Способы квалификации основных принципов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:44, курсовая работа

Описание

В современный период происходит значительное усиление роли международного права в поддержании мира и укреплении международной стабильности, а также в решении множества обострившихся под влиянием научно-технического прогресса глобальных проблем современности, таких, как выживание человечества, запрещение ядерного оружия, угроза экологической катастрофы и др.
Существенно возрастает роль современного международного права и в обеспечении каждому государству, каждому народу своего собственного пути развития, его суверенитета, экономической, политической, военной безопасности, в уважении самобытности каждой страны, большой или малой, что объективно отвечает не только интересам каждого суверенного государства, но и интересам человечества в целом.

Содержание

Введение 3
1. Способы квалификации основных принципов международного права 6
1.1. Классификация основных принципов …………………………………...6
1.2Классификация принципов по объекту сотруничества…………………..8
1.3 Принципы, регулирующие межгосударственную систему……………..9

2. Содержание и характеристика основных принципов международного права 15
2.1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем 15
2.2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности 16
2.3. Общие принципы международного сотрудничества 28
Заключение 50
Список использованной литературы: 53

Работа состоит из  1 файл

принципы международного права курсак.docx

— 84.77 Кб (Скачать документ)

д)      в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

е)      запрещается подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения наций  и народов не означает, что нация (народ) обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или  государства, объединяющего всю  нацию. Право нации на самоопределение  есть ее право, а не обязанность[27].

Отсюда следует также, что рассматриваемый  принцип не предрешает международно-правового  статуса той или иной нации (народа). Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в международных отношениях в качестве субъекта международного права.

Право народов и наций на самоопределение  теснейшим образом связано со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Уважение свободы политического выбора становится фундаментом сотрудничества, а не соперничества и противоборства. С этим, в частности, связано право  освободившихся государств на проведение политики неприсоединения, на участие  в решении как общемировых, так  и региональных проблем. Самоопределение  означает право народов выбирать такой путь развития, который в  наибольшей степени соответствует  их историческим, географическим, культурным, религиозным (и т. п.) традициям и  представлениям.

Таким образом, от свободного решения  самой нации, самого народа должно зависеть создание государственного образования  – субъекта международного права. Как  указывается в Декларации о принципах  международного права 1970 года, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение  с ним, или установление иного  политического статуса, свободно определенного  народом, являются формами осуществления  народом права на самоопределение[28].

В настоящее время, особенно в связи  с распадом Советского Союза и  Югославии, остро встал вопрос о  соотношении права народов на самоопределение и принципа территориальной  целостности государств. В Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: «Ничто... не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств»[29].

Несомненно, что каждый народ имеет  право на свободное решение своей  собственной судьбы. Но в ряде случаев  этот принцип используется экстремистами, националистами, рвущимися к власти и жаждущими для этого раздробления существующего государства. Выступая от имени народа, но, совсем не представляя его, разжигая оголтелый национализм и вражду между народами, они разваливают многонациональное государство. Это в большинстве случаев противоречит истинным интересам народов данного государства, так как ведет к разрыву сложившихся веками экономических, семейных, культурных, научно-технических и других связей и противоречит общей интеграционной тенденции мирового развития.

Принцип сотрудничества государств.

Он представляет собой результат  углубления международного разделения труда, широкого развития международных  экономических и других связей в  современную эпоху. Экономическая  и политическая необходимость сотрудничества государств для обеспечения международного мира и безопасности, развития производительных сил, культуры, охраны природы и т.д. породила этот юридический принцип.

После принятия Устава ООН принцип  сотрудничества был зафиксирован в  уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Представители некоторых школ международного права утверждают, что обязанность  государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. Подобные утверждения уже не соответствуют  реальной действительности. Разумеется, было, время, когда сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной  власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений  привели к превращению добровольного  акта в правовую обязанность.

