Усыновление (удочерение) в международном частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 00:09, курсовая работа

Описание

Основная цель, которая стоит передо мною в начале выполнения данной работы – это полное, четкое и верное раскрытие, а также объемное усвоение поставленной темы работы.

Для достижения указанной цели необходимо выделить и внимательно изучить следующие вопросы:
понятие усыновления в международном частном праве;
коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления; унификация;
особенности регулирования международного усыновления в России.

Содержание

Введение………………………………………………………...……………….2

Глава 1. Понятие усыновления в международном частном праве ……………………...………………………………………………………...…..4

Глава 2. Коллизионные вопросы регулирования отношений усыновления. Унификация………………………………………………. ……………….…….8

2.1. Коллизии норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления…………………… ………………………….………8

2.2. Унификация норм в области усыновления………………………………..13

Глава 3. Особенности регулирования международного усыновления в России…………………………………………………………………………….22

3.1. Российское законодательство, регулирующее порядок усыновления российских детей иностранными гражданами………………………………...22

3.2. Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами………………………………………………………………...……..23

Заключение…………………………...…………………………………………..33

Список используемой литературы………………………………………..…35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МЧП.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     В России усыновление, имеющее международный  характер, регулируется коллизионными  нормами, закрепленными в ст. 165 СК РФ. Согласно данной статье, усыновление считается международным, когда оно осуществляется:

     1) иностранными гражданами или  лицами без гражданства в отношении  ребенка-гражданина РФ на территории  России;

     2) иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации;

     3) российскими гражданами в отношении  ребенка, являющегося иностранным  гражданином на территории Российской  Федерации;

     4) российскими гражданами в отношении ребенка, являющегося иностранным гражданином на территории иностранного государства10.

     С принятием Семейного Кодекса 1995г. в семейном законодательстве РФ основным коллизионным принципом, применяемым  при усыновлении (или отмене усыновления) иностранными гражданами российских детей на территории России стал закон гражданства усыновителя11.

     В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории России иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя (а если это лицо без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления). При усыновлении в России российского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена.

     Применение  при усыновлении соответствующего иностранного законодательства обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления  в иностранном государстве, так  как усыновитель часто увозит ребенка в свою страну. Аналогичные  коллизионные привязки используются и в законодательстве многих зарубежных стран, но там они чаще формулируются в двусторонних коллизионных нормах12.

     Тем не менее, российский закон не ограничивается отсылкой к закону гражданства усыновителя. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ при усыновлении на территории России иностранными гражданами или лицами без гражданства детей - граждан РФ должны быть также соблюдены нормы российского законодательства. В принципе такой подход не является особенностью российского права. Законодательство большинства стран использует привязки к личному закону усыновителя и усыновляемого в сочетании друг с другом; иногда прямо указывается на применение и того, и другого закона (например, в Венгрии). Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту - и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам российского законодательства13. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление не может состояться.

     В отношении личного закона могут применяться различные комбинации: закон гражданства мужа, закон гражданства жены, закон общего гражданства. Аналогичная ситуация складывается и при использовании закона места жительства. Кроме перечисленных, в рассматриваемой области по-прежнему используются классические принципы: закон суда и закон «автономии воли»14.

     В отличие от закона суда, закон «автономии воли» применяется далеко не во всех правовых системах и, как правило, ограничен  определенными рамками. В правовой системе Российской Федерации принцип «автономии воли» 6ыл неприменим в области семейного права до принятия в 1995 г. Семейного Кодекса РФ.

     При усыновлении на территории Российской Федерации ребенка-гражданина иностранного государства не требуется соблюдения определенных статей СК РФ (ст.124-126 и 129-132), как это необходимо, когда речь идет об усыновлении ребенка-гражданина РФ. В этой ситуации необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого ребенок является. Также может потребоваться согласие на усыновление и самого усыновляемого в том случае, если это предусмотрено законодательством государства, гражданином которого он является15. 
 
 
 
 

2.2. Унификация норм  в области усыновления.

     Особенности семейного права, обусловленные колоритностью народных обычаев, традиций, религий, существенно затрудняют процесс создания единообразных норм.

