Это 
уже второй раз в истории МУС, 
когда СБ ООН просит расследовать события 
в той или иной стране. Впервые Совбез 
просил МУС расследовать ситуацию в Судане 
в 2005 году. По итогам расследования был 
выдан ордер на арест президента Судана 
Омара аль-Башира. Как и Судан, Ливия не 
является государством-участником МУС 
и не признает его юрисдикцию. 
    Между 
тем поступают сообщения о новых столкновениях 
частей Каддафи с силами повстанцев. Самые 
ожесточенные столкновения происходили 
в порту Марса аль-Брега в 500 км к востоку 
от столицы, где, по некоторым данным, уже 
погибли 10 мирных жителей. Также известно 
о новых боях в соседних с Триполи населенных 
пунктах, где войска пытаются сломить 
сопротивление местных ополченцев. 
    Свое 
посредничество в урегулировании конфликта 
уже предложил президент Венесуэлы 
Уго Чавес [10].
    Общественными 
отношениями по обеспечению мира мирного 
сосуществования безопасности мирового 
сообщества являются: общественные отношения, 
добрососедство народов, государств, мирного 
урегулирования споров, уважение и соблюдение 
принципов суверенитета государства, 
территориальной целостности, невмешательства 
во внутреннюю политику, соблюдения прав 
и свобод человека, выполнение общепризнанных 
правил, методов ведения военных действий, 
сохранения окружающей среды и т.д.
     
Внутренняя компетенция 
суда ограничена, как уже отмечалось 
ранее,  тремя группами преступлений:  
преступление, состоящее в геноциде; преступления 
против человечности; военные преступления. 
Четвёртое преступление, входящее в компетенцию 
МУС - это агрессия. Однако во время переговоров 
в Риме стороны не смогли прийти к единому 
определению этого преступления, и поэтому 
было решено, что на данный момент Суд 
не может осуществлять правосудия по вопросам, 
связанным с преступной агрессией.
    Компетенция 
Суда ограничена также и во времени, 
а именно преступлениями, совершёнными 
после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского 
статута в силу. В компетенцию 
Суда входят только преступления, которые 
были совершены либо на территории 
государства-участника, либо гражданином 
государства-участника. Суд обладает юрисдикцией 
только в отношении физических лиц. Следовательно, 
его юрисдикция не распространяется на 
корпорации.
    Роль 
МУС в преследовании и наказании 
подпадающих под его юрисдикцию преступлений 
определяет основной принцип его деятельности 
- принцип комплиментарности. Он означает, 
что национальные суды должны в первую 
очередь осуществлять преследование лиц, 
совершивших серьезные международные 
преступления. При этом механизм уголовного 
преследования в рамках МУС может быть 
запущен лишь в случае, если государство 
не способно либо противодействует уголовному 
преследованию таких лиц в рамках своей 
внутренней правоохранительной системы.
    МУС 
использует в целом единую схему осуществления 
процессуальных действий: возбуждение 
уголовного дела; расследование; судебное 
разбирательство и апелляционное производство.
    В 
состав МУС входят следующие органы: 
Президиум, Апелляционное отделение, 
Судебное отделение, Палата предварительного 
производства, Канцелярия Прокурора 
и Секретариат. Среди них Канцелярия 
Прокурора является независимым 
органом, несущим ответственность 
за осуществление объективного уголовного 
расследования. го разбирательства или 
справедливой оценке свидетельских показаний.
    В 
целом в работе МУС сохранены 
все три основные уголовно-процессуальные 
функции - обвинения, защиты и разрешения 
дела. 
    За 
прошедшие девять лет практической 
работы Суда выявились и некоторые 
ее проблемные моменты.
    Первый 
из них оказался типичной проблемой 
всех международных уголовных судов, 
связанной с чрезвычайно сложной 
процедурой уголовного преследования. 
Также в ходе предварительного и 
основного производства параллельно 
ведутся некие мелкие апелляционные 
производства, что это существенно 
замедляет весь процесс. На практике 
оказывается, что защита не придает 
соблюдению этого права большого 
значения и даже заинтересована в 
максимально длительном сохранении 
статуса обвиняемого, в отношении 
которого еще не вынесено какого-либо 
приговора.
    Еще 
одна особенность МУС - необходимое 
само по себе участие жертв преступлений 
и их представителей в процессе используется 
равно и всесторонним образом - даже в 
предварительном производстве. В том числе 
это ведет к дальнейшим многочисленным 
контрзаявлениям и документам со стороны 
защиты, что ведет к еще большему затягиванию 
процесса.
    Другой 
аспект, вызывающий обеспокоенность, в 
том числе и самого МУС,- это 
его практически стопроцентная 
зависимость от уже упоминавшегося 
сотрудничества с государствами - участниками 
Статута, особенно касательно поимки и 
передачи Суду обвиняемых лиц. Исходя 
из вышесказанного, можно сделать 
вывод, что сам Римский статут 
подразумевает не только ограниченную 
подсудность МУС, но и потенциально 
слабый кооперационный режим. Процессуальная 
система в рамках МУС в первую 
очередь определяется принципом 
комплиментарности и особенностью преступлений, 
подпадающих под его юрисдикцию и являющихся 
наиболее серьезными международными преступлениями. 
При этом, однако, полностью заменить национальную 
правоохранительную систему МУС не удается, 
что обусловливает в ряде случаев необходимость 
содействия государств - участников Статута 
в ходе проведения следственных мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 
    В 
заключении необходимо сделать следующие 
выводы. 
  - Международный 
  уголовный суд является первым постоянным 
  правовым институтом, в компетенцию которого 
  входит преследование лиц, ответственных 
  за геноцид, военные преступления и преступления 
  против человечности. Учреждён на основе 
  Римского статута, принятого в 1998 году. 
  Существует с июля 2002 года. В его компетенцию 
  входят преступления, совершённые после 
  вступления Римского статута в силу.
 