С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. Так, в соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Развивая положения Устава, Декларация о принципах международного права 1970 года следующим образом определяет содержание принципа сотрудничества государств:

а) государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью  поддержания международного мира и  безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

б)      сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;

в)      государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Заключительный  акт общеевропейского Совещания 1975 года конкретизирует содержание этого  принципа применительно к положению  в Европе[30].

Разумеется, конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих  государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных  обязательств. Однако анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств (таких, как Декларация 1970 года и  Декларация принципов Заключительного  акта СБСЕ), показывает стремление государств придать принципу сотрудничества универсальный характер.

Обязанность всех государств действовать  в соответствии с принципами ООН  со всей очевидностью предполагает их обязанность сотрудничать в решении  различных международных проблем, «поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности»[31].

Обязанность государств сотрудничать друг с другом, естественно, предполагает добросовестное соблюдение государствами  норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство  игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

Принцип уважения прав человека.

Он получил воплощение и развитие также в ряде специальных конвенций, принятых в рамках ООН или ее специализированных учреждений.

Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод для  всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится  к послевоенному времени и  связано непосредственно с принятием  Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII века и связано  с эпохой буржуазных революций.

В Декларации о принципах международного права 1970 года нет принципа уважения прав человека, но, как уже указывалось, перечень принципов, содержащихся в  ней, не является исчерпывающим. В настоящее  время практически никто не оспаривает существование данного принципа в общем, международном праве[32].

В Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 года название этого принципа сформулировано так: «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

В Парижской хартии для новой  Европы от 21 ноября 1990 г. подчеркивается, что уважение основных прав и свобод человека – «первейшая обязанность правительства» и что «их соблюдение и полное осуществление – основа свободы, справедливости и мира»[33].

В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин...». В ст. 1 и качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;.. с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действии в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».

Нетрудно заметить, что обязательства  государств изложены здесь в самой  общей форме, поэтому с момента  принятия Устава и до настоящего времени  государства стремятся конкретизировать нормативное содержание принципа всеобщего  уважения прав человека. С наибольшей полнотой и универсальностью это  сделано во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и двух пактах, принятых в 1966 году: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ многочисленных международных  документов, по нравам человека показывает, что в современном международном  праве имеется универсальная  норма, в соответствии с которой  государства обязаны уважать  и соблюдать права человека и  основные свободы для всех, без  различия расы, пола, языка и религии[34].

Отмеченная обязанность носит  всеобщий характер. Это значит, что  права, и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и  действуют в отношении всех лиц  без какой-либо дискриминации. При  этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств своеобразной отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

Таким образом, непосредственная регламентация  и защита прав и свобод человека по-прежнему остаются внутренним делом  каждого государства. Международные  нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно  на территории государства и требуют  от него определенных шагов по своей  имплементации. Положения, например, Пактов о правах человека прямо требуют от государства принятия мер, в том числе законодательных, по обеспечению индивидам прав, предусмотренных Пактами.

Как правило, международные документы  не определяют, каким образом государство  будет выполнять принятие на себя обязательства. Вместе с тем стандарты  поведения, содержащиеся в международных  документах, в определенной мере связывают  свободу поведения государств в сфере национального законодательства. Более того, анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права.

Речь прежде всего идет о грубых и массовых нарушениях прав человека, когда сложившаяся в конкретной стране внутриполитическая ситуация позволяет говорить о «систематических, достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод» (рез. ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г.). Такие явления, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация и т. п., уже квалифицированы международным сообществом как международные преступления и в силу этого не могут рассматриваться в качестве дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства.

Содержание принципа уважения прав человека в общем, международном  праве сводится к следующему:

а)      все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;

б)      государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;

в)      государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.

Современное международное право  поощряет индивида все более активно  участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области  прав человека. Например, Итоговый документ встречи государств -участников СБСЕ в Вене предписывает государствам «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает «право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью».

Документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство «обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека».

Принцип добросовестного выполнения международных  обязательств.

Информация о работе Способы квалификации основных принципов международного права