     Игнорирование Россией большей части международных  конвенций, принятых в области семейного  права, не умаляет их значимость16.

     Конвенции представляют собой унифицированные источники права, регулирующие, в частности международные отношения усыновления. Наиболее важными являются следующие конвенции:

      - Конвенция ООН о правах ребенка  от 20 ноября 1989 г.,

      - Гаагская Конвенция о защите  детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29 мая 1993 г.,

      - Европейская конвенция об усыновлении  детей 
от 24 апреля 1967 г.,

      -  Конвенция «O гражданских  аспектах международного похищения  детей» 1980 г.

     1. Конвенция ООН о правах ребенка  от 20 ноября 1989 г. содержит общие принципы усыновления. Россия участвует в данной Конвенции. Согласно ее положениям, государства-участники должны обеспечивать учет при усыновлении в первую очередь интересов ребенка. Усыновление должно производиться только компетентными властями в соответствии с применимыми законами и процедурами; усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным; при усыновлении ребенка в другой стране должны применяться такие же гарантии и нормы, какие применяются в отношении усыновления внутри страны; государства должны принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицом (ст. 21).

     2. Конвенция «O гражданских аспектах  международного похищения детей» 1980 г. Основным вопросом, получившим  закрепление в Конвенции 1980 г., стало обеспечение возвращения  детей, незаконно перемещенных  или удерживаемых в одном из  государств-участников. Для возвращения ребенка заинтересованное лицо должно обратиться со специальным ходатайством: в этой Конвенции закрепляется порядок представления ходатайства, а также документов, содержащих сведения о личности заявителя, положении ребенка и информацию о незаконном перемещении. Ходатайство должно быть направлено в центральные органы государств, специально создаваемые участниками этой Конвенции для осуществления мероприятий по возвращению детей.

     Вопрос  о том, имело ли место незаконное перемещение или удержание ребенка, решается в судебном или административном органе запрашиваемого государства. Для рассмотрения этого вопроса установлен 6-недельный срок. При этом, независимо от разбирательства, по истечении одного года со дня незаконного перемещения (или удержания) ребенок подлежит возвращению.

     Единственным  основанием для оставления ребенка  является представление доказательств  о том, что, несмотря на незаконное перемещение, условия проживания на территории иностранного государства являются благоприятными, а возвращение ребенка может быть сопряжено с физической или психологической травмой для него. Квалификация понятий «перемещение» или «удержание», а также определение этих действий как незаконных дается в соответствии с конвенционными положениями, а не исходя из толкования этих понятий в национальном законодательстве государств-участников17.

     В Конвенции 1980 г. не затрагиваются положения, связанные с регулированием опеки  или попечительства. Вместе с тем  в ст. 3 закреплена коллизионная норма  о том, что право на опеку возникает на основе закона или судебного решения государства места жительства ребенка. Это значит, что основания для установления опеки (или попечительства), требования для лиц, которые могут назначаться опекунами, а также дополнительные условия при опеке отдельных категорий детей определяются по праву государства, на территории которого проживает ребенок.

      3. Гаагская Конвенция «O защите  детей и сотрудничестве в отношении  иностранного усыновления» 1993 г.  сменила ранее принятую Конвенцию  об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении 1965 г. Данная Конвенция конкретно посвящена вопросам усыновления. В ней участвует 71 государство. Эта Конвенция применяется в случаях, когда ребенок, постоянно проживающий в одном из договаривающихся государств, будучи усыновленным, переезжает в другое договаривающееся государство. Она распространяется только на такие усыновления, в результате которых возникают постоянные отношения между сторонами как между родителями и детьми (ст. 2). Конвенция ставит своей целью, в частности, установить общие положения с учетом принципов, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (Резолюция 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.)

     В соответствии с провозглашенными в  ней целями конвенция:

     - устанавливает гарантию того, чтобы  международное усыновление (удочерение) производилось только в интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанных международным правом;

     - создает систему сотрудничества  между странами-участницами в  области усыновления. Сотрудничество  осуществляется через назначаемые каждым из государств Центральные органы;

     - обеспечивает признание в Договаривающихся  Государствах усыновлений, произведенных  в соответствии с конвенцией. Коллизионных норм конвенция  не содержит.

