Международный уголовный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение сущности, процедурных аспектов и особенностей деятельности международного уголовного суда.
Основными задачами, определенными целью данной работы, являются:
- определение особенностей исторического развития и организации деятельности международного уголовного суда, его целей, функций;
- выявление международно-правового статуса международного уголовного суда;
- рассмотрение примера деятельности международного уголовного суда.

Содержание

Введение………………….……………..................................................................... 3
1 Общая характеристика международного уголовного суда………………….5
1.1 Историческое развитие международного уголовного суда…………….5
1.2 Организация деятельности международного уголовного суда………...7
2 Международно-правовой статус Международного уголовного суда...……13
2.1 Юрисдикция международного уголовного суда ……..……………......13
2.2 Процедурные аспекты деятельности международного уголовного суда……………………………………………..…………………………16
2.3 Пример деятельности международного уголовного суда…………...…………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………..………………………..…….25
Список использованных источников…………………….……..…..………….….28

Работа состоит из  1 файл

кекеке.docx

— 68.96 Кб (Скачать документ)
    1. Организация деятельности международного уголовного суда
 

    Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории - подсудными ему) по факту  ратификации Римского статута.

    В настоящее время Римский статут ратифицирован 105 государствами во всём мире. Количество государств-участников МУС постоянно растёт.

    МУС состоит из 18 судей, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 - Азию, 3 - Африку, 4 - Латинскую Америку, а остальные 7 - Западную Европу и другие государства [4, с. 17].

      Судьи избираются на заседании  сессии Ассамблеи. Кандидатуры  судей могут выдвигать государства-участники,  при этом формируется два списка  кандидатов. В первом списке будут  помещаться кандидаты, обладающие признанной компетентностью в сфере уголовного и процессуального права, а также имеющие опыт работы на должности судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве. Во второй список будут записаны кандидаты, являющиеся признанными авторитетами в области международного права, а также обладающие опытом работы, как сказано в Статуте, «имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда». Прокурором Суда может стать высококвалифицированное лицо, обладающее большим опытом в сфере уголовного преследования. Кандидатуры на должность заместителей прокурора назначаются Ассамблеей из списка кандидатур, предложенных самим прокурором

    Существуют  три способа, которыми МУС может начать расследование:

    - государство-участник может передать преступление Прокурору, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда;

    - совет Безопасности может передать преступление Прокурору, действуя согласно Главе VII Устава ООН, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда;

    - прокурор может начать расследование proprio motu на основании полученной из любого надежного источника информации о совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда.

    Прокурор  несет ответственность за принятие решения о том, в отношении  каких лиц следует проводить  расследование и в связи с  какими именно преступлениями, когда «ситуация» передается государством-участником или Советом Безопасности. Однако в Статуте установлены строгие процедуры для обеспечения того, чтобы решение Прокурора продолжать расследование было рассмотрено Палатой предварительного производства, чтобы все государства-участники были извещены о любых проводимых МУС расследованиях, которые были начаты на основе передачи дел государствами-участниками или Прокурором proprio motu, и чтобы у государств была возможность оспорить определенные решения Палаты предварительного производства в этом отношении (статьи 15 - 19). Совет Безопасности также может обратиться к Суду с просьбой отсрочить расследование или уголовное преследование на 12 месяцев, приняв резолюцию на этот счет согласно Главе VII Устава ООН (статья 16).

    Статут  предусматривает создание трех палат в рамках Суда, которые соответствуют порядку «движения» дела в Суде:

    1. Палата предварительного производства, которая занимается обеспечением  расследования дела, - дает санкцию  прокурору на расследование дела  по собственной инициативе, выдает  ордер на арест и приказ  о явке в суд, принимает решение  об утверждении обвинений лицу  и др. После утверждения обвинений  дело переходит в Судебную  палату.

    2. Судебная палата на заседании  Международного уголовного суда  рассматривает дело по сути и принимает решение. Само по себе решение, согласно Статуту, не должно выходить за рамки фактов и обстоятельств, изложенных в обвинении. Также установлена обязанность Суда обосновывать свое решение исключительно на доказательствах, представленных ему и рассмотренных им в ходе судебного разбирательства. В случае установления вины лица, обвиняемого в совершении преступления, Суд принимает решение о назначении наказания. При этом Судебная палата может провести дополнительное судебное слушание для определения меры наказания.

