Международно-правовое регулирование морских перевозок грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:26, дипломная работа

Описание

Сегодня вопросы международного морского права в Российской Федерации приобретают новое значение. Так как международное морское право это старейшая отрасль международного права, то его нормы всё время изменялись, унифицировались и совершенствовались. Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет Мировой океан.

Содержание

Введение 2-4
1. Международные морские перевозки как международно-правовой институт
4
1. Место института в системе международного транспортного права
4-9
2. Кодификация и прогрессивное развитие института международных морских перевозок
10-16
3. Организационные формы международного торгового мореплавания
16-27
2. Международно-правовое регулирование международных морских перевозок
28
1. Морские пространства и правила их использования
28-36
2. Международные морские перевозки грузов
36-45
3. Международные морские перевозки пассажиров и багажа
45-48
3. Актуальные проблемы обеспечения безопасности международного морского судоходства
49
1. Правовое регулирование лоцманской проводки
49-57
2. Правовое регулирование института общей аварии
57-63
3. Международно-правовое сотрудничество государств по противодействию морскому пиратству
63-70
Заключение 71-72
Список используемой литературы и международно-правовых актов

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ белоусов кор.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)

     Развитие  танкерного судоходства и необходимость  борьбы с загрязнением нефтью, возникшая  особенно остро в связи с известной  аварией либерийского танкера «Торрии Кэньон» в 1967 году, вызвали принятие Брюссельской конференцией в 1969 году Международной конвенции о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью. Конвенция 1969 года установила право прибрежного государства принимать меры за пределами своих территориальных вод для устранения непосредственной опасности их берегам вследствие загрязнения нефтью из-за морской аварии.

     Право преследования. Судно, совершившее  правонарушение в иностранных внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне, может подвергнуться преследованию в открытом море, захвачено, отведено в порт и передано под юрисдикцию потерпевшего государства. В соответствии со ст.111 Конвенции 1982 года преследование иностранного судна может быть предпринято, «если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы или правила этого государства».

     В ст. 111 особо подчёркивается, что, если иностранное судно находится  в прилежащей зоне, преследование может быть начато только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

     Преследование может начаться после подачи сигнала  остановится с дистанции, «позволяющей иностранному судну увидеть или  услышать этот сигнал». Оно может  осуществляться летательным аппаратом. Преследование должно быть прекращено с того момента, когда судно зашло в территориальное море своего или третьего государства.

     Континентальный шельф. Современное понятие континентального шельфа представляет собой продукт многолетней практики государств и закреплено в конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

     В соответствии с п.1 ст.76 Конвенции  континентальный шельф прибрежного  государства включает в себя морское  дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всём протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

     Указанная статья устанавливает, что фиксированные  точки, избранные прибрежным государством, имеющим широкий шельф, для провидения линии внешней границы континентального шельфа, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, и не далее 100 морских миль от 2500 метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.

     Регулированию прав и обязанностей государств в отношении континентального шельфа посвящены ст. 76-85 Конвенции 1982 года, которые практически воспроизводят соответствующие нормы Конвенции о континентальном шельфе 1958 года. В соответствии со ст. 77 Конвенции 1982 года прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные государства в целях разведки и разработки его природных ресурсов.

     Суверенные  права прибрежного государства  на континентальный шельф не затрагивают  правового режима покрывающих вод, т.е. открытого моря или той его части, которая может составлять исключительную экономическую зону, а также правового режима воздушного пространства над этими водами. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод иных государств или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.

     Исключительная  экономическая зона. Исключительная экономическая зона является одним из самых молодых институтов международного права. Развитие правового института исключительной экономической зоны началось во второй половине 40-х годов 20 столетия с провозглашения рядом латиноамериканских государств своих претензий на права в отношении вод за пределами территориального моря.

     В соответствии со ст.55 Конвенции ООН по морскому праву исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под установленный в настоящей части особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (ст.57 Конвенции).

     Прибрежное  государство имеет в отношении  исключительной экономической зоны две категории правомочий. Во-первых, прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путём использования воды, течений и ветра.

     Во-вторых, прибрежное государство осуществляет юрисдикцию, предусмотренное в соответствующих  положениях Конвенции 1982 года, в отношении: a. Создания и использования искусственных островов, установок и сооружений. b. Морских научных исследований. c. Защиты и сохранения морской среды.

