Организация Объединенный наций: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание

В настоящей работе автор ставит целью: изучить Организацию объединенных наций с точки зрения международного права и истории международных отношений. Для достижения данной цели я выбрала следующие задачи:
1) исследовать принципы работы ООН;
2) получить представление о функционировании ООН в наши дни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения 5
§ 1.1. ООН как универсальная международная организация 5
§ 1.2. Устав ООН 7
§ 1.3. Цели 10
Глава 2. Членство в ООН 12
§ 2.1. Международные организации как члены ООН и специализированные учреждения ООН 12
§ 2.2. Порядок приема в члены и исключение из ООН 17
§ 2.3. Основные языки ООН и их функции 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Совет Безопасности в настоящее время состоит из 15 членов. 5 из них являются постоянными, еще десять избираются Генеральной Ассамблеей. Решение принимается как минимум 9 голосами членов Совета, если ни один из постоянных членов Совета Безопасности не проголосовал против. На Совет Безопасности возлагается ответственность за поддержание мира и безопасности от имени всех членов ООН. Решения Совета Безопасности обязательны для членов ООН. 54 члена Экономического и Социального Совета избираются Генеральной Ассамблеей ООН. 7

Экономический и Социальный Совет ООН разрабатывает меры по повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем, обеспечению международного сотрудничества в области культуры и образования, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В этих целях Экономический и Социальный Совет, в частности, готовит проекты международных конвенций, созывает международные конференции, координирует деятельность специализированных учреждений ООН.

Совет по опеке, предназначенный для управления подопечными территориями ООН, фактически не функционирует с 1994 г., когда независимость получила последняя подопечная территория, и международная система опеки под эгидой ООН перестала существовать.

Международный Суд – правопреемник Постоянной палаты международного правосудия при Лиги Наций – является главным судебным органом ООН. В его состав входят 15 судей, избираемых одновременно Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности (избранным считается лицо, получившее большинство голосов в обоих органах). Международный Суд ООН осуществляет свою деятельность, в частности, разрешает межгосударственные споры и дает консультативные заключения по юридическим вопросам по запросам органов ООН, в соответствии со Статутом Международного Суда, являющемся неотъемлемой составной частью Устава ООН.

Секретариат ООН обеспечивает деятельность ее органов и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок. Генеральный Секретарь в своей деятельности независим и является главным административным должностным лицом ООН. Секретариат является как бы связующим звеном в деятельности ООН.

Кроме главных органов, членом ООН так же являются международные организации.

Международная организация – это, прежде всего объединение или ассоциация государств, точнее – государств-членов, что вытекает из ее официального определения как межправительственной организации. В ряде случаев в деятельности международной организации на правах ее членов или иным образом (наблюдатели) участвуют другие общественные образования (например, Организация освобождения Палестины) или другие международные организации. Но это не меняет существа международной организации как межгосударственного в своей основе объединения.

Однако международная  организация – это не просто объединение государств, а объединение, образующее определенное их организационное единство, обеспечиваемое правилами его функционирования, т.е. правовыми средствами (нормами учредительного акта и нормами «внутреннего права» организации). Иначе говоря, речь идет об организационно-правовом единстве государств-членов.

Такое единство может  достигаться только на основе соглашения между государствами, – которое именуется обычно учредительным актом организации. За редкими исключениями, таким учредительным актом является международный договор в смысле, который придается этому понятию Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.

Учредительный акт организации  устанавливает ее цели, функции и  правомочия, условия членства в организации, ее организационную структуру, компетенцию ее органов (главных и вспомогательных) и основные условия осуществления этой компетенции, в частности порядок принятия соответствующих юридических актов (решений, рекомендаций, обращений, правил процедуры и т.д.). Все это и обеспечивает организационно-правовое единство межгосударственного объединения, превращающее его в международную организацию. Разумеется, это предполагает наличие постоянных органов международной организации, наделенных определенными функциями и полномочиями во взаимоотношениях с членами организации, с другими государствами и прочими субъектами. Иными словами, речь идет об органах, осуществляющих функции и полномочия организации в международном общении.

Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства в государствах (например, информационные центры ООН) и обмениваются представителями между собой. Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.)

Как субъекты международного права международные организации  несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью  и могут выступать с претензиями об ответственности.

Каждая международная  организация располагает финансовыми  средствами, которые хотя и складываются в большей части из взносов  государств-членов, но расходуются  исключительно в общих интересах  организации. Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств.8

Для классификации  международных организаций могут  быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся  на межгосударственные и неправительственные  международные организации. Последние, хотя и играют значительную роль на международной арене, не рассматриваются в качестве субъектов международного права, поскольку создаются не государствами, а юридическими лицами различных государств.

По кругу  участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

Межгосударственные  организации подразделяются также  на организации общей и специальной  компетенции. Деятельность организаций  общей компетенции затрагивает  все сферы отношений между  государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).9

Специализированные учреждения ООН создаются на основе отдельных  международных договоров, наделяются государствами специальными полномочиями в специальных областях человеческой деятельности, связаны с ООН специальными соглашениями о сотрудничестве, утверждаемыми Генеральной Ассамблеей. К специализированным учреждениям ООН относятся, в частности, Международная организация труда, учрежденная еще в 1919 г., Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Международное агентство по атомной энергии. Международный банк реконструкции и развития. Ряд специализированных учреждений ООН изначально создавался именно в таком качестве, при этом следует еще раз подчеркнуть автономный статус специализированных учреждений ООН, каждое из которых обладает собственной международной правосубъектностью. В настоящий период существует 16 организаций, имеющих статус специализированных учреждений ООН.

