Основные личные и политические права граждан Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание

В современной Европе институт основ правового положения личности существует не только на национальном (в рамках отдельных государств - членов ЕС), но и наднациональном уровне, то есть в рамках Европейского Союза в целом. Он представляет собой совокупность норм права Европейского Союза, которые закрепляют наиболее важные и единые для всего Союза стандарты поведения человека и гражданина в обществе, а также принципы взаимоотношений личности с органами публичной власти на всех уровнях, в том числе с институтами Европейского Союза.

Содержание

Введение
Источники основных личных прав граждан Европейского Союза
Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза
Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсач)))) для Шараповой).doc

— 183.81 Кб (Скачать документ)

 

  1. Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза

 

Признание и защита экономических, социальных и культурных прав связаны главным образом с утверждением принципа социального государства, который сменил индивидуалистическую доктрину государства «ночного сторожа», господствовавшую на ранних стадиях капиталистического способа производства.

В Хартии Европейского Союза 2000 г. как важнейшем источнике прав граждан ЕС, социальные, экономические и культурные права закреплены преимущественно в главе I«Достоинство», а также в главе II«Свободы» и главе III «Равенство». Назначение Хартии - усилить защиту прав и свобод человека и гражданина. Она дополняет собой действующую нормативную базу в этой области, но не отменяет и не подменяет принятые ранее источники.

Универсальность предмета Хартии согласно широко распространенному на Западе мнению является одним из главных достоинств этого документа - по сравнению, в первую очередь, с актами Совета Европы. Хартия Европейского союза сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Хотя социальные права по своей природе сохраняют во многом программный характер, они более не считаются второстепенными.Хартия «порывает с до сих пор проводившимся как в европейских, так и в международных документах различием между, с одной стороны, гражданскими и политическими правами, с другой - экономическими и социальными правами и распределяет все права вокруг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие», - отмечалось в официальном письме Европейской комиссии, посвященном оценке правовой природы Хартии.В абз. 4 преамбулы ставится цель «усилить защиту основных прав, обеспечив посредством Хартии более ясное их выражение».3

Право на человеческое достоинствопровозглашается в ст.1 Хартии. Достоинство человеческой личности образует составную часть в содержании прав, закрепленных в Хартии. По этой причине оно не допускает никаких посягательств, даже в случае ограничения конкретного права.

Важнейшей гарантией права на человеческое достоинство служит безусловный запрет пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, установленный в одноименной статье Хартии (ст.4).

Право на жизнь - статья 2 Хартии. Как и право на человеческое достоинство, право на жизнь - наиболее общее право человека. Гарантией права на жизнь служит запрет смертной казни, которая не может служить мерой уголовной ответственности, а равно исполняться на практике. Запрещено также выдворение лица в иностранное государство, на территории которого существует реальная угроза применения к нему смертной казни (ст.19 Хартии).

Право на целостность личности - новое личное право, необходимость которого вызвана развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере медицины и биологической науки (ст.2 Хартии).

Право на свободу и личную неприкосновенность открывает вторую главу Хартии - «Свободы» (ст.6). По своему содержанию оно охватывает внешнюю свободу индивида в целом, то есть возможность человека осуществлять свою жизнедеятельность без принуждения и вмешательства со стороны, действовать самостоятельно и по своей воле.

Хартия (ст.5) и Конвенция (ст.4) закрепляет перечень основных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность:

  • безусловный запрет рабства, а равно содержание людей в подневольном (крепостном) состоянии;
  • запрет принудительного или обязательного труда;
  • запрет на торговлю людьми.

Право на уважение частной и семейной жизни. Это право (ст.7 Хартии, ст.8 Конвенции) призвано оградить человека и его семью от неправомерного вмешательства в их личную жизн6ь. Кроме права на уважение частной и семейной жизни, оно включает в себя такие важные элементы и одновременно гарантии, как неприкосновенность жилища и тайна сообщений (почтовых, телефонных, в электронной форме и т.д.).

