Международный уголовный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение сущности, процедурных аспектов и особенностей деятельности международного уголовного суда.
Основными задачами, определенными целью данной работы, являются:
- определение особенностей исторического развития и организации деятельности международного уголовного суда, его целей, функций;
- выявление международно-правового статуса международного уголовного суда;
- рассмотрение примера деятельности международного уголовного суда.

Содержание

Введение………………….……………..................................................................... 3
1 Общая характеристика международного уголовного суда………………….5
1.1 Историческое развитие международного уголовного суда…………….5
1.2 Организация деятельности международного уголовного суда………...7
2 Международно-правовой статус Международного уголовного суда...……13
2.1 Юрисдикция международного уголовного суда ……..……………......13
2.2 Процедурные аспекты деятельности международного уголовного суда……………………………………………..…………………………16
2.3 Пример деятельности международного уголовного суда…………...…………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………..………………………..…….25
Список использованных источников…………………….……..…..………….….28

Работа состоит из  1 файл

кекеке.docx

— 68.96 Кб (Скачать документ)

    Это уже второй раз в истории МУС, когда СБ ООН просит расследовать события в той или иной стране. Впервые Совбез просил МУС расследовать ситуацию в Судане в 2005 году. По итогам расследования был выдан ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира. Как и Судан, Ливия не является государством-участником МУС и не признает его юрисдикцию.

    Между тем поступают сообщения о новых столкновениях частей Каддафи с силами повстанцев. Самые ожесточенные столкновения происходили в порту Марса аль-Брега в 500 км к востоку от столицы, где, по некоторым данным, уже погибли 10 мирных жителей. Также известно о новых боях в соседних с Триполи населенных пунктах, где войска пытаются сломить сопротивление местных ополченцев.

    Свое  посредничество в урегулировании конфликта  уже предложил президент Венесуэлы  Уго Чавес [10].

    Общественными отношениями по обеспечению мира мирного сосуществования безопасности мирового сообщества являются: общественные отношения, добрососедство народов, государств, мирного урегулирования споров, уважение и соблюдение принципов суверенитета государства, территориальной целостности, невмешательства во внутреннюю политику, соблюдения прав и свобод человека, выполнение общепризнанных правил, методов ведения военных действий, сохранения окружающей среды и т.д.

      Внутренняя компетенция суда ограничена, как уже отмечалось ранее, тремя группами преступлений: преступление, состоящее в геноциде; преступления против человечности; военные преступления. Четвёртое преступление, входящее в компетенцию МУС - это агрессия. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления, и поэтому было решено, что на данный момент Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

    Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. В компетенцию  Суда входят только преступления, которые  были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином  государства-участника. Суд обладает юрисдикцией только в отношении физических лиц. Следовательно, его юрисдикция не распространяется на корпорации.

    Роль  МУС в преследовании и наказании  подпадающих под его юрисдикцию преступлений определяет основной принцип его деятельности - принцип комплиментарности. Он означает, что национальные суды должны в первую очередь осуществлять преследование лиц, совершивших серьезные международные преступления. При этом механизм уголовного преследования в рамках МУС может быть запущен лишь в случае, если государство не способно либо противодействует уголовному преследованию таких лиц в рамках своей внутренней правоохранительной системы.

    МУС использует в целом единую схему осуществления процессуальных действий: возбуждение уголовного дела; расследование; судебное разбирательство и апелляционное производство.

    В состав МУС входят следующие органы: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Палата предварительного производства, Канцелярия Прокурора  и Секретариат. Среди них Канцелярия Прокурора является независимым  органом, несущим ответственность  за осуществление объективного уголовного расследования. го разбирательства или справедливой оценке свидетельских показаний.

    В целом в работе МУС сохранены  все три основные уголовно-процессуальные функции - обвинения, защиты и разрешения дела.

    За  прошедшие девять лет практической работы Суда выявились и некоторые  ее проблемные моменты.

