Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

циями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан,

Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский  орден в

Риме). Относятся они к производным субъектам, так как

в основе их создания лежит договор. Как правило, дого-

вор с сопредельными государствами  о ненападении на

≪вольные города≫, которые впоследствии трансформи-

руются в подобия государства  со своей незначительной

армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан име-

ет аналогичный договор  с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных ви-

дов межд.-правовых отношений (своего рода единовре-

менные субъекты). К  ним относятся правительства  в из-

гнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако

вопрос об их межд. правосубъектности  решается исклю-

чительно по согласию государств. Их единичная право-

субъектность чрезвычайно  ограничена.

Одним из самых дискуссионных  в науке МП является

вопрос о межд. правосубъектности  индивида. Диапазон

взглядов здесь действительно  широк: от полного отри-

цания межд. правосубъектности  индивида до признания

последнего единственным субъектом МП.

шательство в дела, по существу входящие во внутрен-

нюю компетенцию любого государства≫. Указанное за-

прещение распространяется на действия любых других

участников межд. общения.

Принцип территориальной  целостности. Террито-

рия служит материальной основой государства, являет-

ся необходимым условием его существования. Устав

ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее

применения против территориальной  неприкосновенно-

сти государств.

Принцип нерушимости  границ. Каждое государство

обязано воздерживаться от угрозы силой или ее приме-

нения с целью нарушения  существующих межд. границ

другого государства  или в качестве средства разреше-

ния межд. споров, в том  числе территориальных споров

и вопросов, касающихся государственных  границ.

Принцип равноправия  и самоопределения наро-

дов. Все народы имеют  право свободно определять без

вмешательства извне  свой политический статус и осу-

ществлять свое экономическое, социальное и культур-

ное развитие, и каждое государство обязано уважать  это

право.

Принцип сотрудничества. Принцип обязывает госу-

дарства сотрудничать друг с другом независимо от раз-

личий их систем. Основные направления сотрудничест-

ва: поддержание мира и безопасности; всеобщее уваже-

ние прав человека; осуществление  межд. отношений в

различных областях.

Принцип добросовестного выполнения обяза-

тельств по межд. праву закрепил соглашение госу-

дарств о признании юридической силы за нормами МП.

Признание ≪ad hoc≫ - призвание государства  для

данного конкретного случая.

Виды признания:

традиционные виды признания: признание  госу-

дарств, признание правительств;

предварительные (промежуточные): признание наций,

признание восставшей или  воюющей стороны признание

сопротивления, признание  правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания  применяются в

ожидании дапьнейшего  развития событий, которые мо-

гут привести либо к созданию нового государства, либо к

стабилизации положения  в стране, где власть была за-

хвачена революционным  путем.

Под правопреемством  понимается смена одного

государства другим в  несении ответственности за

межд. отношения соответствующей  территории и в

осуществлении существовавших к этому моменту

прав и обязательств. Из этого определения] видно, что

из трех наиболее важных характеристик государства

(власть, население и  территория) определяющее при пе-

реходе прав и обязанностей от одного государства к дру-

гому имеет именно территория. ≪Момент правопреемст-

ва≫ означает дату смены государством-преемником

государства-предшественника в  несении указанной от-

ветственности за определенную территорию.

Правопреемство возникает:

• при объединении существующих государств;

• при разделе государств;

• при отделении части государства;

• при переходе части территории одного государства к

другому государству.

Как субъект МП государство обладает следующи-

ми правами:

• право на независимость и свободное  осуществление

всех своих законных прав, на осуществление юрис-

. дикции над своей территорией  и над всеми лицами и

вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдени-

ем признанных МП иммунитетов;

• равноправие с другими государствами;

• право на коллективную и индивидуальную самообо-

рону против вооруженного нападения.

К основным межд.-правовым обязанностям госу-

дарства относятся:

• воздерживаться от вмешательства  во внутренние и

внешние дела других государств;

• воздерживаться' от разжигания междоусобицы на

территории другого  государства;

• уважать права человека;

• устанавливать на своей  территории такие условия,

которые не угрожали бы межд. миру;

• решать все свои споры с другими  субъектами МП

только мирными средствами;

• воздерживаться от угрозы силой  или ее применения про-

тив территориальной  целостности и политической незави-

симости или иным образом, несовместимым с МП;

• воздерживаться от оказания помощи другому госу-

дарству, нарушающую предыдущую обязанность или

против которого ООН  принимает меры предупрежде-

ния или принуждения;

• воздерживаться от признания территориальных при-

обретений другого государства, действующего в на-

рушение обязательства  непримения силы;

• добросовестно выполнять  свои обязательства.

