Особенности законодательного регулирования института медиации Российской Федерации и в праве зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:34, дипломная работа

Описание

Сегодня институт медиации, заработавший солидную репутацию в ходе применения в западных странах, вызывает всё больший интерес в России. Этот актуальный метод альтернативного разрешения споров воспринимается российскими специалистами в области права крайне неоднозначно. Некоторые видят в нём долгожданную панацею, способную разгрузить нашу судебную систему и решить миром большинство конфликтов.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 108.86 Кб (Скачать документ)

Крайне важно  популяризировать медиацию, ее преимущества среди потенциальных «потребителей» – организаций и граждан, сообщать общественности о положительных  результатах ее использования, закреплять различные стимулы, которые могли  бы способствовать росту востребованности данной процедуры.

В частности, можно укрепить финансовые недостатки судебного разбирательства в  сравнении с урегулированием  спора мировым путем, к примеру повысить размеры государственных пошлин.

Надо сказать, что подобные идеи уже нашли отражение  в обсуждавшемся недавно на заседании  Президиума ВАС РФ проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с необходимостью оптимизации  нагрузки на судей Российской Федерации». Однако такие меры способны вызвать  серьезную критику, поскольку могут  показаться ограничивающими право  на доступ к суду. В связи с  этим нужно законодательно определить комплекс мер, направленных на повышение  финансовой привлекательности 

_______________

1 Худойкина Т. В., Брыжинский А. А. Проблемы и перспективы развития медиации / Худойкина Т. В., Брыжинский А. А. // Правовая политика и правовая жизнь. – 2011. – № 3. – С. 109-115;

61

примирительных  процедур и медиации. К их числу  относится возвращение существенной части госпошлины лицам, которые  урегулировали спор после возбуждения  производства по делу (такие меры уже  содержатся в упомянутом законопроекте  о совершенствовании института  примирительных процедур), или установление налоговых льгот для лиц, которые  используют процедуру медиации в  целях урегулирования конфликтов.

Таким образом, следует констатировать, что все  барьеры, стоящие на пути развития крайне важного правового и социального  института медиации, в целом преодолимы.1

Европейские страны использовали три основных подхода  к продвижению медиации:

      1.Культурный подход (Швейцария) предполагает большое разнообразие тренингов, проводимых различными поставщиками услуг медиации, в результате чего различные регионы страны относительно хорошо осведомлены о медиации.

       2. Прагматический подход (Голландия, Дания). В обеих странах наблюдалось устойчивое увеличение числа случаев, чему способствовал заметный успех в реализации долгосрочных пилотных проектов, которые действовали параллельно с системой судов при одобрении и высокой заинтересованности судебной системы. В Голландии, в частности, мероприятия по повышению осведомленности и растущая информированность о медиации стимулировали создание организаций, обеспечивающих проведение медиации. В Финляндии в результате применения данного подхода установилась стандартная практика, когда юристы информируют своих клиентов о возможности применения медиации, когда это возможно.

________________

1   Пальцев Ю. Е. Некоторые проблемы закона о медиации в России / Пальцев Ю. Е. // Российская юстиция. – 2011. – № 1. – С. 72-73;

 

