Международный уголовный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение сущности, процедурных аспектов и особенностей деятельности международного уголовного суда.
Основными задачами, определенными целью данной работы, являются:
- определение особенностей исторического развития и организации деятельности международного уголовного суда, его целей, функций;
- выявление международно-правового статуса международного уголовного суда;
- рассмотрение примера деятельности международного уголовного суда.

Содержание

Введение………………….……………..................................................................... 3
1 Общая характеристика международного уголовного суда………………….5
1.1 Историческое развитие международного уголовного суда…………….5
1.2 Организация деятельности международного уголовного суда………...7
2 Международно-правовой статус Международного уголовного суда...……13
2.1 Юрисдикция международного уголовного суда ……..……………......13
2.2 Процедурные аспекты деятельности международного уголовного суда……………………………………………..…………………………16
2.3 Пример деятельности международного уголовного суда…………...…………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………..………………………..…….25
Список использованных источников…………………….……..…..………….….28

Работа состоит из  1 файл

кекеке.docx

— 68.96 Кб (Скачать документ)

    Существуют  три способа, которыми МУС может начать расследование: государство-участник может передать преступление Прокурору, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда; совет Безопасности может передать преступление Прокурору, действуя согласно Главе VII Устава ООН, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда; прокурор может начать расследование proprio motu на основании полученной из любого надежного источника информации о совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда.

    Статут  предусматривает создание трех палат в рамках Суда: Палата предварительного производства, Судебная палата на заседании Международного уголовного суда рассматривает дело по сути и принимает решение. Само по себе решение, Апелляционная палата.

    Внутренняя  компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

    - геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую;

    - преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно;

    - военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др. В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Международно-правовой статус Международного уголовного суда 
 

    2.1 Юрисдикция международного уголовного суда 

    Международный уголовный суд (МУС), юрисдикция которого тщательно сформулирована в Римском  статуте, является первым постоянным международным  судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности  за многочисленные тяжкие преступления, совершенные в XXI веке.

    Внутренняя  компетенция суда ограничена, как уже отмечалось ранее, тремя группами преступлений:

    - преступление, состоящее в геноциде (тяжкое преступление, осуществлённое с намерением целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую);

    - преступления против человечности (осуществлённые как часть масштабного или систематического преследования, направленного против любого мирного населения, причём о преследовании преступнику известно);

    - военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.) [8, с. 596].

    Четвёртое преступление, входящее в компетенцию  МУС - это агрессия. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления, и поэтому было решено, что на данный момент Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

    Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый  конфликт, например, война в Уганде, продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

    В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином  государства-участника. Если не соблюдается  ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это  положение гарантирует право  государств решать, подвергать или  нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС. Однако у  этого принципа есть одно исключение: Совет Безопасности ООН может, посредством  резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую  ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда  передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС.

    Суд обладает юрисдикцией только в отношении  физических лиц. Следовательно, его  юрисдикция не распространяется на корпорации per se (как это может происходить в национальном законодательстве, когда право причисляет корпорации к юридическим лицам). В результате корпорации не могут обвиняться или подвергаться преследованию Судом. Однако не следует путать это положение с положением о должностных лицах и сотрудниках корпораций, которые могут нести индивидуальную уголовную ответственность за геноцид, преступления против человечности и военные преступления или в качестве «командиров» или «начальников» согласно статье 28. В этой статье особо предусматривается ответственность командиров и других начальников за действия их подчиненных при определенных обстоятельствах.

    Юридическое содержание геноцида раскрывается в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

    Геноцид представляет собой действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической или религиозной группы путем: убийства членов этой группы; причинения серьезных телесных повреждений или доведения до умственного расстройства; предумышленного создания условий, невозможных для проживания; применения мер, направленных на прекращение деторождения, а также мер по насильственной передаче детей из одной группы в другую. Статья 6 Статута включает геноцид в юрисдикцию Международного уголовного суда [8, с. 598].

    Преступления  против человечности определяются ст. 7 Статута как совершение следующих действий: предумышленное убийство; истребление — предумышленное убийство большого количества людей; включает также лишение людей пищи и медикаментов с намерением их уничтожения; порабощение — осуществление прав собственности над человеком; включает торговлю людьми, в частности детьми и женщинами; депортация или насильственное переселение людей — принуждение покинуть свои законные земли без учета требований международного законодательства; депортация подразумевает пересечение государственных границ, тогда как насильственное переселение имеет место внутри страны; заключение в тюрьму или применение других жестоких методов лишения свободы, нарушающих основные принципы международного законодательства; пытки — умышленное причинение физических или душевных страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием; изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, насильственное оплодотворение, насильственная стерилизация и прочие виды нарушений законов, связанные с сексуальной сферой, сравнимой тяжести — изнасилование и другие формы сексуального насилия могут также подпасть под юрисдикцию Международного уголовного суда как пытки или военные преступления; преследование определенной группы людей по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым или другим мотивам, недопустимым с точки зрения международных законов и в связи с любым упомянутым в Римском статуте преступлением — намеренное и жестокое лишение фундаментальных прав вопреки нормам международного законодательства по причине принадлежности к некоторому сообществу и в связи с преступлениями против человечества, военными преступлениями или геноцидом; насильственное сокрытие человека — арест, задержание или похищение человека государством или политической организацией, с их разрешения или согласия и с последующим отказом подтвердить факт лишения свободы или отказом в информации о судьбе «исчезнувшего» с намерением лишить его покровительства закона на продолжительный срок; апартеид — антигуманные действия режима систематического угнетения и подавления одной расовой группы некоторой другой, с намерением дальнейшей поддержки его существования и другие антигуманные действия схожего характера, вызвавшие сильные страдания, причинившие серьезный ущерб физическому или душевному здоровью. Преступления против человечности могут совершаться как в мирное, так и в военное время [8, с. 602].