" Л "

Тема 5. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

13. Международно-правовые  средства разреше-

ния международных споров

Термин ≪межд. споры≫ употребляется в узком и широ-

ком смысле.

Во-первых, это ситуация, которая характеризуется

конкретными участниками, достаточно четкими взаим-

ными претензиями, определенным предметом.

Во-вторых - любые конфликтные межгосударствен-

ные отношения.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отноше-

ний используются понятия  ≪спор≫ и ≪ситуация≫. Спор име-

ет место в том  случае, если государства взаимно  предъ-

являют претензии по поводу одного и того же предмета

спора. Ситуация же имеет  место тогда, когда столкновение

интересов государств не сопровождается взаимным

предъявлением претензий, хотя и порождает трения между

ними. ≪Ситуация≫ - более  широкое понятие, чем ≪спор≫.

Споры делятся на юридические  и политические.

Здесь учитывается то, какие моменты преобладают в

споре: юридические или  политические.

Межд. юридические споры  разрешаются средствами

арбитража и суда, политические споры разрешаются го-

сударствами путем переговоров.

В соответствии с нормами  МП все государства обяза-

^

ны разрешать возникающие  между ними разногласия

мирными средствами.

Мирные средства делятся  на:

1) согласительные средства - спор улаживается в

результате прямого  контакта сторон и соглашения.

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ДОГОВОРЫ

15. Международный договор: понятие, виды. Вен-

ская конвенция о  праве международных догово-

ров 1969 г.

Одной из самых распространенных форм правового

сотрудничества государств и иных субъектов МП явля-

ется заключение межд. договоров и соглашений. Межд.

договор - это явно выраженное соглашение между дву-

мя или несколькими  субъектами МП, регулирующее их

отношения путем создания взаимных прав и обязанно-

стей в политической, культурной и других областях.

Межд. договор является основным источником МП. В то

же время это важный инструмент осуществления внеш-

ней функции государств. В настоящее время в мире на-

считывается свыше полумиллиона межд. многосторон-

них и двусторонних договоров. Основными источниками

права межд. договоров  являются: Венская конвенция о

праве межд. договоров 1969 г.; Венская конвенция о пра-

вопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;

Венская конвенция о  праве договоров между государст-

вами и межд. организациями  или между межд. организа-

циями 1986 г. Необходимо иметь  в виду, что положения,

касающиеся порядка  заключения, исполнения и денон-.

сации международных  договоров РФ, содержится также

в Конституции РФ и  Федеральном законе РФ ≪О межд.

договорах Российской Федерации≫ от 15 июля 1995 г.

Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную

роль межд. договоров  как средства мирного сотрудниче-

ства между государствами  независимо от различия их

социально-экономических  систем, рассматривает самые

различные вопросы договорного  права, такие как поря-

док заключения межд. договоров, их значение для треть-

их государств, основания  недействительности догово-

ров, право на оговорку, закрепляет такие новые момен-

ты, как участие в  договоре не признающих друг друга  го-

14. Судебное разрешение  международных спо-

ров. Разрешение споров в  рамках междуна-

родных организаций

Судебные средства примирения осуществляются в

формах:

межд. арбитража - третейского суда для рассмотре-

ния споров, сторонами которых являются государства и

межд. организации. Состав и порядок  арбитража опре-

деляются соглашениями сторон:

межд. суда - учреждения, действующего на постоян-

ной основе, состоящего из независимых  судей, призван-

ного разрешать межд. споры на основе МП и принимать

юридически обязательные решения. Межд. суд состоит

из пятнадцати человек, образующих коллегию независи-

мых судей, избранных вне зависимости  от их гражданст-

ва из числа лиц высоких моральных  качеств, удовлетво-

ряющих требованиям, предъявляемым  в их странах для

назначения на высшие судебные должности, или являю-

щихся юристами с признанным авторитетом  в области

МП.

Суд избирает Председателя и вице-председателя на

три года с правом их переизбрания.

Несмотря на высокое значение межд. суда, его реше-

ния необязательны для сторон. Кроме  того, суд не впра-

ве рассматривать дела по собственной инициативе. Ре-

шения суда основаны на нормах МП и на справедливо-

сти. Решения суда окончательны и обжалованию не под-

Информация о работе Международное право