Субъекты международного публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:31, лекция

Описание

Субъекты МП – акторы, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей:
- государства;
- международные организации;
- нации, борющиеся за независимость;
- государственно-подобные образования;
- физические лица (в ограниченном объеме).

Работа состоит из  1 файл

Тема 2. Субъекты МП.docx

— 34.97 Кб (Скачать документ)

Тема 2. Субъекты МП.

1. Субъекты МП: понятие и признаки; правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правосубъектность: общая, отраслевая, специальная.

Субъекты  МП – акторы, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей: 
- государства; 
- международные организации; 
- нации, борющиеся за независимость; 
- государственно-подобные образования; 
- физические лица (в ограниченном объеме).

Субъекты МП: 1) постоянные (государства) 2) временные (нация, борющаяся за свое освобождение – до создания независимого государства; международные организации, созданные для достижения определенных целей)

Признаки субъектов  МП: 
1) субъекты МП – лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами: а) известная внешняя обособленность; б) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; г) участвовать в принятии норм международного права.

2) все субъекты МП –  такие лица, которые приобрели  свойства субъекта в силу норм  международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную  основу деятельности акторов как субъектов международного права. 
 
Все субъекты МП обладают правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. 
Правоспособность – способность субъекта МП иметь субъективные права и юридические обязанности.  
Государства – с момента признания; межправительственные организации – с момента вступления учредительных документов в силу; физические лица – при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.  
Наличие правоспособности à наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность – осуществление субъектами МП самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.  
 
Деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.  
 
Правосубъектность – свойство субъекта МП нести соответствующие права и обязанности. Сочетание правоспособности и дееспособности (Алексеев С.С.).

Отличие «субъекта МП»  от «субъекта правоотношения» - субъект  СП – лицо, потенциально способное  быть участником международных правоотношений, а субъект правоотношения – реальный участник данных правоотношений.  
 
Общая правосубъектность – способность акторов ipso facto быть субъектом МП вообще.  
Ей обладают только суверенные государства, которые являются первичными субъектами МП. Теоретически ей также обладают нации, борющиеся за свою независимость.  
 
Отраслевая правосубъектность – способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. 
Ей обладают межправительственные организации. 
Специальная правосубъектность – способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасти МП.  
Ей обладают физические лица – их правосубъектность признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических права 1966 г. (ст. 2 и след.), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и след.) 
 
Субъекты МП должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных МП международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным право лицами.

2. Государства  как основные субъкеты МП: суверенитет, территория, население, власть, унитарные и федеративные.

Государство в МП – страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства.  
Признаки: 1) суверенитет; 2) территория; 3) население; 4) власть.

1) Государственный суверенитет – присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Государство обладает суверенитетом с момента возникновения, а прекращается с прекращение данного государства.  
 
Государство обладает универсальной правосубъектностью.

2) Территория – является необъемлемым условием существования государства; она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами МП.

3) Население – является постоянным признаком государства.  Согласно Уставу ОООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

4) Власть – является одним из основных признаков государства.  
Государства выступают в международных правоотношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения.

Один из основополагающих принципов современного МП – уважение суверенитета любого государства, признание  суверенного равенства всех государств.  
Суверенное равенство: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;  д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Каждое государство имеет  право на независимость и поэтому  на свободное осуществление, без  диктата со стороны какого-либо другого  государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной  формы государственного управления.

Каждое государство имеет  право осуществлять юрисдикцию над  своей территорией и над всеми  лицами и вещами, находящимися в  ее пределах, с соблюдением признанных МП иммунитетов.

Государство обязано относиться ко всем находящимся под его юрисдикцией  лицам с уважением к правам человека и основным свободам, без  различия в отношении расы, пора, языка или религии.

Каждое государство обязано  воздерживаться от использования войны  в качестве орудия национальной политики и воздерживаться от угрозы силой  или применения ее против территориальной  неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым  с МП и правопорядком.

Государство должно добросовестно  выполнять свои обязательства, возникающие  из договоров и других источников МП, и не может ссылаться на положения  своей конституции или своих  законов как оправдание невыполнения этой обязанности.

Любое государство обязано  поддерживать отношения с другими  государствами в соответствии с  нормами МП и в соответствии с  тем принципом, что суверенитет  каждого государства подчинен верховенству МП.

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект МП, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Федеративное  государство – сложное государство. Члены федерации сохраняют определенную внутригосударственную самостоятельность, но не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях, т.е. не являются субъектами МП. Только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта МП.

Конфедерация  – союз суверенных государств, объединившихся для достижения общих целей, которые определены в соглашении о ее создании. Конфедерация может наряду с государствами-членами выступать субъектами МП, если при ее создании государства-члены возложили на конфедерацию осуществление определенных задач в области международных отношений.

«Государство-изгой» (Rouge state) – КНДР, Ливия, Ирак, Иран. Еще в 2002 г. США заявили, что они имеют претензии к 60 государствам, в отношении которых могут быть применены превентивные меры – нанесение первого удара. В их числе – страны, оказывающие помощь террористам или имеющие возможность и намерение применить химическое или ядерное оружие.

3. Международная правосубъектность народов и наций, ее закрепление в основных международных документах.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, которая характеризуется такими признаками, как: 
а) общность территории; б) общность экономической жизни; в) общность психологического склада; г) общность культуры.  
 
Народ – форма национальной и этнической общности.

Когда говорят о международной  правосубъектности наций и народов, имеют ввиду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности. Субъекты МП – только не нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств.  
В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, Подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Принцип равноправия и  самоопределения народов – все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право - Устав ООН (п. 2 ст. 1).Цель ООН на основе этого принципа – развитие дружественных отношений между нациями. ООН создала международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями.  
В дальнейшем этот принцип был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.). В ее преамбуле сказано, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм МП. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и народам:

  1. Подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются основным отрицанием основных прав человека, противоречат уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;
  2. Все народы имеют правд на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;
  3. Недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должна использоваться как предлог для задержки достижения независимости;
  4. Любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальной территории должна уважаться;
  5. В подопечных и несамоуправляющихся территориях, а так же во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженными ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговоров и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;
  6. Всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами устава ООН.

Данный принцип конкретизирован  также в Декларации о принципах  МП 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г. и др.

Каждое государство обязано  содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению  принципа равноправия и самоопределения  народов.

Способ осуществления  народом права на самоопределение  – создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение  к независимому государству или  объединение с ним, или установление любого другого политического статуса  свободного определенного народом.

Каждое государство обязано  воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права  на самоопределение, свободу и независимость.

Юридическая основа права  наций на самоопределение – присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права  на самостоятельное и независимое  существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем à международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных правоотношений.

Нации и народы, борющиеся  за свое самоопределение, в лице своих  постоянных органов могут заключать  соглашения с государствами и  международными организациями, подписывать  международные договоры, направлять своих представителей для участия  в работе межправительственных организаций  и конференций. 
Они пользуются защитой МП, имеют свои дипломатические представительства на территории государств.

 
4. Международная правосубъектность международных организаций.

Ст. 3 Венской конвенции  о праве договоров между государствами  и международными организациями  или между международными организациями 1986 г. – международные организации  являются субъектами МП.

Любая межправительственная (межгосударственная) организация ipso facto является субъектом МП, потому что: 1) государства согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и полностью соответствуют основным принципам МП; 2) их учредительные акты регулируют отношения между организациями и государствами-членами, т.е. межгосударственные отношения.

Международная правосубъектность международной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию и от характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать другие права и обязанности.

Информация о работе Субъекты международного публичного права