  - Государства 
  становятся участниками МУС (а преступления, 
  совершённые их гражданами или на их территории — 
  подсудными ему) по факту ратификации 
  Римского статута. К июлю 2009 года Римский 
  статут ратифицировали 110 государств во 
  всём мире. 
 
  - МУС состоит 
  из 18 судей, причём каждая из вышеперечисленных 
  групп должна быть представлена по крайней 
  мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей 
  представляют Восточную Европу, 2 - Азию, 
  3 - Африку, 4 - Латинскую Америку, а остальные 
  7 - Западную Европу и другие государства.
 
  - Существуют 
  три способа, которыми МУС может начать 
  расследование: государство-участник 
  может передать преступление Прокурору, 
  когда, как представляется, были совершены 
  одно или несколько преступлений, подпадающих 
  под юрисдикцию Суда; совет Безопасности 
  может передать преступление Прокурору, 
  действуя согласно Главе VII Устава ООН, 
  когда, как представляется, были совершены 
  одно или несколько преступлений, подпадающих 
  под юрисдикцию Суда; прокурор может начать 
  расследование proprio motu на основании полученной 
  из любого надежного источника информации 
  о совершении преступлений, подпадающих 
  под юрисдикцию Суда. 
 
  - Статут предусматривает 
  создание трех палат в рамках Суда: Палата 
  предварительного производства, Судебная 
  палата на заседании Международного уголовного 
  суда рассматривает дело по сути и принимает 
  решение. Само по себе решение, Апелляционная 
  палата. 
 