    Первый  из них оказался типичной проблемой  всех международных уголовных судов, связанной с чрезвычайно сложной  процедурой уголовного преследования. Также в ходе предварительного и  основного производства параллельно  ведутся некие мелкие апелляционные  производства, что это существенно  замедляет весь процесс. На практике оказывается, что защита не придает  соблюдению этого права большого значения и даже заинтересована в  максимально длительном сохранении статуса обвиняемого, в отношении  которого еще не вынесено какого-либо приговора.

    Еще одна особенность МУС - необходимое  само по себе участие жертв преступлений и их представителей в процессе используется равно и всесторонним образом - даже в предварительном производстве. В том числе это ведет к дальнейшим многочисленным контрзаявлениям и документам со стороны защиты, что ведет к еще большему затягиванию процесса.

    Другой  аспект, вызывающий обеспокоенность, в  том числе и самого МУС,- это  его практически стопроцентная  зависимость от уже упоминавшегося сотрудничества с государствами - участниками  Статута, особенно касательно поимки и  передачи Суду обвиняемых лиц. Исходя из вышесказанного, можно сделать  вывод, что сам Римский статут подразумевает не только ограниченную подсудность МУС, но и потенциально слабый кооперационный режим. Процессуальная система в рамках МУС в первую очередь определяется принципом  комплиментарности и особенностью преступлений, подпадающих под его юрисдикцию и являющихся наиболее серьезными международными преступлениями. При этом, однако, полностью заменить национальную правоохранительную систему МУС не удается, что обусловливает в ряде случаев необходимость содействия государств - участников Статута в ходе проведения следственных мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 

    В заключении необходимо сделать следующие  выводы.

