Конституционное право Мексики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:08, контрольная работа

Описание

Относительная политическая стабильность независимой Мексики создала благоприятные условия для закрепления преемственности и устойчивости в праве. Огромное воздействие на правовую жизнь не только Мексики, но и значительную часть стран Латинской Америки оказала мексиканская Конституция 1917 года, которая создала политико-правовую основу, исключающую возможность военных переворотов и узурпации власти.

Содержание

Введение3
История конституционного права Мексики новейшего периода4
Основы конституционного права Мексики6
Заключение.………………………………………………………………………10
Список использованной литературы…………….…………………….……….11

Работа состоит из  1 файл

КП ЗС - копия.docx

— 41.23 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет параллельного  образования и экстерната

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по курсу «Конституционное право зарубежных стран»

на тему «Конституционное право Мексики»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы № 6201

Воробьёва Е.С.

 

 

 

 

 

Проверил:   к.ю.н., профессор

Гаврюсов Ю. В.

                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение3

История конституционного права Мексики новейшего периода4

Основы  конституционного права Мексики6

Заключение.………………………………………………………………………10

Список использованной литературы…………….…………………….……….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правовая  система Мексики является одной  из самых разработанных в западном полушарии, и вместе с тем она  представляет собой одну из самых  «исторических» правовых систем, восходит к римским и средневековым  юридическим памятникам. Заметный след в правовой системе Мексики оставили четыре столетия колониального правления, имевшие не только отрицательные, но и положительные последствия.

Относительная политическая стабильность независимой  Мексики создала благоприятные  условия для закрепления преемственности  и устойчивости в праве. Огромное воздействие на правовую жизнь не только Мексики, но и значительную часть  стран Латинской Америки оказала  мексиканская Конституция 1917 года, которая  создала политико-правовую основу, исключающую возможность военных  переворотов и узурпации власти.

Конституция Мексики — это основной закон Мексиканских Соединённых Штатов, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти, права и свободы человека и гражданина. Она послужила моделью для других латиноамериканских конституций, включивших в той или иной степени в свои тексты такие положения мексиканской конституции, как программа земельной реформы, рабочее законодательство, семейное законодательство.

Исторически сложилось так, что  в Мексике действовали три  основных закона: Конституция 1824 года учредила федеративную систему, образцом для которой стала федеративная система США; Конституция 1857 года предоставила многие политические и гражданские  права; и, наконец, ныне действующая  Конституция, провозглашенная 5 февраля 1917 года, сохранила либеральный демократический  характер, но содержала также и  революционные положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА МЕКСИКИ НОВЕЙШЕГО ПЕРИОДА

Новейшая история Мексики открывается  одним из наиболее величественных событий  в истории не только этой страны, но и в истории всей Латинской  Америки — буржуазно-демократической  революцией 1910—1917 гг. Эта революция, антиимпериалистическая и антифеодальная по своей направленности, свергла  диктатуру Порфирио Диаса, опиравшуюся на крупных латифундистов и компрадорскую буржуазию, подорвала помещичье землевладение и предотвратила превращение Мексики в полуколонию США.

Вставший у власти буржуазно-помещичий блок не мог целиком игнорировать требования крестьянских масс и все более активно выступавшего в защиту своих прав рабочего класса. Венустиано Карранса, лидер так называемых либералов-конституционалистов, провозглашенный в августе 1914 г. временным президентом Мексики и подчинивший своей власти к началу 1916 г. почти всю страну, созвал в декабре того же года в г. Керетаро специальный конгресс для внесения поправок в действовавшую в то время конституцию. Конгресс в Керетаро выработал и принял 5 февраля 1917 г. фактически новую конституцию Мексики. Эта конституция, вырабатывавшаяся в тот период, когда партизаны Сапаты и Вильи еще продолжали борьбу, а на севере страны бесчинствовали войска США под командованием генерала Першинга, в известной мере отразила антиимпериалистический и антифеодальный характер революции.

В статье 27 конституции провозглашалось, что собственность на землю, недра  и воды в пределах Мексики принадлежит  государству, которое имеет право  передавать их во владение частным  лицам, создавая тем самым частную  собственность. Однако нефть, твердые, жидкие и газообразные углеводородные вещества не передаются в концессию. Эксплуатацию этих богатств в рамках специального закона производит государство.

Иностранцам разрешалось получать земли или концессии (за исключением  пограничных районов), но им запрещалось  прибегать к защите своих правительств во всем, что касается этих имуществ, под страхом конфискации последних.

В этой же статье провозглашалось, что  подлежали возврату вес земли  мелких собственников и общин, захваченные помещиками. Крупные поместья должны быть раздроблены «для развития мелкой собственности».

Статья 123 декларировала введение восьмичасового рабочего дня в фабрично-заводской  промышленности (для подростков от 12 до 16 лет шестичасового рабочего дня). Провозглашалось также право рабочих на создание своих профессиональных союзов и проведение забастовок.

