Особенности законодательного регулирования института медиации Российской Федерации и в праве зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:34, дипломная работа

Описание

Сегодня институт медиации, заработавший солидную репутацию в ходе применения в западных странах, вызывает всё больший интерес в России. Этот актуальный метод альтернативного разрешения споров воспринимается российскими специалистами в области права крайне неоднозначно. Некоторые видят в нём долгожданную панацею, способную разгрузить нашу судебную систему и решить миром большинство конфликтов.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 108.86 Кб (Скачать документ)

53

3.2. Требования, предъявляемые к лицу, желающему стать медиатором в  России и за рубежом. 

     Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

    Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным ст. 16  ФЗ  "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

     Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

    Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

     Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Медиатор не вправе:

1) быть представителем  какой-либо стороны;

2) оказывать  какой-либо стороне юридическую,  консультационную или иную помощь;

3) осуществлять  деятельность медиатора, если  при проведении процедуры медиации  он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом,  являющимся одной из сторон, в  родственных отношениях;

4) делать  без согласия сторон публичные  заявления по существу спора.

54

    Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.1

     Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов.

    Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.2

Медиаторы и  организации, осуществляющие деятельность по обеспечению 

_________________

1  ст. 15 Федеральный закон N 193-ФЗ от 27.07.2010 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" № 193-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года;

2 ст. 16 Федеральный закон N 193-ФЗ от 27.07.2010 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" № 193-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года;

 

55

проведения  процедуры медиации, несут ответственность  перед сторонами за вред, причиненный  сторонам вследствие осуществления  указанной

деятельности, в порядке, установленном гражданским  законодательством.1

     В целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов.

      Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств.

       Организация приобретает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов и утрачивает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня исключения сведений о ней из указанного реестра. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

      Организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение  в составе саморегулируемой организации  медиаторов в качестве ее членов  не менее чем ста физических  лиц, осуществляющих деятельность  медиаторов на профессиональной  основе, и (или) не менее чем 

_______________

1 ст. 17 Федеральный закон N 193-ФЗ от 27.07.2010 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" № 193-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года;

 

56

двадцати  организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры  медиации. Указанные лица и организации  должны соответствовать установленным  настоящим Федеральным законом  требованиям к членству в такой  организации;

2) наличие  утвержденного порядка осуществления  контроля за качеством работы членов саморегулируемой организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов;

3) соответствие  саморегулируемой организации требованиям,  предусмотренным Федеральным законом  от 1 декабря 2007 года N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях."    

       Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации медиаторов в указанной организации должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации медиаторов требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов, а также рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации медиаторов мер дисциплинарного воздействия.

     Саморегулируемая организация медиаторов наряду с правами, определенными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении ее членов требования, дополнительные к предусмотренным указанным Федеральным законом требованиям и обеспечивающие ответственность ее членов при осуществлении деятельности медиаторов.

     Саморегулируемая организация медиаторов не может являться членом другой саморегулируемой организации медиаторов.

    

57

    Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть членами только одной саморегулируемой организации медиаторов.

     Саморегулируемая организация медиаторов при приеме в свои члены медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, вправе предъявлять к ним дополнительные требования, связанные с осуществлением деятельности медиатора и не противоречащие настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам.

     Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов саморегулируемой организации медиаторов могут совмещать исполнение функций членов этих органов с деятельностью медиаторов.1

Саморегулируемая  организация медиаторов осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает  и устанавливает условия членства  медиаторов, осуществляющих деятельность  на профессиональной основе, и  организаций, осуществляющих деятельность  по обеспечению проведения процедуры  медиации, в саморегулируемой организации  медиаторов;

2) устанавливает  и применяет меры дисциплинарного  воздействия в отношении своих  членов;

3) ведет реестр  членов саморегулируемой организации  медиаторов;

4) представляет  интересы членов саморегулируемой  организации медиаторов в их  отношениях с федеральными органами  государственной власти, ________________

1  ст. 18 Федеральный закон N 193-ФЗ от 27.07.2010 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" № 193-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года;

 

58

органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями медиаторов;

5) разрабатывает  и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов;

6) разрабатывает  и утверждает правила деловой  и профессиональной этики медиаторов, в том числе кодекс профессиональной  этики медиаторов;

7) разрабатывает  правила проведения процедуры  медиации;

8) разрабатывает  стандарты подготовки медиаторов;

9) осуществляет  контроль за профессиональной  деятельностью своих членов в  части соблюдения ими требований  настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных  нормативных правовых актов Российской  Федерации, стандартов и правил  саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой  организации медиаторов;

10) организует  информационное и методическое  обеспечение своих членов в  сфере осуществления деятельности  медиаторов;

11) осуществляет  иные функции, установленные Федеральным законом "О саморегулируемых организациях".1

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________

1   ст. 19 Федеральный закон N 193-ФЗ от 27.07.2010 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" № 193-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года;

59

3.3. Перспектива развития института  посредничества в России и  за рубежом.

      Для преодоления барьеров, стоящих перед медиацией, на мой взгляд, целесообразно ввести институт обязательной судебной медиации (посредничества).

      В настоящее время обязательная судебная медиация превалирует как в странах германского, так и общего права. Ее введение позволит сформировать культуру урегулирования споров у граждан и организаций, что положительно скажется на общей экономической обстановке в России и ее инвестиционной привлекательности. Это также будет способствовать преодолению субъективных препятствий на пути развития медиации.

Важно, что  результат такой процедуры будет  утверждаться судом только после  его проверки на предмет нарушения  норм закона и прав третьих лиц, что  даст возможность избежать злоупотреблений  при урегулировании спора.

В России уже  сделаны первые шаги на пути к внедрению  процедуры судебного посредничества.

Так, ВАС  РФ разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты в связи с совершенствованием института примирительных процедур» (автор настоящей статьи принимает  участие в его подготовке). Им предусматривается среди прочего  внедрение института судебного  посредничества и фигуры судебного  посредника (судьи в отставке, помощники  судей и работники аппарата суда). Список судебных посредников будет  утверждаться Пленумом ВАС РФ. Также  проектом предполагается обязательное проведение процедуры судебного  посредничества по нескольким категориям дел, вытекающих из административных и  иных публичных правоотношений.

Между тем  есть вероятность, что положения  законопроекта о проведении обязательной процедуры судебного посредничества по некоторым категориям дел будут  из него исключены. Вместо этого арбитражному суду

60

будет предоставлена  возможность откладывать судебное разбирательство по своей инициативе, если он сочтет возможным примирение сторон, в том числе и по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений.1

Для преодоления  профессиональной деформации лиц, использующих медиативные подходы и медиаторов, а также для ликвидации пробелов в познаниях необходимо внедрять различные курсы, посвященные альтернативному  разрешению споров, в программы учебных  заведений, а также информировать  профессиональное юридическое сообщество о процедуре медиации.

Информация о работе Особенности законодательного регулирования института медиации Российской Федерации и в праве зарубежных стран