Международное публичное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 10:33, доклад

Описание

Международное публичное прааво — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Дипломатическое и консульское право — одна из основных отраслей международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.

Работа состоит из  1 файл

Междунаро́дное публичное пра́во.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Международное публичное прааво — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения. 

Дипломатическое и консульское  право — одна из основных отраслей международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. 

Впервые дипломатическое право было кодифицировано в Латинской Америке 20 февраля 1928 года: была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках. 

Основным  договорным актом в данной области  является Венская конвенция о  дипломатических сношениях 1961 года. В 1969 году на Генеральной ассамблее  ООН была также принята Конвенция  о специальных миссиях, а в  1975 году на дипломатической конференции в Вене — Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. 

Право внешних сношений — совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность государства в области внешних отношений. 

Органы  внешних сношений: внутригосударственные (органы находящиеся на территории конкретного государства) 

Право внешних сношений, как отрасль  международного публичного права, начала складываться в Средние века, когда  появились первые консульства и посольства. Право внешних сношений имеет подотрасли, которые в свою очередь включают в себя институты. Например, подотраслями права внешних сношений являются:

  • право внутригосударственных органов внешних сношений
  • дипломатическое право
  • право дипломатического протокола
  • консульское право
 

Консульское право — совокупность принципов и норм (как внутреннего законодательства государства, так и международного права), регулирующих деятельность консулов. Каждое государство определяет объём функций своих консульских представителей с учётом законодательства страны пребывания. 

Источники

Главным источником консульского права являются заключаемые отдельными государствами  многочисленные консульские конвенции, определяющие правовое положение консулов, и основные правила осуществления ими своих функций. Положения, регулирующие деятельность консулов, имеются в договорах о торговле и мореплавании, об оказании правовой помощи, о социальном обеспечении и др. В XX веке было заключено несколько многосторонних конвенций, являющихся как бы кодификацией договорной практики различных государств по консульским вопросам (например, Каракасская конвенция о консульских функциях 1911, Гаагская конвенция о консульских чиновниках 1928). "Кодексом" консульского права является многосторонняя Венская конвенция 1963 о консульских сношениях, определяющая привилегии, иммунитеты и основные функции штатных консулов, а также правовое положение нештатных консулов. 

Деятельность  советских консулов за границей регулируется советским законодательством и заключёнными СССР конвенциями по консульским вопросам. Действующее законодательство по вопросам Консульского права включает правила, определяющие положение иностранных консулов в СССР (Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 (вторая часть), Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик 1961, Указ Президиума Верховного Совета СССР о местных налогах и сборах от 10 апреля 1942 и т. д.). Основным законодательным актом, определяющим правовое положение и функции советских консульских представителей за границей, является Консульский устав СССР от 8 января 1926 (с изменениями и дополнениями); целый ряд положений об обязанностях советских консулов содержится также в Основах законодательства СССР и союзных республик о браке и семье 1968, в кодексах о браке и семье союзных республик, в Кодексе торгового мореплавания СССР, Положении о государственном нотариате и др. Специальные консульские конвенции заключены Советским Союзом с Болгарией, Венгрией, Чехословакией, Югославией, ГДР, ДРВ, КНДР, КНР, МНР, Польшей, Румынией, Австрией, Великобританией, Италией, Финляндией, Францией, ФРГ, США, Швецией, Японией и др 

Международное воздушное право — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации. 

Под регулированием режимов использования воздушного пространства в целях аэронавигации  понимаются, прежде всего, вопросы осуществления международных воздушных перелётов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда). 

Вопросы транзитного пролёта над международными проливами и архипелажными водами урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и, следовательно, относятся к международному морскому праву 

История создания

В 1919 году Парижская конвенция закрепила  принципы суверенитета государств над воздушным пространством. В 1944 году прошла Чикагская конференция о гражданской авиации. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве. На конференции были приняты стандарты, которые являются юридически обязательными для международных полетов, оно не относится к воздушным судам, которые государство использует для осуществления своих властных функций (пограничный и таможенный контроль, оборона, полицейские функции и т. п.). Создана Международная организация воздушной авиации (ИКАО). 

Соглашение  о международном воздушном транзите 1944 г. установило две свободы воздуха: 

1. возможность  полета без посадки; 

2. возможность  посадки для технического обслуживания. 

Соглашение  о международном воздушном транспорте 1944 г. установило еще три: 

3. возможность  высаживать пассажиров, выгружать  груз и почту, взятые на территории  государства, в котором зарегистрирован  самолет; 

4. возможность  принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на  территорию государства, в котором зарегистрирован самолет; 

5. возможность  принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на  территорию любого из участвующих  в Соглашении государств, возможность  высаживать пассажиров, выгружать  груз и почту, следующих из  одного из этих государств. 

Международное морское право (международное  морское публичное  право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции. 

Субъекты

Субъектами  международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства  и международные межправительственные организации. 

Источники

Длительное  время единственным источником международного морского права являлись обычаи. 

В настоящее  время основным источником международного морского права является Конвенция  ООН по морскому праву 1982 года.[1] Международные  отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года;
  • Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 года;
  • Конвенция по предотвращению загрязнения морской среды путем сброса веществ с судов и летательных аппаратов 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года и многими другими.
 

Помимо  многосторонних договоров государства  заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным  вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года.
 

Принципы  международного морского права

Принцип свободы открытого  моря.

Этот  принцип — один из старейших в  международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей  работе «Mare liberum» 1609 г. Сегодня, согласно Ковенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;
 

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях. 

Принцип исключительной юрисдикции государства над  судами своего флага  в открытом море.

Этот  принцип гласит — торговое судно  в открытом море подчиняется исключительной юрисдикцкии государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством;
  • судно занимается работорговлей;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
  • государство флага судна;
  • государство регистрации вещательной установки;
  • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
  • любое государство, где могут приниматься передачи;
  • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.
 

Принцип мирного использования  мирового океана

Принцип суверенитета государств над внутренними  морскими водами и  территориальным  морем

Принцип защиты морской среды

По иному  — принцип предотвращения загрязнения  морской среды. Впервые закреплён  в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных  для слива нефти с судов  зон.

Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип гласит — военные и иные государственные  суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение  этому — случаи, когда такие  суда нарушают правила мирного прохода  через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага. 

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.

В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации  Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей  и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо. В 1973 году Ассамблея созвала третью Конференцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, результатом работы которой стало принятие в 1982 году Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву. В 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части XI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1994 года и 28 июля 1998 года. В настоящее время Конвенция ратифицирована 155 государствами. 

Конвеция  ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

  • территориальное море и прилежащая зона;
  • проливы, используемые для международного судоходства;
  • континентальный шельф;
  • открытое море;
  • режим островов;
  • международный район морского дна.
 

Права государств, не имеющих выхода к  морю.

Информация о работе Международное публичное право