62

  3. Правовой подход (Франция, Германия, Италия, Греция, Испания и т.д.) является наиболее широко распространенным. Он основывается на институциональных мерах, направленных на продвижение медиации, в том числе и на активном участии законодательной ветви власти, однако, результаты были значительно менее существенными по сравнению со странами, которые использовали прагматический подход. Правовой подход, как правило, применяется в рамках пакета мер, направленных на решение проблемы катастрофического количества дел и неприемлемой для общественности продолжительности судебных процессов в системе правосудия. Данный подход характеризуется низкой способностью стимулировать спрос на услуги медиации. Это отчасти связано с тем, что юристы не воспринимают данную процедуру всерьез и неохотно предлагают своим клиентам рассмотреть альтернативу судебному разбирательству (Германия, Румыния, Словения). Кроме того, типичными факторами являются: отсутствие однородного законодательства о медиации и другие недостатки законодательства, культурно обусловленное чрезмерное предпочтение, которое общественность отдает судебным решениям, более высокая степень доступности судов в странах континентальной Европы в отличие стран, в которых действует общее право (где медиация наиболее развита), представление интересов бизнеса и юристов на политическом уровне, ограниченность правил, которыми изначально руководствовались медиаторы. Помимо этого, медиация – это феномен, который возник в последнее время (основной фактор в Венгрии, Румынии), и который не продвигается в силу отсутствия средств (основной фактор в Словении). Тем не менее, те страны, которые придерживаются данного подхода, в последнее время участвовали в ряде долговременных инициатив, направленных на продвижение данной процедуры на основе проектов (Германия, Венгрия, Литва, Словения, Великобритания) и образовательных программ (Литва, Германия).

      63

       Как мы видим, опыт стран ЕС в части продвижения медиации разнится. Хотя прагматический и культурный подходы, похоже, были более успешными, правовой подход является наиболее распространенным, особенно среди типичных стран, в которых действует континентальное право, где введению медиации не предшествовало формирование высокой степени осведомленности общественности, и где данная процедура вводилась, помимо прочего, с целью повышения такой осведомленности. Поскольку в России до сих пор наблюдается недостаточная осведомленность и невнимание общественности к медиации до принятия государственного законодательного акта, есть основания полагать, что будет использован правовой подход к продвижению данной процедуры.1

      Программа развития медиации должна основываться на разработанной к началу реализации программы надежной стратегии коммуникации, а не на спонтанных мероприятиях. Эти мероприятия должны ориентироваться на все заинтересованные стороны: на юристов, бизнес, суды и должностных лиц. Поскольку важно разработать общую социальную культуру мирного разрешения споров, мероприятия по продвижению примирительной процедуры не должны быть сосредоточены исключительно на коммерческой медиации. Как показывает нерепрезентативное обследование медиаторов, на данном этапе региональные медиаторы не специализируются в отдельных областях, а готовы работать с разнообразными спорами, в том числе и с семейными, гражданскими и коммерческими. Для обеспечения устойчивости практики медиаторов и накопления ими практического опыта важно стимулировать применение медиации при решении широкого круга споров. Примерами мероприятий, которые могут стать частью кампании по

__________________

1   Марков С. М. Зарубежный и российский опыт внедрения медиации в судебную систему: перспективы ее применения в современной России / Марков С. М. // Философия права. – 2010. – № 5. – С. 99-102;

 

 

64

формированию  осведомленности общественности о  медиации, могут служить следующие:

  • анализ (предпочтительно посредством проведения репрезентативного социологического обследования) количества споров местных хозяйствующих субъектов и предмета этих споров, средств разрешения этих споров и степени осведомленности как руководства, так и юридических отделов предприятий о возможностях медиации;
  • организация различных общественных мероприятий, целевой группой которых являются различные заинтересованных круги;
  • организация обучения группы местных журналистов для их ознакомления с медиацией и вовлечения их в мероприятия по популяризации медиации, организуемые в регионе;
  • использование печатных средств массовой информации, особенно журналов по коммерческой тематике и популярных местных газет, для ознакомления общественности с медиацией;
  • активное использование электронных средств информации для популяризации медиации, в том числе и за счет подготовки доступной телевизионной программы, посвященной медиации и помогающей аудитории представить себе ее применение в различных контекстах;
  • продвижение медиации и услуг медиаторов, участвующих в медиации, на деловых форумах.1

 

 

 

 

 

________________

1 Марков С. М. Зарубежный и российский опыт внедрения медиации в судебную систему: перспективы ее применения в современной России / Марков С. М. // Философия права. – 2010. – № 5. – С. 99-102;

65

Заключение


Информация о работе Особенности законодательного регулирования института медиации Российской Федерации и в праве зарубежных стран