Функция по согласованию деятельности специализированных учреждений ООН посредством консультаций с ними и рекомендаций специализированным учреждениям, Генеральной Ассамблее и членам ООН возложена на Экономический и Социальный Совет.

В состав специализированных учреждений ООН, наряду с государствами-членами ООН, могут входить и другие государства, но порядок их приема является более сложным. В некоторых случаях допускается ассоциированное членство несамоуправляющихся территорий.

§ 2.2. Порядок приема в члены и исключение из ООН

 

Первоначальными Членами Организации Объединенных Наций являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию Международной Организации или ранее подписав Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 года, подписали и ратифицировали Устав ООН в соответствии со статьей 110.

Прием в Члены Организации  открыт для всех других миролюбивых  государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе ООН обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Прием любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Если против какого-либо Члена Организации были предприняты Советом Безопасности действия превентивного или принудительного характера, Генеральная Ассамблея имеет право, по рекомендации Совета Безопасности, приостанавливать осуществление прав и привилегий, принадлежащих ему как Члену Организации. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.

Член Организации, систематически нарушающий принципы, содержащиеся в  настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. 10

На 1 января 2004 года членами  ООН является 191 государство мира. Последними, в сентябре 2002 года, вступили Швейцария и Восточный Тимор. Согласно п. 2 ст. 4 Устава ООН, прием государства в члены ООН осуществляется резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (принятой большинством в 2/3 голосов), по рекомендации Совета Безопасности ООН. Первоначально заявление о приеме рассматривается специально учрежденным при Совете Безопасности ООН комитетом по приему новых членов, который представляет Совету доклад со своими выводами. Вопрос об обязательности рекомендации Совета Безопасности ООН относительно приема нового члена для Генеральной Ассамблеи ООН рассматривался Международным Судом ООН, по запросу Генеральной Ассамблеи ООН. Консультативным заключением от 3 марта 1950 года Международный Суд постановил, что положительная рекомендация Совета Безопасности является обязательным условием для рассмотрения соответствующего вопроса Генеральной Ассамблеей. Осуществление прав и привилегий государства-члена ООН может быть приостановлено решением Генеральной Ассамблеи (по рекомендации Совета Безопасности), если против данного государства Советом Безопасности предприняты действия превентивного или принудительного характера. По прошествии таких обстоятельств права и привилегии восстанавливаются Советом Безопасности.

Исключение государства  из ООН, согласно ст. 6 Устава ООН, может быть произведено за систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе ООН. Решение принимается по аналогичной с приемом новых членов процедуре. Возможность выхода государства из ООН не предусмотрена, но, как отмечает Г.В. Игнатенко, «как бы презюмируется, поскольку ООН это добровольное объединение суверенных государств». Наряду с членством, в ООН сложился статус постоянных наблюдателей государств, не являющихся членами ООН. Сейчас этим статусом обладает, в частности, Святейший Престол (Ватикан).

§ 2.3. Основные языки ООН и их функции

 

Любая международная  организация, чтобы не стать Вавилонской  башней, должна обладать эффективными средствами для преодоления языковых барьеров. Поскольку в Организации  Объединенных Наций представлена почти каждая страна мира, заявление, что Организация Объединенных Наций представляет собой микрокосм всего мира, не будет преувеличением. Организация использует шесть официальных языков на своих межправительственных заседаниях и в своих документах: английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. В Секретариате используются два рабочих языка: английский и французский.

Выступления на официальном  заседании на одном из официальных  языков синхронно переводится на остальные официальные языки соответствующего органа устными переводчиками Организации Объединенных Наций. Если какая-либо делегация желает выступить на языке, который не является официальным, она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков. Затем это выступление переводится на остальные языки с помощью системы двойного перевода.

Документы выпускаются  на шести официальных языках и  публикуются одновременно, когда  готовы варианты на всех языках.

Вопросы многоязычия  должны рассматриваться с различных точек зрения, в частности с точки зрения внутренней и внешней коммуникации. Внутренняя коммуникация осуществляется в рамках Организации – идет ли речь об официальном взаимодействии между государствами-членами и всеми сторонами, участвующими в работе Организации Объединенных Наций, или же о взаимодействии между государствами-членами и Секретариатом Организации Объединенных Наций. Она требует проведения различия между рабочими и официальными языками. Внешняя коммуникация, ориентированная на самую широкую общественность, может охватывать другие языки, помимо официальных, а также вопрос об используемых информационных средствах для распространения посланий Организации Объединенных Наций. Наконец, для поощрения всех аспектов многоязычия необходимо отдельно рассматривать вопрос о людских ресурсах.11

Функции языков

Многоязычие, являющееся важным фактором гармоничного общения  между народами, имеет особое значение для Организации Объединенных Наций. Способствуя терпимости, оно также  обеспечивает эффективное и более активное участие всех в рабочем процессе Организации, а также бoльшую эффективность, лучшие результаты и более широкое вовлечение сторон. Необходимо сохранять и поощрять многоязычие с помощью различных мер, предпринимаемых в рамках системы Организации Объединенных Наций, в интересах совместного использования и коммуникации.

Информация о работе Организация Объединенный наций: общая характеристика