Основные личные и политические права граждан Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание

Сознавая свое духовное и моральное достояние, Европейский Союз основывается на неделимых и всеобщих ценностях – достоинстве человека, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принципы демократии и правового государства. Он ставит человека во главу угла своей деятельности, учреждая гражданство Европейского Союза и создавая пространство свободы, безопасности и правосудия.

Содержание

1. Источники основных личных прав граждан Европейского Союза.

2. Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза.

3. Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза.

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Основные личные и политические права граждан Европейского Союза.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Основные  личные и политические права граждан  Европейского Союза

1. Источники  основных личных прав граждан Европейского Союза.

2. Система  и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза.

3. Система  и содержание политических прав  граждан Европейского Союза.

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. Источники основных личных прав граждан Европейского Союза.

     Народы  Европы, образуя все более сплоченный и тесный союз, приняли решение строить вместе мирное будущее на основе общих ценностей.

     Сознавая свое духовное и моральное достояние, Европейский Союз основывается на неделимых и всеобщих ценностях – достоинстве человека, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принципы демократии и правового государства. Он ставит человека во главу угла своей деятельности, учреждая гражданство Европейского Союза и создавая пространство свободы, безопасности и правосудия.

      Особенность европейского права в области  прав человека состоит в том, что  оно создается усилиями двух европейских  интеграционных организаций: Европейского Союза и Совета Европы.

      Созданный в 1947 г., Совет Европы не обладает, в отличие от Союза, законодательными полномочиями. Однако еще до создания Европейских сообществ в рамках этой организации был подписан уникальный международный договор, который впоследствии стал ядром общеевропейской системы защиты прав человека: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

      Европейский Союз заимствовал эту Конвенцию в свою правовую систему, но не ограничился этим. В 2000 г. была разработана и торжественно провозглашена Хартия Европейского Союза об основных правах, которая со временем способна получить роль второго важнейшего источника европейского "билля о правах".

      Таким образом, на сегодняшний день система  источников европейского права в области прав человека слагается из двух частей, которые взаимодополняют друг друга. При этом документы, принятые в рамках Совета Европы, имеют потенциально более широкую сферу действия (в состав этой организации входят 47 стран). Они являются обязательными и для России при условии подписания и ратификации нашей страной конвенций, подготовленных Советом Европы.

      Действующие источники европейского права в  области прав человека являются результатом  правотворческой деятельности, с  одной стороны, Совета Европы, с другой – Европейского Союза.

      В настоящеее время основным источнком  личных прав граждан Евросоюза является Хартия Европейского Союза об основных правах.

      В отличие от конституций демократических  государств, учредительные документы  Европейского Союза не содержат полноценного каталога основных прав личности. В 1950-е гг. при создании Европейских сообществ в них были закреплены лишь отдельные положения в этой области, касающиеся преимущественно социально-экономической сферы жизни.

      В 1990-е гг. перечень прав и принципов, содержащихся в Договоре о ЕС (как главном учредительном документе), был расширен. В связи с введением гражданства Союза в 1992 г. в него были включены ряд основных прав союзных граждан (часть вторая "Гражданство Союза"). В 1997 г. (поправками Амстердамского договора) добавился общий принцип социального равенства (ст. 13), т.е. недопустимости дискриминации в зависимости от "пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации". Указанный принцип, однако, закреплен косвенно, т.е. путем наделения Сообщества полномочиями издавать законодательство о борьбе с данными видами дискриминации.

      Таким образом, и в первоначальной, и  в действующей редакции "конституция" Европейского Союза не содержит всеобъемлющего "билля о правах", который охватывал бы весь комплекс основных личных, политических и социально-экономических прав человека и гражданина. В учредительных документах Союза отсутствуют, например, такие основополагающие права, как право на свободу и личную неприкосновенность, право собственности, свобода мысли и слова и т.д.

