Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:50, курс лекций

Описание

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

Работа состоит из  1 файл

международное право.docx

— 113.43 Кб (Скачать документ)

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским  и политическим правам прибавляются социально-экономические права .

В 1922 году по инициативе немецкой и  французской лиг за права человека, два десятка организаций в  разных странах создают Международную  федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию  по защите прав человека.

Вторая мировая война и трагический  опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института  прав человека и гражданина, ведущую  роль в развитии которого приобретает  международное право.

10 декабря 1948 года резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека»:

Начиная с 1950 года, ежегодно 10-го декабря  отмечается как международный День прав человека.

Также в 1950 году в Европе была подписана  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное  отличие этой Конвенции от иных международных  договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма  защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека.

Право на жизнь, Право на свободу и личную неприкосновенность, Право на достоинство личности Право на неприкосновенность частной жизни Право на неприкосновенность жилища Право на самозащитуПраво на судебную защиту   Право на имя Право на частную собственность

46. Международный билль о правах человека 

совокупность международных документов, содержащая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный  пакт о гражданских и политических правах, Первый и Второй факультативный протокол к нему в совокупности с  Всеобщей декларацией прав человека.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, хотя и закрепляет основные права и свободы личности, не является обязательным к исполнению международно-правовым документом. Вместе с тем, некоторые юристы рассматривают ее положения как источник обычных норм международного права. Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) (Международный пакт о правах человека) от 10 декабря 1948 года. Декларация определяет базовые права человека.

Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для  участников договора: Международный  пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные  положения декларации, такие как  запрет пыток и рабства, являются обязательными как императивная норма; в отдельных странах Декларация признается частично

Оба пакта и первый факультативный протокол к МПГПП были приняты  в 1966 году, а в 1976 году вступили в  силу. Для МПЭСКП характерны более  мягкие формулировки, чем для МПГПП, в частности — принцип «прогрессивной реализации» прав. Второй факультативный протокол к МПГПП, ограничивающий смертную казнь, был принят в 1989 г. и вступил в силу в 1991 г. Факультативный протокол к МПЭСКП (учреждающий механизм рассмотрения жалоб, аналогичный первому протоколу к МПГПП) принят в 2008 г. и на август 2011 г. пока не вступил в силу. Пакты, наряду с факультативными протоколами к ним и ВДПЧ, составляют так называемый Международный билль о правах человека

47. универсальные источники международного права прав человека

48. региональные международно-правовые  механизмы защиты прав человека

Существует два международных механизма защиты прав человека - универсальный, существующий в рамках системы ООН, и региональный, созданный в рамках Совета Европы. В мире существуют иные региональные механизмы защиты прав человека: Межамериканская и Африканская.

Европейская система защиты прав человека сложилась намного раньше, практически  сразу после второй мировой войны. Основное отличие Европейской системы  состояло в том, что механизм защиты прав человека предусматривал обязательность исполнения решений и процедуру  обеспечения исполнения.

Европейская система защиты прав человека была создана на основе Европейской  Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которая является региональным договором, действующим  в рамках Совета Европы. Европейская  Конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 года и вступила в действие с 3 сентября 1953 года. Новая редакция Европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод вступила в действие с 1 ноября 1998 года. Дополнительно к  Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод было принято 12 Протоколов. Протоколы 1, 4, 6, 7 и 12 предусматривают гарантии тех  прав, которые не были непосредственно  зафиксированы в Европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Остальные Протоколы  касались процедурных вопросов и  в настоящий момент потеряли свое самостоятельное значение. Особый интерес  представляет Протокол 11. Этот Протокол предусматривает новую организацию  Европейского Суда по правам человека, которая существует в настоящее время и которую мы подробнее рассмотрим ниже. Сейчас Протокол 11 вошел составной частью в новую редакцию Европейской Конвенции. Отдельно следует упомянуть 12 Протокол, который был принят и открыт для подписания и ратификации Советом Европы только в 2000 году, поэтому в настоящее время он еще не вступил в действие.

12 Протокол предусматривает самостоятельную  защиту от дискриминации, и  скорее всего, определенным образом  изменит существующую в настоящее  время практику по вопросам  дискриминации.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 года и с 5 мая 1998 года приняла  на себя обязательства подчиняться  юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Европейский Суд по правам человека начал свою деятельность в 1959 году и  осуществляет ее уже в течение  более 40 лет. За время своей деятельности Европейский Суд по правам человека рассмотрел огромное число жалоб, и  вынес свои суждения о том были или нет нарушения прав человека в каждом конкретном случае. Эти суждения являются правовыми положениями, которые использует суд, рассматривая каждое последующее дело, руководствуясь ими как прецедентами.