    Военные преступления традиционно определяются как нарушения законов и обычаев ведения войны. Статья 8 Римского статута устанавливает юрисдикцию Международного уголовного суда над обширным перечнем военных преступлений, совершенных во время международных конфликтов. Статут дает право Международному уголовному суду расследовать военные преступления, совершенные во время внутренних конфликтов, таких как гражданские войны. В отличие от преступлений против человечности военные преступления могут и не иметь распространенного и систематического характера, достаточно единичных случаев.

    Статут  предусматривает (п. 2 ст. 5), что Суд  будет осуществлять юрисдикцию в  отношении преступления агрессии, как только на Конференции по обзору будет принято приемлемое положение, не ранее чем через семь лет после вступления Статута в силу. Это должно содержать как определение этого преступления, так и условия, при которых Суд будет осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления. Кроме того, это положение должно сообразовываться с соответствующими положениями Устава ООН [8, с. 605].

    Другим  основанием для привлечения физического  лица к ответственности по международному уголовному праву является совершение преступления международного характера. Общественное деяние относится к  категории преступлений международного характера в случае, если оно посягает на международные отношения, международный  правопорядок, т. е. затрагивает интересы не одного, а нескольких государств, и в отношении этого деяния принята специальная международная  конвенция, либо положения о нем  есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер.

    Только  создание государствами общих правовых норм, предназначенных для регламентации  их сотрудничества по пресечению и  наказанию определенных преступлений, свидетельствует о завершении процесса согласованной квалификации деяния в качестве преступления международного характера.

    Можно назвать следующие преступления международного характера, в отношении  которых заключены специальные  международные конвенции или  имеются группы конвенционных норм: посягательство на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства; пиратство; захват заложников; незаконный захват и использование ядерного материала; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; подделка денежных знаков; рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографических изданий; незаконные операции с культурными ценностями и т. д.

    Это преступления, посягающие на стабильность международных отношений (терроризм, захват воздушного судна, акты, направленные против безопасности гражданской авиации; хищение ядерного материала, незаконное радиовещание и т. д.); преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (легализация преступных доходов, фальшивомонетничество, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, посягательство на культурные ценности и т. д.); преступления, посягающие на личные права человека (рабство, работорговля и сходные с ними институты, распространение порнографии, пытки и т. д.), и преступления, совершаемые на море (пиратство, повреждение подводного кабеля или трубопровода, столкновение морских судов, загрязнение морской среды и т. д.). 

    2.2 Процедурные аспекты деятельности международного уголовного суда  

    1 июля 2011 г. исполняется девять лет со дня вступления в силу Римского статута Международного уголовного суда (МУС). Это небольшой срок для постоянного универсального судебного органа, масштабная цель которого - создание глобальной комплексной системы правовых мер по предупреждению, пресечению и выявлению тяжких международных преступлений, а также привлечению виновных к ответственности. Однако уже сегодня можно говорить о том, что учреждение МУС стало значительным шагом вперед по реализации этой задачи. Его называли отсутствующим звеном в международно-правовой системе: Международный суд в Гааге рассматривает лишь дела о спорах между государствами, но не дела физических лиц. В отсутствие Международного уголовного суда, занимающегося установлением индивидуальной ответственности в качестве правоприменительного механизма, акты геноцида и грубейшие нарушения прав человека часто оставались безнаказанными, что, в свою очередь, служило еще одним стимулом для попирателей законов гуманности.

    Во  время конфликта, будь то внутренний или международный, национальные судебные органы часто либо не готовы, либо не способны действовать, как правило, по одной из двух причин. Либо у правительств отсутствует политическая воля осуществлять судебное преследование своих собственных  граждан (как в бывшей Югославии), либо национальные учреждения могут  дезинтегрироваться (как в случае с Руандой). Тогда в целях обеспечения  правосудия и в итоге реализации принципа справедливости может действовать  МУС. Он необходим, в частности, для  осуществления наказуемости соответствующих  преступлений путем реализации принципа индивидуальной уголовной ответственности, установленного еще Нюрнбергским трибуналом; для содействия окончанию конфликтов в качестве сдерживающего фактора. Задачи общей и частной превенции, эффективного сдерживания будущих военных преступников также выдвигались учредителями МУС.

Информация о работе Международный уголовный суд