унификации норм семейного права, коллизионный метод регулирования по-прежнему актуален и будет таковым впредь. При этом следует иметь в виду, что международный договор по усыновлению в принципе не может и не должен решать вопросы, относящиеся к "компетенции" внутреннего законодательства. Только российское законодательство (и практика его применения) может решить многие "болезненные" вопросы, связанные с передачей российских детей за границу. Хотя Российская Федерация не ратифицировала Гаагскую Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 г., но российское законодательство в области усыновления придерживается принципов и положений данной Конвенции.

     В настоящее время усыновление  детей иностранцами вопрос достаточно сложный: с одной стороны проблемы возникают с предоставлением  необходимой документации и применением коллизионных норм права, с другой стороны проблемы возникают с личностью усыновителей – к сожалению, имели место случаи жестокого обращения иностранных родителей с усыновленными детьми вплоть до их убийства.  Но в большинстве случаев только иностранные родители могут обеспечить нормальные условия жизни детям, ведь усыновляемые ими дети, как правило, инвалиды, которых отказываются усыновлять российские граждане. Таким детям требуются квалифицированный уход и дорогостоящая медицинская помощь, которые не могут обеспечить в полной мере учреждения, где они содержатся.

     Для разрешения проблем иностранного усыновления  необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов  опеки и попечительства, судов, к  ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления. Усыновление ребенка в России должно стать более распространенным и престижным.

Информация о работе Усыновление (удочерение) в международном частном праве