Способы квалификации основных принципов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:44, курсовая работа

Описание

В современный период происходит значительное усиление роли международного права в поддержании мира и укреплении международной стабильности, а также в решении множества обострившихся под влиянием научно-технического прогресса глобальных проблем современности, таких, как выживание человечества, запрещение ядерного оружия, угроза экологической катастрофы и др.
Существенно возрастает роль современного международного права и в обеспечении каждому государству, каждому народу своего собственного пути развития, его суверенитета, экономической, политической, военной безопасности, в уважении самобытности каждой страны, большой или малой, что объективно отвечает не только интересам каждого суверенного государства, но и интересам человечества в целом.

Содержание

Введение 3
1. Способы квалификации основных принципов международного права 6
1.1. Классификация основных принципов …………………………………...6
1.2Классификация принципов по объекту сотруничества…………………..8
1.3 Принципы, регулирующие межгосударственную систему……………..9

2. Содержание и характеристика основных принципов международного права 15
2.1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем 15
2.2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности 16
2.3. Общие принципы международного сотрудничества 28
Заключение 50
Список использованной литературы: 53

Работа состоит из  1 файл

принципы международного права курсак.docx

— 84.77 Кб (Скачать документ)

Обязательные процедуры, рекомендованные  Совещанием, не применяются, если одна из спорящих сторон считает, что спор затрагивает вопросы «территориальной целостности или национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязаний на юрисдикцию над другими районами...»[17]

В целом можно считать, что последние  годы отмечены, с одной стороны, возрастанием удельного веса мирных средств разрешения международных споров, а с другой – постоянным стремлением государств приводить нормативное содержание принципа в соответствие с потребностями общественной практики.

Для претворения в жизнь этого  принципа и повышения его эффективности  в рамках Хельсинкского процесса созывались международные совещания, на которых разрабатывался общеприемлемый метод мирного урегулирования, направленный на то, чтобы дополнить существующие мирные способы новыми средствами.

Принцип территориальной целостности государств.

Утвердился с принятием Устава ООН в 1945 году. Процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно  встретить упоминание, как территориальной  целостности, так и территориальной  неприкосновенности. Значение этого  принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение защита территории государства от любых  посягательств.

В Декларации о принципах международною  права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом ООН, 1970 года при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной  целостности (неприкосновенности), хотя сам этот принцип отдельно не упоминался. В частности, устанавливалось, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны». Отмечалось также, что «территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава», и что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Однако, как известно, закон не имеет обратной силы. Поэтому в декларации оговаривалось, что вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.

Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе 1975 года, который содержит отдельную  и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной»[18].

Речь идет о любых действиях  против территориальной целостности  или неприкосновенности. Например, транзит любых транспортных средств  через иностранную территорию без  разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной  территории, поскольку именно она  используется для транзита. Все природные  ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна  территория в целом, то неприкосновенны  и ее компоненты, то есть природные  ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без  разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной  неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности  нанесении ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, то есть опасности ухудшения естественного  состояния этой территории или отдельных  ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Принцип территориальной целостности  государств относится к числу  основных принципов международного права, закрепленных в п. 4 ст. 2 Устава ООН.

Данный принцип конкретизируется в Декларации о принципах международного права 1970 года, где он трактуется как  часть принципа суверенного равенства  государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. Действительно, этот принцип тесно  связан с обоими указанными принципами. В Декларации говорится: «Территориальная целостность и территориальная неприкосновенность»[19].

Однако принцип территориальной  целостности государств настолько  важен, что в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе он выделен как самостоятельный  принцип международного права: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников».

Принцип  нерушимости  государственных  границ.

Он определяет  сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в связи с границами. Значение отношений, связанных с границами, определяется тем, что они есть границы распространения государственного суверенитета, границы действия государственного правопорядка. Вопросы о границах занимают достаточно большое место в важнейших договорах современности, но им не уступают и те, что давно уже стали только вехами истории. С давних времен считалось, что нарушение границы является casus belli - поводом к законной войне. Воздушные, морские, сухопутные границы охраняются всей мощью государства, его дипломатическим аппаратом, а также его политическими союзническими договорами.