  1. Международный уголовный суд является первым постоянным правовым институтом, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.
  2. Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута. К июлю 2009 года Римский статут ратифицировали 110 государств во всём мире.
  3. МУС состоит из 18 судей, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 - Азию, 3 - Африку, 4 - Латинскую Америку, а остальные 7 - Западную Европу и другие государства.
  4. Существуют три способа, которыми МУС может начать расследование: государство-участник может передать преступление Прокурору, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда; совет Безопасности может передать преступление Прокурору, действуя согласно Главе VII Устава ООН, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда; прокурор может начать расследование proprio motu на основании полученной из любого надежного источника информации о совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда.
  5. Статут предусматривает создание трех палат в рамках Суда: Палата предварительного производства, Судебная палата на заседании Международного уголовного суда рассматривает дело по сути и принимает решение. Само по себе решение, Апелляционная палата.
  6. Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений: геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую; преступления против человечности  — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно; военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др. В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.
  7. Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Суд обладает юрисдикцией только в отношении физических лиц. Следовательно, его юрисдикция не распространяется на корпорации. Роль МУС в преследовании и наказании подпадающих под его юрисдикцию преступлений определяет основной принцип его деятельности - принцип комплиментарности. Он означает, что национальные суды должны в первую очередь осуществлять преследование лиц, совершивших серьезные международные преступления. При этом механизм уголовного преследования в рамках МУС может быть запущен лишь в случае, если государство не способно либо противодействует уголовному преследованию таких лиц в рамках своей внутренней правоохранительной системы.
  8. МУС использует в целом единую схему осуществления процессуальных действий: возбуждение уголовного дела; расследование; судебное разбирательство и апелляционное производство.
  9. В состав МУС входят следующие органы: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Палата предварительного производства, Канцелярия Прокурора и Секретариат. Среди них Канцелярия Прокурора является независимым органом, несущим ответственность за осуществление объективного уголовного расследования. го разбирательства или справедливой оценке свидетельских показаний. В целом в работе МУС сохранены все три основные уголовно-процессуальные функции - обвинения, защиты и разрешения дела.
  10. За прошедшие девять лет практической работы Суда выявились и некоторые ее проблемные моменты. Первый из них оказался типичной проблемой всех международных уголовных судов, связанной с чрезвычайно сложной процедурой уголовного преследования. Также в ходе предварительного и основного производства параллельно ведутся некие мелкие апелляционные производства, что это существенно замедляет весь процесс. На практике оказывается, что защита не придает соблюдению этого права большого значения и даже заинтересована в максимально длительном сохранении статуса обвиняемого, в отношении которого еще не вынесено какого-либо приговора. Еще одна особенность МУС - необходимое само по себе участие жертв преступлений и их представителей в процессе используется равно и всесторонним образом - даже в предварительном производстве. В том числе это ведет к дальнейшим многочисленным контрзаявлениям и документам со стороны защиты, что ведет к еще большему затягиванию процесса. Другой аспект, вызывающий обеспокоенность, в том числе и самого МУС,- это его практически стопроцентная зависимость от уже упоминавшегося сотрудничества с государствами - участниками Статута, особенно касательно поимки и передачи Суду обвиняемых лиц. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сам Римский статут подразумевает не только ограниченную подсудность МУС, но и потенциально слабый кооперационный режим. Процессуальная система в рамках МУС в первую очередь определяется принципом комплиментарности и особенностью преступлений, подпадающих под его юрисдикцию и являющихся наиболее серьезными международными преступлениями. При этом, однако, полностью заменить национальную правоохранительную систему МУС не удается, что обусловливает в ряде случаев необходимость содействия государств - участников Статута в ходе проведения следственных мероприятий.
  11. Международный уголовный (МУС) суд начал предварительное расследование обстоятельств гибели мирных граждан в Ливии. В середине февраля в Ливии начались народные выступления, которые переросли в гражданскую войну. Муаммар Каддафи отказывается подчиниться требованиям оппозиционеров и уйти со своего поста. В результате между сторонниками действующего режима и революционерами продолжаются столкновения. По неофициальным данным на 24 февраля, в Ливии погибли две тысячи человек.
  12. При этом общественными отношениями по обеспечению мира мирного сосуществования безопасности мирового сообщества являются: общественные отношения, добрососедство народов, государств, мирного урегулирования споров, уважение и соблюдение принципов суверенитета государства, территориальной целостности, невмешательства во внутреннюю политику, соблюдения прав и свобод человека, выполнение общепризнанных правил, методов ведения военных действий, сохранения окружающей среды и т. д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    
  1. Бирюков, П.Н. Международное право: учеб. пособие / П.Н. Бирюков. - Москва: Юристъ, 2000. - 416 с.
  2. Бонино, Э. Международный Уголовный Суд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/law/icc/ – Москва, 2011. – Режим доступа: http://telegraf.by/in_belarus/66638.html. – Дата доступа: 12.04.2011. 
  3. Климова, Е.А. Процессуальные аспекты деятельности международного уголовного // Власть. – 2010. - №14. с. 12-16.
  4. Колесников, А.В. Что такое Международный уголовный суд // Власть. – 2008. - №28. с. 15-28.
  5. Мальцев, В. В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 692 с.
  6. Международное право: учебник / под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова. - Москва: Международные отношения. - 2000. - с. 633.
  7. Международные отношения: теории, конфликты, организации: учеб. пособие / под ред. П.А. Цыганкова. - Москва: Альфа-М, 2004. - 288 с.
  8. Международное публичное право: учеб. / под ред. К.А. Бекяшева. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 784 с.
  9. Международный уголовный суд - современный этап деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yurpractika.com/article. php? id=0000643. – Дата доступа: 12.04.2011. 
  10. Международный уголовный суд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2011-03-04/6_livia.html. – Дата доступа: 12.04.2011. 
  11. Национальная платформа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://allminsk.biz/content/view/4471/284/.– Дата доступа: 11.03.2011
  12. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998  г. с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 г., 12 июля 1999 г., 30 ноября 1999 г., 8 мая 2000 г., 17 января 2001 г., 16 января 2002 г. и 1 июля 2002 г.
  13. Чепурнова, Н.М. Международное  право:  учебно-методический комплекс. – Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 295 с.
  14. Шлянцев, Д.А. Международное право: курс лекций. - Москва: Юстицинформ, 2006. – 469 с.

Информация о работе Международный уголовный суд