    3. Римский статут предусматривает  создание Апелляционной палаты, что является нетипичным для  международных судебных учреждений. Стороны процесса могут обжаловать  в Апелляционной палате как решения Судебной палаты, так и Палаты предварительного производства. Апелляционная палата при рассмотрении дела обладает теми же полномочиями, что и Судебная палата, однако ее решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

    После обращения Прокурора Палата предварительного производства принимает решение  о выдаче ордера на арест и передачу лица, подозреваемого в совершении преступления, подпадающего под юрисдикцию МУС. В Статуте указывается ряд  факторов, которые Палата должна принять  во внимание перед выдачей такого ордера, в том числе разумные основания  полагать, что это лицо совершило  преступление, в отношении которого ведется расследование (статья 58). От государств-участников требуется оказывать  содействие Суду, исполняя его просьбы  об аресте и передаче лиц МУС (статьи 59 и 89). Когда лицо предстает перед  Судом, добровольно или на основании  ордера, Палата предварительного производства должна провести слушание, чтобы убедиться  в том, что Прокурор обладает достаточными доказательствами для подтверждения  каждого пункта обвинения (статья 61(5)). Лицо имеет право ходатайствовать  о временном освобождении на нескольких этапах до начала судебного разбирательства (статьи 59(3) и 60(2)). Существуют также несколько возможностей для обвиняемого, Прокурора и государств обратиться к Палате предварительного производства с просьбой о пересмотре различных решений Прокурора и обжаловать определенные решения Палаты предварительного производства перед началом судебного разбирательства (например, статьи 19 и 53) [6, с. 298].

    Статут  включает в себя действующие международные  стандарты и принципы уголовного преследования. Например, никто не будет подвергаться уголовному преследованию или наказанию со стороны Суда в связи с деянием, которое не являлось преступлением или не предусматривало такого наказания в момент его совершения (статьи 22 и 23). Кроме того, никто не будет подвергаться уголовному преследованию со стороны Суда за деяние, составляющее основу состава преступления, в отношении которого данное лицо уже было признано виновным или оправдано Судом или другим судом, при условии, что разбирательство в другом суде не имело целью оградить это лицо от уголовной ответственности, что оно было независимым и беспристрастным в соответствии с нормами должного судопроизводства, признанными международным правом, и что оно проводилось таким образом, что не было несовместимым с целью предать это лицо правосудию (статья 20). Статья 26 также предусматривает, что уголовному преследованию не будут подвергаться лица, не достигшие 18-летнего возраста на момент предполагаемого совершения преступления.

    Статут  предусматривает индивидуальную уголовную  ответственность, включая ответственность  для пособников в совершении преступления или лиц, каким-либо иным образом  содействующих его совершению или  покушению на него (статья 25).

    В то же время Статут признает определенные основания для освобождения от уголовной  ответственности, такие, как самооборона, психическое расстройство и ошибка в факте (статьи 31 и 32). Следует, однако, отметить, что лицо не может выдвигать  в качестве основания для освобождения от ответственности то обстоятельство, что оно действовало по приказу  правительства или начальника, если это лицо не было юридически обязано  исполнять приказы данного правительства  или начальника; лицо знало, что приказ был незаконным; приказ не был явно незаконным. Далее Статут предусматривает, что приказы, требующие от лица совершить  геноцид или преступления против человечности, являются явно незаконными (статья 33). Следует также отметить статью 30, которая предусматривает, что намерение совершить преступление или знание о преступлении должно быть доказано согласно соответствующим  определениям в Статуте.

    В Статуте гарантируется право на справедливое судопроизводство. Например, обвиняемый должен присутствовать на процессе (статья 63); обвиняемый имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в Суде в соответствии с применимым законом (статья 66(1)); бремя доказывания вины обвиняемого лежит на Прокуроре, который должен убедить Суд в виновности обвиняемого, не подлежащей сомнению на разумных основаниях (статья 66(2) и (3). Статья 67 устанавливает права обвиняемого на справедливое публичное слушание, проводимое в соответствии со стандартами, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах и других широко признанных международных документов. Легко уязвимые свидетели и потерпевшие также пользуются защитой во время любого судебного разбирательства, и Суд решает, какие доказательства допустимы или недопустимы (статьи 68 и 69). Суд также будет иметь возможность преследовать лиц, которые пытаются помешать отправлению правосудия, например, давая ложные показания, предлагая взятку судьям или угрожая им (статья 70).