      Признание и защита этих и иных базовых прав личности стали возможны благодаря  судебной практике Суда Европейских  сообществ. С конца 1960-х гг. Суд  в своих решениях признал основные права в качестве "общих принципов права Сообщества" и провозгласил в качестве основного их источника Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

      Несмотря  на использование Конвенции Совета Европы 1950 г., Европейский Союз не оставил попыток подготовить собственный "билль о правах", отражающий состояние их развития на конец XX в. Кульминацией этих усилий стало торжественное провозглашение 7 декабря 2000 г. Хартии Европейского Союза об основных правах.

      Хартия  призвана защитить человеческую личность во взаимоотношениях, прежде всего, с наднациональными институтами и органами Союза, а также с государствами – членами Союза, когда последние действуют во исполнение установленных им правил (например, привлекают к ответственности за нарушение предписаний регламентов, директив или рамочных решений).

      При этом Хартия 2000 г. не отменяет иных "биллей о правах", существующих в рамках государств-членов или международного сообщества. Все они сохраняют силу "в рамках своей соответствующей области применения" (ст. 53 Хартии). Более того, когда положения Хартии корреспондируют нормам ЕКПЧ 1950 г., они должны толковаться одинаковым образом, в том числе с учетом прецедентов Европейского суда по правам человека. Например, "право на свободу и личную неприкосновенность" (ст. 6 Хартии) имеет те же ограничения и пределы, что и одноименное право, провозглашенное в ЕКПЧ (ст. 5 "Право на свободу и личную неприкосновенность").

      Хартия  охватывает всю совокупность основных прав и свобод (в том числе социально-экономических и культурных). Хартия может устанавливать и более высокие стандарты защиты личности, но в любом случае она не должна снижать их по сравнению с ЕКПЧ, к которой Союз в дальнейшем планирует присоединиться в качестве отдельной стороны.

      Полноценное действие Хартии Европейского Союза об основных правах станет возможным после придания ей высшей юридической силы в правовой системе Союза. Это предусмотрено Лиссабонским договором 2007 г., согласно которому Хартия будет иметь одинаковую юридическую силу с учредительными документами организации: Договором о Европейском Союзе и Договором о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора.

      После вступления в силу Лиссабонского договора Хартия Европейского Союза об основных правах также будет действовать в новой редакции, адаптированной к функционированию "нового" Европейского Союза (утверждена 12 декабря 2007 г.). Новая редакция Хартии не затрагивает содержания закрепленных в ней основных прав и свобод.

      Применение  Хартии судебными органами в дальнейшем будет осуществляться с учетом официального комментария, приложенного к ее тексту. Кроме того, двум государствам-членам – Великобритании и Польше – предоставлены отдельные изъятия из применения Хартии на их территории. Эти изъятия касаются главным образом группы социальных прав.

      Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

      Совет Европы осуществляет правотворческую  деятельность в форме международных  договоров (конвенций), которые предлагаются государствам-участникам для подписания и ратификации. Аутентичные тексты этих документов существуют только на английском и французском языках, являющихся официальными языками Совета Европы.

      Первым  и наиболее важным источником рассматриваемой  категории служит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), подписанная в Риме 4 ноября 1950 г. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г., и с этого момента ее правила в обязательном порядке должны учитываться российскими судам*.

      Согласно  Договору о Европейском Союзе (ст. 6) ЕКПЧ обязательна не только для его государств-членов (которые подписали Конвенцию в качестве сторон), но и для Союза в целом. Контроль за ее соблюдением со стороны наднациональных институтов и органов осуществляют Суд Европейских сообществ и Трибунал первой инстанции, которые могут, в частности, отменять правовые акты ЕС на основании противоречия их ЕКПЧ.

      Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод включает преамбулу и 59 статей, объединенных в три раздела:

      - раздел I "Права и свободы" (ст. 2-18) закрепляет, собственно, основные права и свободы личности, их допустимые ограничения;

      - раздел II "Европейский суд по правам человека" (cn/ 19-51) устанавливает порядок создания и функционирования указанного суда, условия обращения к нему с жалобами;

      - раздел III "Прочие положения" (ст. 52-59) содержит нормы общего и заключительного характера.