  - Внутренняя 
  компетенция суда ограничена тремя видами 
  преступлений: геноцид — намерение целиком 
  или частично истребить национальную, 
  этническую, расовую или религиозную группу 
  как таковую; преступления против человечности 
   — часть масштабного или систематического 
  преследования, направленного против 
  мирного населения, причём о возможном 
  преследовании преступнику заранее было 
  известно; военные преступления — нарушение 
  законов и обычаев ведения войны, регулирующих 
  поведение вооружённых формирований во 
  время войны и защищающих гражданское 
  население, военнопленных, культурное 
  достояние и др. В компетенцию Международного 
  уголовного суда предлагалось также включить 
  агрессию. Однако суд не может осуществлять 
  правосудия по вопросам, связанным с преступной 
  агрессией.
 
  - Компетенция 
  Суда ограничена также и во времени, а 
  именно преступлениями, совершёнными 
  после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского 
  статута в силу. В компетенцию Суда входят 
  только преступления, которые были совершены 
  либо на территории государства-участника, 
  либо гражданином государства-участника. 
  Суд обладает юрисдикцией только в отношении 
  физических лиц. Следовательно, его юрисдикция 
  не распространяется на корпорации. Роль 
  МУС в преследовании и наказании подпадающих 
  под его юрисдикцию преступлений определяет 
  основной принцип его деятельности - 
  принцип комплиментарности. Он означает, 
  что национальные суды должны в первую 
  очередь осуществлять преследование лиц, 
  совершивших серьезные международные 
  преступления. При этом механизм уголовного 
  преследования в рамках МУС может быть 
  запущен лишь в случае, если государство 
  не способно либо противодействует уголовному 
  преследованию таких лиц в рамках своей 
  внутренней правоохранительной системы.
 
  - МУС использует 
  в целом единую схему осуществления процессуальных 
  действий: возбуждение уголовного дела; 
  расследование; судебное разбирательство 
  и апелляционное производство.
 
  - В состав 
  МУС входят следующие органы: Президиум, 
  Апелляционное отделение, Судебное отделение, 
  Палата предварительного производства, 
  Канцелярия Прокурора и Секретариат. Среди 
  них Канцелярия Прокурора является независимым 
  органом, несущим ответственность за осуществление 
  объективного уголовного расследования. 
  го разбирательства или справедливой 
  оценке свидетельских показаний. В целом 
  в работе МУС сохранены все три основные 
  уголовно-процессуальные функции - обвинения, 
  защиты и разрешения дела. 
 
  - За прошедшие 
  девять лет практической работы Суда выявились 
  и некоторые ее проблемные моменты. Первый 
  из них оказался типичной проблемой всех 
  международных уголовных судов, связанной 
  с чрезвычайно сложной процедурой уголовного 
  преследования. Также в ходе предварительного 
  и основного производства параллельно 
  ведутся некие мелкие апелляционные производства, 
  что это существенно замедляет весь процесс. 
  На практике оказывается, что защита не 
  придает соблюдению этого права большого 
  значения и даже заинтересована в максимально 
  длительном сохранении статуса обвиняемого, 
  в отношении которого еще не вынесено 
  какого-либо приговора. Еще одна особенность 
  МУС - необходимое само по себе участие 
  жертв преступлений и их представителей 
  в процессе используется равно и всесторонним 
  образом - даже в предварительном производстве. 
  В том числе это ведет к дальнейшим многочисленным 
  контрзаявлениям и документам со стороны 
  защиты, что ведет к еще большему затягиванию 
  процесса. Другой аспект, вызывающий обеспокоенность, 
  в том числе и самого МУС,- это его практически 
  стопроцентная зависимость от уже упоминавшегося 
  сотрудничества с государствами - участниками 
  Статута, особенно касательно поимки и 
  передачи Суду обвиняемых лиц. Исходя 
  из вышесказанного, можно сделать вывод, 
  что сам Римский статут подразумевает 
  не только ограниченную подсудность МУС, 
  но и потенциально слабый кооперационный 
  режим. Процессуальная система в рамках 
  МУС в первую очередь определяется принципом 
  комплиментарности и особенностью преступлений, 
  подпадающих под его юрисдикцию и являющихся 
  наиболее серьезными международными преступлениями. 
  При этом, однако, полностью заменить национальную 
  правоохранительную систему МУС не удается, 
  что обусловливает в ряде случаев необходимость 
  содействия государств - участников Статута 
  в ходе проведения следственных мероприятий.
 
