Способы квалификации основных принципов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:44, курсовая работа

Описание

В современный период происходит значительное усиление роли международного права в поддержании мира и укреплении международной стабильности, а также в решении множества обострившихся под влиянием научно-технического прогресса глобальных проблем современности, таких, как выживание человечества, запрещение ядерного оружия, угроза экологической катастрофы и др.
Существенно возрастает роль современного международного права и в обеспечении каждому государству, каждому народу своего собственного пути развития, его суверенитета, экономической, политической, военной безопасности, в уважении самобытности каждой страны, большой или малой, что объективно отвечает не только интересам каждого суверенного государства, но и интересам человечества в целом.

Содержание

Введение 3
1. Способы квалификации основных принципов международного права 6
1.1. Классификация основных принципов …………………………………...6
1.2Классификация принципов по объекту сотруничества…………………..8
1.3 Принципы, регулирующие межгосударственную систему……………..9

2. Содержание и характеристика основных принципов международного права 15
2.1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем 15
2.2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности 16
2.3. Общие принципы международного сотрудничества 28
Заключение 50
Список использованной литературы: 53

Работа состоит из  1 файл

принципы международного права курсак.docx

— 84.77 Кб (Скачать документ)

Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных  отношениях. Одним из примеров этого  является особое правовое положение  постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Встречаются утверждения, что нормальные международные отношения невозможны без ограничения суверенитета. Между  тем суверенитет является неотъемлемым свойством государства и фактором международных отношений, а не продуктом  международного права. Никакое государство, группа государств или международная  организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

В настоящее время государства  все чаще передают часть своих  полномочий, которые ранее считались  неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых  ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с  возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и соответственно увеличением количества объектов международно-правового регулирования. В ряде международных организаций  государства-учредители отошли от формального  равенства при голосовании (одна страна – один голос) и приняли  метод так называемого взвешенного  голосования, когда количество голосов, которым обладает страна, зависит  от размера ее взноса в бюджет организации  и иных обстоятельств, связанных  с оперативно-хозяйственной деятельностью  международных организаций. Так, при  голосовании в Совете министров  Европейского Союза по ряду вопросов государства обладают неодинаковым количеством голосов, причем малые  страны – члены ЕС неоднократно и на официальном уровне отмечали, что подобное положение способствует укреплению их государственного суверенитета. Принцип взвешенного голосования  принят в ряде международных финансовых организации системы ООН, в Совете Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др.[23]

Есть все основания предполагать, что жизненно важная необходимость  сохранения мира, логика интеграционных процессов и другие обстоятельства современных международных отношений  приведут к созданию таких юридических  конструкций, которые адекватно  отражали бы эти реалии. Однако это  ни в коей мере не означает умаления принципа суверенного равенства  в межгосударственных отношениях. Передавая  часть своих полномочий международным  организациям добровольно, государства  не ограничивают свой суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из своих суверенных прав – право на заключение соглашений. Кроме того, государства, как правило, оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.

Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного равенства  будет оставаться важнейшим элементом  системы принципов современного международного права. Строгое его  соблюдение обеспечивает свободное  развитие каждого государства и  народа.

Как  уже  отмечалось,  в  Декларации  о  принципах международного права 1970 года подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов   они   являются   взаимосвязанными,   и   каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. В этой связи особенно важно подчеркнуть тесную связь,   существующую   между   принципом   суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию.

Понятие   внутренней   компетенции   государства   на практике часто вызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого  государства»  не  является  чисто  территориальным понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к его внутренней компетенции. Например, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.

Суверенитет не означает полной независимости  государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. С другой стороны, увеличение числа вопросов, которые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия  из сферы внутренней компетенции.

Принцип невмешательства во внутренние дела.

Он тесно связанный с принципом  суверенного равенства государств, складывался в международном  праве параллельно с ним.

Прежде содержание этого принципа было ограниченным, поскольку во многих случаях допускались интервенция, а также другие формы вмешательства  во внутренние дела государства. В современном  международном праве содержание указанного принципа значительно шире.

Принцип невмешательства зафиксирован в Уставе ООН (п. 7 ст. 2). Авторитетное толкование этого принципа дается в  ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 года. Согласно Уставу ООН, запрещается вмешательство «в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства[24]».