      Список  прав и свобод, закрепленных вразделе I , был дополнен с помощью протоколов, которые отдельными соглашениями приложены к ЕКПЧ и имеют равную с ней юридическую силу. В настоящее время действуют следующие протоколы: № 1 (от 20 марта 1952 г.), № 4 (от 16 сентября 1963 г.), № 6(от 28 апреля 1983 г.) и № 7 (от 22 ноября 1984 г.) Например, право собственности закреплено в Протоколе N№1 (ст. 1), а принцип равноправия супругов - в протоколе № 7 (ст. 5).

      Российская  Федерация - участница всех этих протоколов, кроме шестого, устанавливающего запрет применения смертной казни (кроме смертной казни во время войны). В последние годы к ЕКПЧ подписаны еще два протокола, которые для нашей страны тоже пока не вступили в силу: протокол № 12 (от 4 ноября 2000 г.), предусматривающий общий запрет на дискриминацию, и протокол № 13 (от 3 мая 2002 г.), который безоговорочно запрещает смертную казнь, в том числе во время войны. Протокол № 14 (от 13 мая 2004 г.) направлен на реформирование контрольного механизма Конвенции, прежде всего Европейского суда по правам человека. По этой причине для вступления в силу он требует ратификации всеми 47 государствами - участниками Конвенции. К концу 2009 г. ратификационный процесс завершили 46 из них (Российская Федерация подписала, но не ратифицировала данный Протокол).

      Важным  дополнением к Конвенции служит также судебная практика Европейского суда по правам человека, который традиционно осуществляет расширительное толкование прав и свобод, закрепленных в ЕКПЧ, и их гарантии. Органы правосудия европейских стран, в том числе Россия, обязаны учитывать постановления этого Суда при вынесении своих решений.

      Вторым  по значимости источником Совета Европы служит Европейская социальная хартия (ЕСХ), которая существует в двух версиях: первоначальной (от 18 октября 1961 г.) и дополненной (так называемая пересмотренная Европейская социальная хартия от 3 мая 1996 г.). Пересмотренная ЕСХ содержит более обширный круг социальных прав, чем первоначальная версия. Часть стран Совета Европы уже ратифицировали ее, для других сохраняет действие текст 1961 г. Российская Федерация присоединилась к Европейской социальной хартии (пересмотренной) в 2009 г.

      В отличие от ЕКПЧ, закрепляющей права "первого поколения", главным образом, личные и политические (свобода мысли и слова, неприкосновенность личности, право на свободные выборы и т.д.), ЕСХ провозглашает социально-экономические права, реализация которых требует активных (в том числе финансовых) мер со стороны государства: право на труд, право на профессиональное обучение, право на охрану здоровья и т.д.

      Кроме Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартии в рамках Совета Европы подписаны также ряд специальных конвенций, посвященных защите отдельных прав личности: Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (от 18 января 1981 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (от 26 ноября 1987 г.), Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка (от 25 января 1966 г.) и др. Дела о нарушении этих конвенций также не подсудны Европейскому суду по правам человека. 

2. Система и содержание  основных личных  прав граждан Европейского  Союза.

      В 2000 г. Европейский Союз принял Хартию основных прав Европейского Союза (далее  – Хартия), которая, судя по названию, и станет основой гарантий прав человека в Евросоюзе.

      В этом документе и закреплены права  и свободы гражданина Евросоюза. Ниже приведена краткая характеристика самых важных из них.

      Статьей 1 Хартии предусмотрено: «Человеческое  достоинство неприкосновенно. Оно  подлежит уважению и защите». Каждый человек имеет право на жизнь, никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 2 Хартии). Каждый человек имеет право на физическую неприкосновенность и неприкосновенность психики. В области медицины и биологии необходимо, прежде всего обеспечить:

Информация о работе Основные личные и политические права граждан Европейского Союза