    Статья 74 предусматривает, что все судьи  Судебной палаты должны присутствовать на каждой стадии судебного разбирательства  и в ходе всех совещаний должны стремиться достичь единодушия в  своем решении. Их решения должны выноситься в письменном виде и быть обоснованными (статья 74(5)). Статья 76(4) предусматривает, что любой вынесенный приговор должен оглашаться публично и, когда это возможно, в присутствии  обвиняемого. В Статуте также  допускается обжалование различных  решений Судебной палаты, таких, как решение о признании лица виновным или о вынесении ему определенного приговора (статьи 81 - 84). Все подобные ходатайства будут заслушаны Апелляционной палатой, которая состоит из Председателя и еще четырех судей в каждой инстанции (статья 39). Суд может назначить лицу, признанному виновным, следующие меры наказания: лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет; или пожизненное лишение свободы, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении; и/или штраф; и/или конфискацию доходов, полученных в результате преступления (статья 77). Кроме того, Суд может вынести постановление о возмещении осужденным ущерба потерпевшим в форме реституции, компенсации или реабилитации (статья 75(2)).

    Статут  предусматривает, что Суд имеет  собственные Правила процедуры  и доказывания, окончательный вариант  которых будет принят Ассамблеей государств-участников (статья 51). В  этих Правилах будут более подробно изложены положения, касающиеся проведения всех процедур МУС. Например, в Правилах, вероятно, будут регулироваться такие  практические вопросы, как факторы, которые Суд должен принять во внимание при наложении штрафа, процедура  определения того, какая форма  возмещения ущерба уместна в каждом конкретном случае, и период, в течение  которого можно подать ходатайство  об обжаловании.

    Суду  необходимы сотрудничество и помощь государств в ходе всего процесса расследования, судебного преследования и исполнения приговора (статьи 86 - 103). Государства-участники должны исполнять просьбы Суда о помощи, если при этом не возникает реальной угрозы национальной безопасности (статья 72) и за исключением других определенных ситуаций, число которых очень ограничено. От государств-участников также может потребоваться помощь в исполнении постановлений о штрафе, конфискации или возмещении ущерба (статьи 75(5) и 109). Кроме того, любое государство может принимать лиц, которым вынесен приговор, и осуществлять надзор за ними (статьи 103 - 107). Однако это государство не может изменить наказание лица или освободить лицо до истечения срока наказания по приговору, вынесенному Судом (статьи 105 и 110).

    Статут  воплощает традиционную концепцию  правосудия, которая предусматривает  уголовное преследование и наказание  виновных и обязует Суд установить принципы, касающиеся возмещения ущерба потерпевшим или в их отношении, в том числе реституции, компенсации и реабилитации (статья 75). Более того, статья 79 предусматривает учреждение решением Ассамблеи государств-участников Целевого фонда. Фонд будет управляться в соответствии с критериями, определяемыми Ассамблеей (статья 79(3)). Суд может вынести решение о возмещении ущерба потерпевшим через этот Фонд или распорядиться, чтобы денежные средства и другое имущество, изъятые посредством штрафов или конфискации, были переданы в Фонд (статьи 75(2) и 79(2)).

    Статут  идет дальше и предоставляет слово  потерпевшим, которые могут давать показания, участвовать во всех стадиях  разбирательства в Суде, а также  имеют право на защиту их безопасности, интересов, личности и личной жизни. Такое их участие отражает принципы Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (ООН 1985 г), которых должны придерживаться национальные судебные системы. Положения Статута требуют от Суда предоставить такие права и защиту во время его разбирательств (например, статья 68). Включение этих положений в Статут свидетельствует о важности роли потерпевших во всем процессе, и можно надеяться, что Суд станет инструментом эффективной борьбы против несправедливости по отношению к потерпевшим во всем мире.

    Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что международный  уголовный суд является первым постоянным правовым институтом, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

    Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута. К июлю 2009 года Римский статут ратифицировали 110 государств во всём мире.

    МУС состоит из 18 судей, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 - Азию, 3 - Африку, 4 - Латинскую Америку, а остальные 7 - Западную Европу и другие государства.

Информация о работе Международный уголовный суд