Ограничения этих прав со стороны органов публичной власти возможны только на основании закона в интересах государственной безопасности, общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, а также для охраны здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц (параграф 2 ст. 8 Конвенции).

Право на защиту персональных данных логически вытекает и является продолжением права на уважение частной и семейной жизни. В данном случае речь идет о защите людей от неправомерного сбора, обработки и распространения информации об их частной жизни.

Заинтересованному лицу гарантировано право на доступ к затрагивающим его данным и право на исправление содержащейся в них неточной или ошибочной информации (параграф 2 ст.8 Хартии).

Право на вступление в брак и создание семьи. Хартия ЕС (ст.9), а равно Конвенция Совета Европы (ст.12) провозглашают это право в качестве основного права человека.

Свобода мысли, совести и вероисповедания призвана обеспечить человеку возможность иметь собственные убеждения и мировоззрение - религиозное или атеистическое. Содержание свободы мысли, совести и вероисповедания включает в себя не только право иметь свои убеждения или вероисповедание, но также право изменять их и право исповедовать свою религию или убеждения, в том числе коллективно и в общественных местах (параграф 1 ст.9 Хартии, параграф 1 ст.12 Конвенции).

В Хартии (параграф 2 ст.10) закрепляется также важная гарантия для верующих в виде права на альтернативную службу.

Свобода выражения мнений и свобода информации тесно связаны с рассмотренным выше правом на свободу мысли, совести и вероисповедания. В данном случае акцент сделан на активном поведении человека по распространению своих взглядов и любой информации, то есть свободе слова. Содержание рассматриваемого права включает как свободу придерживаться собственного мнения по любым вопросам, так и свободу получать информацию и мнения и распространять их, в том числе в другие страны и континенты - «независимо от границ» (параграф 1 ст.11 Хартии, параграф 1 ст.10 Конвенции). В содержание выражения мнений и свободы информации входит также свобода массовой информации (параграф 2 ст.11 Хартии), которая распространяется и на печатные издания («свобода печати»), и на все иные средства массовой информации, в том числе электронные.

Свобода передвижения и выбора места жительства. В свободе передвижения и выбора места жительства как личном субъективном праве необходимо различать два аспекта:

  • во-первых, свободу передвижения и проживания в пределах государственной территории отдельной страны. В государствах-членахЕС она закрепляется положениями национальных конституционных актов и Конвенцией Совета Европы (ст.2 Протокола №4).
  • во-вторых, свободу передвижения и проживания в пределах территории Европейского Союза в целом. В данном случае речь идет о праве заинтересованного лица свободно выезжать в другие государства - члены ЕС или переселяться в них на постоянное место жительства.

Право на убежище. Право получить убежище на территории государств - членов ЕС признается в качестве основного права личности ст.18 Хартии.

 

  1. Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза

право гражданин европейский союз

Политические права - определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом.

Сюда относятся : право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов: право на проведение собраний, митингов и демонстраций , право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей: право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и д.р.

Большинство политических прав закреплены в гл.V Хартии «Гражданство», воспроизводящей и дополняющей одноименную часть ДЭС (часть вторая «Гражданство Союза»).

Избирательные права. Право на свободные выборы является главным условием функционирования общества на демократических началах.

В рамках Европейского Союза в качестве основных признаны также избирательные права граждан Союза, проживающих на территории других государств - членов, причем речь идет как об активном (право избирать), так и в пассивном избирательном праве (право избираться).

Эти права реализуются в процессе выборов:

  • в Европейский парламент как представительный орган Союза в целом (ст.39 Хартии, параграф 2 ст.12 ДЕС);
  • в муниципальные органы государств - членов (ст.40 Хартии, параграф 1 ст.19 ДЕС).