Всю деятельность Европейского Суда по правам человека можно разделить  на три этапа. Первый этап длился до 1 октября 1994 года. В это время  Европейский Суд по правам человека состоял из двух палат - Комиссии по правам человека и Суда, и по одному представителю от каждого государства  входило как в Комиссию, так  и в Суд. Функции принятия и  рассмотрения индивидуальных жалоб  на этом этапе принадлежали Комиссии, и только Комиссия или государства-участники  могли передать дело на рассмотрение Суда. Второй этап продолжался 4 года с 1 октября 1994 года по 1 ноября 1998 года. В  это время заявители получили доступ в Суд, реализуя свое право  на обращение, но это было возможным  только в том случае, если усилия Комиссии признавались безрезультатными.

В настоящий момент Суд вступил  в третий период своей деятельности, и он начался с 1 ноября 1998 года. С  этой даты вступил в действие 11 Протокол к Европейской Конвенции о  защите прав человека и основных свобод, который в значительной мере изменил  деятельность Европейского Суда по правам человека. Во-первых, Суд начал работать на постоянной основе, а не собираться 1 раз в месяц на недельную сессию. Во-вторых, Суд стал однопалатным, то есть Комиссия по правам человека была упразднена.

В Европейский Суд по правам человека в настоящее время избраны 41 судья, в соответствии с количеством  стран-участниц Совета Европы и Европейской  Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Организационно Суд разделен на четыре секции. Секции из числа судей, входящих в них, формируют  органы Суда, которые непосредственно  рассматривают жалобы. Суд осуществляет свою деятельность, образуя Комитеты, Палаты и Большую Палату.

Комитеты создаются для рассмотрения конкретных жалоб по вопросам приемлемости. Комитет состоит из трех судей. Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут отклонить жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным.

Если судьи, входящие в Комитет, не приняли единогласного решения  о том, что жалоба является неприемлемой, то жалоба передается на рассмотрение Палаты. Палата состоит из семи судей, одним из которых ex-officio является судья той страны, против которой подана жалоба. Палата вновь рассматривает жалобу на предмет приемлемости, и в том случае, если признает жалобу приемлемой, то рассматривает ее и по существу. Рассмотрение жалобы по приемлемости и по существу, как правило, происходит не одновременно. Это связано с тем, что стороны должны подготовиться к слушанию дела по существу.

В рассмотрении жалобы по существу, как  правило, принимают участие заявитель  и его адвокат, а также представитель  государства, против которого рассматривается  жалоба. Более того, Европейский  Суд по правам человека может предоставить материальную помощь для проезда  и проживания в Страсбурге заявителя  и его представителя, если заявитель  не может самостоятельно оплатить эти  расходы. Если Палата признает нарушение  прав человека, то она также может  присудить взыскать со страны справедливую компенсацию в пользу заявителя, а также рекомендовать стране применить ряд мер индивидуального  и общего характера. К мерам индивидуального  характера относятся, например, новое  рассмотрение дела во внутренних судах, отмена предыдущего окончательного судебного решения или какая-либо иная мера, которая может восстановить нарушенное право. К мерам общего характера относятся изменение  внутреннего законодательства или  судебной практики, существующей в  стране, если законодательство или  судебная практика не соответствует  принципам Европейской Конвенции  о защите прав человека и основных свобод.

Большая Палата состоит из 17 судей, в число которых ex-officio входят судья от той страны, против которой рассматривается дело, а также Президент Европейского Суда по правам человека. К компетенции Большой Палаты относится четко определенный круг вопросов. Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные полномочия в том случае, если стороны не согласятся с решением Палаты, и заявят об этом в течение 3-х месяцев. Во-вторых, Большая Палата рассматривает по существу те обращения, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие прецеденты Европейского Суда по правам человека, и вынесены решения, противоречащие уже существующим. В-третьих, Большая Палата рассматривает межгосударственные жалобы, но за всю историю Европейского Суда по правам человека была рассмотрена по существу только одна подобная жалоба Ирландия против Соединенного Королевства.

Информация о работе Международное право