     Конвенция (ст. 4) устанавливает, что компетентные органы государства происхождения (т.е. государства места постоянного проживания ребенка) допускают усыновление только при соблюдении определенных в конвенции требований (ребенок может быть усыновлен; нет возможности устройства ребенка в семью в государстве происхождения; заинтересованные лица информированы о последствиях усыновления; согласие на усыновление дано добровольно и без получения за это какого-либо денежного вознаграждения; учтено желание и мнение ребенка и т.д.). Компетентные органы принимающего государства, со своей стороны, определяют "пригодность" потенциальных усыновителей к усыновлению (ст. 5). Конвенция подробно регулирует обязанности Центральных органов стран-участниц и уполномоченных ими организаций, а также саму процедуру усыновления.18 Согласно ст. 23 конвенции усыновление, удостоверенное компетентным органом государства, в котором оно произведено, как соответствующее данной конвенции, признается имеющим законную силу в других Договаривающихся Государствах. В признании усыновления может быть отказано только в случае, если это усыновление явно противоречит публичному порядку запрашиваемого государства, при этом должны быть учтены наилучшие интересы ребенка (ст. 24). Определяются последствия признания усыновления. Специально устанавливается, что никто не должен извлекать неоправданную финансовую или иную выгоду из деятельности, связанной с международным усыновлением (ст. 32). Среди подписавших конвенцию (присоединившихся к ней) государств как те государства, граждане которых чаще усыновляются, так и те, куда усыновленные дети чаще переезжают вместе с усыновителями.

     В Конвенции 1993 г. закрепляются требования, предъявляемые для установления иностранного усыновления. Разумеется, что основным из них является соответствующее  заключение о том, что иностранное усыновление в большей степени отвечает интересам ребенка, чем устройство ребенка в государстве его места жительства.

     Подобно Конвенции 1980 г., в Конвенции 1993 г. предусмотрено  учреждение Центрального органа в каждом государстве-участнике, в компетенцию которого входит координация вопросов, связанных с усыновлением: предоставление информации об усыновляемом; осуществление контроля за соблюдением конвенционных требований; организация мероприятий по установлению временной опеки над ребенком.

     Одним из важных положений является норма о признании иностранного усыновления, установленного одним государством, в другом государстве - участнике данной Конвенции (ст. 23). Отказ в признании может быть мотивирован только оговоркой о публичном порядке, сущность которой в данном случае сводится к нарушению политики, проводимой государством в отношении защиты детей.

     При этом в данной Конвенции также  закрепляется право государства  сделать заявление о том, что  оно не связано положениями данной Конвенции по вопросу признания усыновления.

     7 сентября 2000 г. Россия подписала  Гаагскую конвенцию о защите  детей и сотрудничестве в отношении  иностранного усыновления от 29 мая  1993 г., однако конвенция до сих  пор не ратифицирована.19.

     4. Европейская конвенция об усыновлении  детей от 24 апреля 1967 г., заключенная в г. Страсбурге, которую ратифицировали Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Италия, Латвия и др. - всего 18 государств, направлена в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. Так, в ней определены условия, которые должны быть соблюдены, чтобы усыновление, произведенное в одной стране, было признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся.

     Можно упомянуть и принятую на третьей  Специализированной межамериканской конференции по вопросам международного частного права 1984 г. (CIDIP - III) Конвенцию о коллизионном праве относительно усыновления несовершеннолетних (ее участники - Бразилия, Колумбия, Мексика, Чили и некоторые другие страны). Согласно конвенции при решении вопросов о согласии усыновляемого, о процедуре, формальных требованиях, необходимых для создания отношений родства, применяется закон обычного места жительства несовершеннолетнего. Закон домицилия усыновителя определяет способность лица быть усыновителем, требования в отношении возраста и состояния в браке, предъявляемые к усыновителю, необходимость получения согласия от супруга усыновителя. Однако если требования закона усыновителя являются более мягкими, чем требования закона страны постоянного места жительства усыновляемого, применяется последний20

Информация о работе Усыновление (удочерение) в международном частном праве