Так, в соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на действия Организации Объединенных Наций. В противоположность этому представители некоторых школ права иногда утверждают, что Устав ООН не устанавливает принципа невмешательства как нормы взаимоотношений государств, поскольку текст п. 7 ст. 2 Устава относится лишь к целям Организации, а не к действиям государств.

Подобные утверждения не выдерживают  критики с точки зрения прежде всего самого Устава ООН. Поскольку на ООН возложена обязанность невмешательства, а государства – члены Организации обязались строго соблюдать ее Устав, значит, аналогичная обязанность лежит и на самих государствах.

Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического  положения государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние  попытаются препятствовать субъекту международного нрава решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Из этого общего правила есть одно исключение, касающееся применения принудительных мер на основании  главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты  в случаях угрозы миру, нарушения  мира или акта агрессии. Отсюда следует  сделать вывод, что понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства» не относится к  чисто территориальным проблемам.

Понятия «внутренние дела государства» или «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», не являются территориальными понятиями. Не все, что происходит на территории данного государства, относится к его внутренним делам, например, нападение на иностранное посольство, статус которого определяется международным правом. В то же время многие отношения, выходящие за территориальные пределы государства, в сущности, составляют его внутреннюю компетенцию. Так, договор, заключенный между двумя государствами, если он не затрагивает прав и интересов третьих государств, относится к внутренним делам договаривающихся сторон, в которые третье государство, в принципе, не имеет права вмешиваться.

Согласно Декларации 1970 года, принцип  невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства  по любым причинам во внутренние или  внешние дела любого государства. В  соответствии с этой Декларацией  данный принцип включает в себя следующее:

а) запрещение вооруженной интервенции  и других форм вмешательства или  угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;

б) запрещение использования экономических, политических и других мер с целью  добиться подчинения себе другого государства  в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;

в)      запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности,    направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

г)      запрещение  вмешательства  во  внутреннюю  борьбу в другом государстве;

д)      запрещение применения силы для лишения народов свободно избирать формы их национального существования;

е)      право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств[25].           Содержание понятия «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» изменялось с развитием международного права. В процессе такого развития становится все больше дел, которые в определенной степени (и, как правило, не непосредственно, а через внутреннее право государств) подпадают под международно-правовое регулирование, следовательно, перестают относиться исключительно к внутренней компетенции государств. Например, положение индивидов, которое до недавнего времени полностью регулировалось внутригосударственным правом, подпадает теперь под международно-правовое регулирование. Хотя оно в основном продолжает входить во внутреннюю компетенцию государств.

Решение проблемы о делах, относящихся  к внутренней компетенции государств, на практике часто вызывает споры. Следует  помнить, что с развитием международного сотрудничества увеличивается число  вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Это, однако, не означает автоматического изъятия всех таких вопросов из сферы внутренней компетенции государств.

Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно  относить к своей внутренней компетенции  любые вопросы. Международные обязательства  государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно  подходить к решению того вопроса.

Принцип самоопределения народов и наций.

При закреплении Пактов о правах человека в ООН колониальные державы  решительно сопротивлялись включению  в них принципа самоопределения  наций и народов в более развернутой формулировке, чем это записано в Уставе ООН. Некоторые представители западной доктрины международного права пытались доказать, что этот принцип вообще не является принципом международного права. Так, американский ученый Иглтон старался представить его только как моральный принцип. Француз Сибер назвал принцип самоопределения наций «гипотетическим и ложным»[26] .

Однако в результате продолжавшегося  изменения ситуации в мире принцип  самоопределения народов получил  дальнейшее развитие. Это отразилось в ряде международных документов, из которых наиболее важны Декларация о предоставлении независимости  колониальным странам и народам 1960 года, ст.1 Пактов о правах человека и Декларация о принципах международного права 1970 года, в которых дается развернутое  определение содержания принципа равноправия  и самоопределения народов.

Без жесткого уважения и соблюдения принципа самоопределения народов  невозможно выполнить многие жизненно нижние задачи, стоящие перед ООН, например, задачу содействовать всеобщему  уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без  различия расы, пола, языка и религии. Без строгого соблюдения указанного принципа невозможно также поддержание  отношений мирного сосуществования  между государствами. Каждое государство  в соответствии с Декларацией  1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.

Содержание рассматриваемого принципа в современном, международном праве  включает в основном следующее:

а)      все народы имеют право свободно определять без вмешательства нише свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

б)      все государства обязаны уважать это право;

в)      все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;

г)      все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

Информация о работе Способы квалификации основных принципов международного права