Учитывая всеобщность, единообразие, длительность практики государств по охране государственных границ, следует  констатировать наличие в международном  праве принципа нерушимости государственных  границ.

В писаной форме он, как указано, отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных  и региональных политических организаций.

Его понимание государствами отражено в таких морально-политических нормах, как нормы Декларации принципов  Заключительного акта Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (1975 г.) «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства участника»[20], декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в Декларации принципов, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.).

В Договорах СССР - ФРГ, ГДР - ФРГ  и других, заключенных в период с 1970 по 1973г., в Соглашениях о границах стран СНГ государства признают нерушимыми установленные границы, обязуются воздерживаться от их нарушения, которое является, по общему мнению, непосредственной угрозой всеобщему миру и безопасности.

Права государства, определяемые императивами принципа, заключаются в требовании абсолютной неприкосновенности установленных  границ, незаконности их изменения  без согласования и под каким-либо давлением, с применением силы или  угрозы силой. Этим же определяются и  обязанности государств - неукоснительное  соблюдение установленных в соответствии с международным правом границ, разделительных или демаркационных линий, включая  линии перемирия, на период перемирия, до заключения постоянно действующего договора, в связи с чем такие линии могут рассматриваться как временные границы, разрешение споров о границах только мирными средствами, неоказание содействия государствам, нарушающим установления принципа об обеспечении безопасности границ.

Государства обязаны не нарушать установленные  внутренними и международными нормами  правила о режиме границ. Так, режим  охраны границы Российской Федерации, установленный Законом «О государственной границе Российской Федерации» 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию России, Шенгенское соглашение 1990г. заключенное 9 государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами государств - участников Соглашения. Правом государства является установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с прохождением границ физическими лицами, транспортными средствами, товарами.

В отношении границ также действует  институт мер доверия, выражающийся в запрете передвижения войск  или проведения учений вблизи границ, создания зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности) границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между некоторыми странами СНГ[21].

Нарушение границ считается международным  преступлением, в связи, с чем  возможно применение самых жестких  ответных мер, предусмотренных, в частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных  сил, других санкций чрезвычайного  характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства, и нарушения  его границы.

 

2.3. Общие принципы международного сотрудничества

Принцип суверенного равенства государств.

Он включает уважение суверенитета всех государств и их равноправие  в международных отношениях. Это  означает, что каждое государство  обязано уважать суверенитет  других участников системы, то есть их право в пределах собственной  территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и  судебную власть без какого-либо вмешательства  со стороны других государств, а  также самостоятельно проводить  свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в  п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

Данный принцип закреплен также  в уставах международных организаций  системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных  организаций, в многосторонних и  двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в  правовых актах международных организаций. Объективные закономерности международных  отношений, их постепенная демократизация привели к расширению содержания принципа суверенного равенства  государств. В современном международном  праве он с наибольшей полнотой отражен  в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства – обеспечить юридически равное участие в международных  отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально  одинаковыми правами и обязанностями.

Согласно Декларации 1970 года, понятие  суверенного равенства включает следующие элементы:

а)      государства юридически равны;

б)      каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в)      каждое   государство   обязано   уважать   правосубъектность других государств;

г)      территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д)      каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять  полностью добросовестно свои международные  обязательства и жить в мире с  другими государствами.  

В Декларации принципов Заключительного  акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать  принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН  и Декларации 1970 года, но и уважать  права, присущие суверенитету. Последнее  означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет[22].

Указание на связь между принципом  суверенного равенства и уважением  прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, который лежит  в основе международного сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо  проявляется в области международных  экономических отношений, где наиболее остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств. В  последние годы на необходимость  уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи  с достижениями научно-технической  революции, которые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это  касается, например, проблемы непосредственного  телевизионного вещания, опасности  военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду и т. п.

Информация о работе Способы квалификации основных принципов международного права