  - Международный 
  уголовный (МУС) суд начал предварительное 
  расследование обстоятельств гибели мирных 
  граждан в Ливии. В середине февраля в 
  Ливии начались народные выступления, 
  которые переросли в гражданскую войну. 
  Муаммар Каддафи отказывается подчиниться 
  требованиям оппозиционеров и уйти со 
  своего поста. В результате между сторонниками 
  действующего режима и революционерами 
  продолжаются столкновения. По неофициальным 
  данным на 24 февраля, в Ливии погибли две 
  тысячи человек. 
 
  - При этом 
  общественными отношениями по обеспечению 
  мира мирного сосуществования безопасности 
  мирового сообщества являются: общественные 
  отношения, добрососедство народов, государств, 
  мирного урегулирования споров, уважение 
  и соблюдение принципов суверенитета 
  государства, территориальной целостности, 
  невмешательства во внутреннюю политику, 
  соблюдения прав и свобод человека, выполнение 
  общепризнанных правил, методов ведения 
  военных действий, сохранения окружающей 
  среды и т. д.
 
      
      
      
      
      
     
СПИСОК 
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
    
  - Бирюков, 
  П.Н. Международное право: учеб. пособие 
  / П.Н. Бирюков. - Москва: Юристъ, 2000. - 416 с. 
 
  - Бонино, Э. 
  Международный Уголовный Суд [Электронный 
  ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/law/icc/ 
  – Москва, 2011. – Режим доступа: http://telegraf.by/in_belarus/66638.html. 
  – Дата доступа: 12.04.2011.  
 
  - Климова, 
  Е.А. Процессуальные аспекты деятельности 
  международного уголовного // Власть. – 
  2010. - №14. с. 12-16.
 
  - Колесников, 
  А.В. Что такое Международный уголовный 
  суд // Власть. – 2008. - №28. с. 15-28.
 
  - Мальцев, 
  В. В. Принципы уголовного права и их реализация 
  в правоприменительной деятельности. — 
  СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 692 
  с.
 
  - Международное 
  право: учебник / под ред. Ю.М. Колосова, 
  Э.С. Кривчикова. - Москва: Международные 
  отношения. - 2000. - с. 633.
 
  - Международные 
  отношения: теории, конфликты, организации: 
  учеб. пособие / под ред. П.А. Цыганкова. 
  - Москва: Альфа-М, 2004. - 288 с. 
 
  - Международное 
  публичное право: учеб. / под ред. К.А. Бекяшева. 
  – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 
  – 784 с.
 
  - Международный 
  уголовный суд - современный этап деятельности 
  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 
  http://www.yurpractika.com/article. php? id=0000643. – Дата доступа: 
  12.04.2011.  
 
  - Международный 
  уголовный суд [Электронный ресурс]. - Режим 
  доступа: http://www.ng.ru/world/2011-03-04/6_livia.html. – 
  Дата доступа: 12.04.2011.  
 
  - Национальная 
  платформа Республики Беларусь [Электронный 
  ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: 
  http://allminsk.biz/content/view/4471/284/.– Дата доступа: 
  11.03.2011
 
  - Римский 
  статут Международного уголовного суда 
  от 17 июля 1998  г. с изменениями на основе 
  протоколов от 10 ноября 1998 г., 12 июля 1999 
  г., 30 ноября 1999 г., 8 мая 2000 г., 17 января 2001 
  г., 16 января 2002 г. и 1 июля 2002 г.
 
  - Чепурнова, 
  Н.М. Международное  право:  учебно-методический 
  комплекс. – Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2008. 
  – 295 с. 
 
  -  Шлянцев, 
  Д.А. Международное право: курс лекций. 
  - Москва: Юстицинформ, 2006. – 469 с.