     В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуется свободами судоходства  и полётов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам. Другие государства при осуществлении своих прав и выполнении и выполнении своих обязанностей по Конвенции в исключительной экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежном государством постольку, поскольку они не являются не совместимыми с Конвенцией и с другими нормами международного права.

     Морское дно за пределами действия национальной юрисдикции. Район. До 3-й конференции ООН по морскому праву на дно морских морей и океанов распространялся правовой режим открытого моря. В связи с развитием новых технологий добычи полезных ископаемых, быстрым совершенствованием экономичных методов эксплуатации ресурсов морского дна, а также в ходе растущей потребности в особом правовом регулировании ресурсов морского дна и кодификации международно-правовых норм о морских территориях, начиная с 60-х годов ведётся активное обсуждение правового статуса морского дна за пределами действия национальной юрисдикции.

     На  сессии Ген6еральной Ассамблеи ООН  в 1967 году впервые была официально выдвинута  концепция международно-правового  регулирования деятельности государств по освоению морского дна за пределами национальной юрисдикции в соответствии с принципом, согласно которому дно Мирового океана и его ресурсы являются «общим наследием человечества».

     Концепция общего наследия человечества стала  предметом острых дискуссий в ходе 3-й конференции ООН по морскому праву. Достигнутый на ней компромисс заключается в понятии подтверждения концепции общего наследия человечества, которая состоит из следующих положений. Во-первых, освоение ресурсов морского дна (по терминологии Конвенции – «Район») осуществляется на благо всего человечества. Во-вторых, деятельность в международном районе морского дна осуществляется с особым учётом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. В-третьих, деятельность в Районе может, осуществляется независимо гот географического положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В-четвертых, доступ к «Району» происходит через Международный Орган по морскому дну. В-пятых, район подлежит использованию исключительно в мирных целях.

     Ни  одно государство, физическое или юридическое  лицо не может претендовать на права, на полезные ископаемые, добываемые в  Районе, приобретать или осуществлять их иначе, как в соответствии с Конвенцией (ст.37 Конвенции).

     Правовой  статус и внутренняя структура Органа определяется Соглашением об осуществлении  Части 9 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата. В соответствии с Конвенцией создаётся также Предприятие – учреждение, через которое Орган осуществляет свои функции.

     2.2. Международное регулирование  морских перевозок  грузов.

 

     Основной  международной конвенцией, регулирующей перевозки грузов морем, является Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила), которая была принята 25 августа 1924 г.

     Конвенция применяется к коносаментам или  любым подобным документам и ко всем грузам, за исключением живых животных и груза, перевозимого на палубе судна. Морской перевозчик обязан перед рейсом проявить разумную заботливость, чтобы привести судно в мореходное состояние, укомплектовать экипажем, подготовить трюмы к приему груза.

     Перевозчик  не будет нести ответственность, если докажет, что немореходное состояние было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости ("скрытые недостатки").10