Свобода собраний и ассоциаций. Свобода собраний и свобода ассоциаций (свобода объединения) - два взаимосвязанных права, содержание которых образует возможность людей свободно объединяться друг с другом в политических и иных целях на временной основе (митинги, шествия, демонстрации и т.д.) или в постоянные союзы (партии, общественные организации и др.).

Свобода собраний и ассоциаций вместе закреплены в ст.12 Хартии и ст11 конвенции Совета Европы.

В отличии от большинствадругих политических прав свобода собраний и ассоциаций признана за каждым лицом, то есть в принципе, она выступает, в качестве прав человека.

Право на хорошее управление. Право на хорошее управление провозглашенное в одноименной статье Хартии (ст.41), является систематизацией требований и гарантий, ранее сформулированных в решениях Суда ЕС. Его содержание включает комплекс основных правомочий индивида, в том числе юридического лица (независимо от гражданства и национальности), во взаимоотношениях с органами и должностными лицами публичной власти (параграф 1 ст.41 Хартии).

Некоторые элементы, входящие в содержание рассматриваемого права, выступают в качестве гарантий других субъективных прав личности:

  • право бать заслушанным до вынесения против лица неблагоприятного для него решения;
  • право лица на доступ к созданному на него досье;
  • обязанность администрации мотивировать свои решения;
  • право на компенсацию убытков, причиненных институтами и служащими ЕС;
  • право направлять обращения институтам Союза и получать от них ответ на любом из официальных языков ЕС по выбору заинтересованного лица (параграф 2-4 ст.41 Хартии, ст.21, 288 ДЕС).

Право на доступ к официальной документации. Признание этого права Хартией (ст.42), а также ДЕС (ст.255) в качестве основного служит отражением усилий по реализации принципа открытости, закрепленного в 1997г. в первой статье Договора о Европейском Союзе. В соответствии с указанными нормами частным лицам гарантируется доступ к документации трех политических институтов Союза - Европарламента, Совета и Комиссии.

Право петиций, то есть специальных обращений (индивидуальных и коллективных), адресуемым парламентским органам, в Европейском Союзе признано ст.44 Хартии и ст.194 ДЕС. В содержание данного права входит возможность граждан Союза, а также иных физических и юридических лиц, имеющих в ЕС место жительства (место нахождения), направлять в Европейский парламент обращения по любому вопросу, который их затрагивает и входит в компетенцию ЕС. Для рассмотрения подобных обращений в Парламенте действует специальная комиссия по петициям.

 

 

Заключение

 

В современной Европе институт основ правового положения личности не только существует на национальном (в рамках отдельных государств - членов ЕС), но и складывается на наднациональном уровне, то есть в рамках Европейского Союза в целом. Он представляет совокупность норм права Европейского Союза, которые закрепляют наиболее важные и единые для всего Союза стандарты поведения человека и гражданина в обществе, а также принципы взаимоотношений личности с органами публичной власти.4

На современном этапе в борьбе за права человека и право как таковое мировое сообщество и суверенные государства столкнулись с новыми вызовами и угрозами, такими, как новые формы терроризма, распространение оружия массового уничтожения, "расползание" и "укоренение" транснациональных преступных сетей, наркобизнеса, голод и нищета, инфекционные болезни и экологическая деградация, межгосударственные и внутренние вооруженные конфликты.

Особенно серьезные проблемы могут возникнуть в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан. В условиях кризиса практически невозможно обеспечить положение, когда все категории граждан, все слои населения будут удовлетворены теми или иными политико-экономическими решениями правительств.5

Европейский Союз, в который с 2007 г. входит 27 стран с почти полумиллиардным населением и совокупной территорией, превышающей 5 млн кв. км, имеющий общую границу с Россией протяженностью 2200 км, превратился в главного торгового партнера Рос-сии, на которого приходится 55% ее внешнеторгового оборота.

В соответствии со статьей 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом наша страна уже сейчас обязалась согласовывать с нормами Европейского Союза законодательство в 15 различных областях национального права РФ.

Информация о работе Основные личные и политические права граждан Европейского Союза