     После получения груза в свое ведение  перевозчик по требованию об отправлении  обязан выдать коносамент, содержащий основные марки, число мест или предметов либо количество или вес, внешний вид и видимое состояние груза. Такой коносамент создает, если не будет доказано иное, презумпцию приема грузов к перевозке, как они в нем описаны. Согласно Конвенции, ответственность морского перевозчика за утрату или повреждение груза основана на принципе презюмируемой вины. Перевозчик может освободиться от ответственности, если он докажет, что потери или убытки были вызваны: рисками, опасностями или случайностями на море или в других судоходных водах, непреодолимой силой, военными действиями, спасанием или попыткой спасания жизней или имущества на море, действиями или упущениями отправителя, скрытыми недостатками или дефектами груза, недостаточностью упаковки, маркировки и т.д. В отступление от общего принципа ответственности за вину перевозчик не несет ответственности за ущерб, возникший вследствие действий, небрежности или упущений капитана, члена экипажа, лоцмана или служащих перевозчика в судовождении или управлении судном (это положение известно как "навигационная ошибка"), а также пожара, если только он не возник вследствие вины самого перевозчика. Согласно Конвенции, никакое отклонение от курса следования судна (девиация) для спасания или попытки спасти жизни либо имущество на море и никакая иная разумная девиация не считаются нарушением договора перевозки, и перевозчик не несет ответственности за любые возникшие в результате этого убытки. Если же перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение груза, эта ответственность ограничивается 100 "золотыми" фунтами стерлингов (эта сумма была выражена в каждой стране в своей национальной валюте) за место или обычную единицу груза, если только характер и стоимость этих грузов не были объявлены отправителем до погрузки и внесены в коносамент. По соглашению сторон (отправителя и перевозчика) сумма ограничения ответственности может быть увеличена. Конвенция устанавливает минимальный период ответственности перевозчика: с момента погрузки грузов на борт судна и до момента их выгрузки (по соглашению сторон этот период может быть расширен). Установлен годичный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки. Гаагские правила, отразившие достигнутый в свое время компромисс между интересами перевозчиков и грузовладельцев, имели большой успех. Несмотря на то, что были созданы унифицированные нормы лишь в отношении некоторых правил, регламентирующих перевозки по коносаменту, эти нормы затрагивали основные вопросы ответственности перевозчика. До недавнего времени 4/5 всех морских перевозок грузов осуществлялись на судах, плавающих под флагами стран-участниц Конвенции или стран, включивших ее основные правила в национальное законодательство. Основное значение Гаагских правил заключается в том, что, установив минимальную ответственность перевозчика, они тем самым достаточно четко распределили риски между перевозчиком и грузовладельцем, и это создало соответствующую базу для страхования груза и страхования ответственности.

     В последние 15-20 лет усилилась критика в адрес Гаагских правил.11 Можно указать на две основные причины этой критики. Первая относится к коммерческой сфере и связана с недостатками самой Конвенции и необходимостью приспособить ее нормы к новым условиям. Так, считается, что баланс, установленный компромиссом 1924 г., был существенно нарушен последующим ходом событий. Отказ от "золотого" фунта и снижение стоимости валют привело к тому, что сегодня реальная сумма ограничения ответственности перевозчика составляет лишь 1/10 от первоначально установленной суммы. Контейнерная революция потребовала ответа на вопрос, что является местом при ограничении ответственности. В торговле между индустриальными западными странами использование коносамента резко снижается, что влечет за собой сужение применения императивных норм Гаагских правил. Эти и некоторые другие недостатки Конвенции можно было устранить путем внесения в нее соответствующих изменений. В 1968 г. был принят Протокол изменений и дополнений к Конвенции 1924 г., (получивший наименование Правил Висби), который вступил в силу в 1975 г. В настоящее время участниками Протокола являются свыше 20 государств, в том числе Англия, Франция, все Скандинавские страны.

     Основные  положения Протокола сводятся к  следующему. Установлено, что перевозчик не может опровергать данные коносамента, если коносамент передан третьему добросовестному держателю; предусмотрена возможность продления срока исковой давности; установлен срок для предъявления регрессных исков. Изменено правило об ограничении ответственности перевозчика: введена, так называемая, "дуалистическая система" - 10 тыс. франков Пуанкаре за место или единицу либо 30 франков за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма выше. Решен вопрос и о порядке ограничения ответственности при перевозке грузов в контейнере: когда используется контейнер, поддон или подобное транспортное приспособление, количество мест, перечисленное в коносаменте как упакованное в таком приспособлении, считается количеством мест для целей ограничения ответственности. В остальных случаях такое транспортное приспособление вместе с погруженным в него грузом должно рассматриваться в качестве одного места. В Протоколе уточнено, что перевозчик не вправе воспользоваться ограничением ответственности, если ущерб явился результатом действий или упущений перевозчика, совершенных с намерением причинить ущерб, либо по самонадеянности и с сознанием возможности причинения ущерба. Положения об освобождении от ответственности и ее пределах распространены на любой иск к перевозчику, независимо от того, основан иск на договоре или на причинении вреда (деликте). Если такой иск предъявляется к служащему или агенту перевозчика, то служащий или агент вправе воспользоваться положениями об освобождении от ответственности и ее пределах, на которые вправе ссылаться перевозчик.

Информация о работе Международно-правовое регулирование морских перевозок грузов