Мексика состоит из 31 штата и  одного федерального округа. Конституция  наделила штаты полномочиями, которыми не обладает центральная власть, хотя на практике мексиканские штаты имеют  ограниченную реальную власть. Принятие конституции 1917 года обострило отношения  между странами, поскольку ряд  ее статей ущемлял интересы североамериканских компаний в Мексике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА МЕКСИКИ

В 1917 г. была принята новая Конституция Мексики. Она была разработана представителями национальной буржуазии вскоре после того, как было жестоко подавлено вооруженное крестьянское движение. Но она как продукт революции 1910-1917 гг. отразила, хотя и в измененной форме, ряд требований народных масс. Конституция Мексики на момент ее принятия была наиболее радикальным из всех существовавших тогда в мире конституционных документов.

Наиболее новаторскими были статьи Конституции, посвященные  основным принципам государства. Центральное  место занимала ст. 27, которая предусматривала, что «первоначальная собственность  на земли и воды принадлежит Государству, которое имело и имеет право  передать их частным лицам, создавая тем самым частную собственность».

В Конституции  нашло свое отражение стремление мексиканской национальной буржуазии  восстановить государственный контроль над расхищаемыми иностранцами национальными  ресурсами. Все полезные ископаемые, а также территориальные воды объявлялись «безусловной и неотчуждаемой» собственностью государства. Федеральное  правительство могло уступать разработку этих богатств (за исключением нефти  и некоторых других полезных ископаемых) в виде концессии частным лицам  или обществам «в соответствии с  правилами и условиями, предусмотренными законами» Мексики.

Устанавливалось, что только мексиканцы и мексиканские компании имеют право приобретать  в собственность землю и воду, получать концессии на шахты, на добычу минерального топлива и т.д. Государство  могло предоставлять такое же право иностранцам при условии, что они заявят в Министерство иностранных дел о своем согласии считать их в отношении соответствующего имущества в качестве мексиканцев. Таким образом, становилась несостоятельной  «правовая» аргументация, которую неоднократно использовали правящие круги США  для того, чтобы оправдать вооруженные  вмешательства в латиноамериканские республики под предлогом «защиты  жизни и собственности американских граждан».

Мексиканская  Конституция впервые в Латинской  Америке прямо предусмотрела  проведение аграрной реформы. Провозглашалось, что в целях "более справедливого  распределения государственного имущества" должны осуществляться «необходимые меры»  для раздробления латифундий, развития мелкой земельной собственности, образования новых сельскохозяйственных общин. Были объявлены недействительными произведенные при П. Диасе конфискации общинных индейских земель.

Общины, не имевшие  достаточного количества земли, могли  наделяться ею из государственного земельного фонда. Специальные комиссии должны были изымать в этот фонд присвоенную  крупными латифундистами крестьянскую и государственную землю.

Конституция предписывала в целях «справедливого распределения  общественных богатств» принятие необходимых  законодательных мер по раздроблению латифундий, развитию мелкой земельной  собственности, образованию новых  сельскохозяйственных общин («эхидос»).

Федеральный конгресс и законодательные органы в штатах должны были в соответствии с Конституцией определить максимальную норму частного земельного владения. Нельзя было посягать лишь на мелкую земельную собственность, таковой, по Конституции, объявлялось  владение, не превышающее 100 га орошаемой земли. В ст. 27 содержалось также указание на то, что религиозные организации не могут приобретать недвижимое имущество, владеть таковым или принимать его в залог.

На основе ст. 27 была осуществлена, хотя и растянувшаяся на долгие годы и во многих отношениях непоследовательная, аграрная реформа, способствовавшая перераспределению земли в пользу общинного сектора, но при доминировании хозяйства капиталистического типа.

Отражая антимонополистические  настроения пришедшей к власти национальной буржуазии, Конституция впервые  в практике мирового конституционализма запретила (ст. 28) монополии и «монополистическую практику ограничения торговли». Здесь же с учетом негативной практики применения антитрестовских законов в США прямо указывалось, что «не являются монополиями объединения рабочих, организованные для защиты их собственных интересов».

Конституция Мексики  раньше, чем это имело место  даже в развитых странах Запада, признала важные социальные права трудящихся. Специальный раздел «О труде и  социальном обеспечении», состоявший из одной, но детализированной статьи (ст. 123), стал основой для принятия специального кодекса законов о  труде. В этом разделе предусматривались 8-часовой рабочий день, особые условия  труда для женщин и подростков, еженедельный день отдыха и ежегодный  отпуск, послеродовой отпуск для женщин и т.д. Зарплата не должна была впредь выплачиваться товарами, чеками и  расписками. Впервые в перечень прав, провозглашаемых конституциями, включались право рабочих объединяться в  профсоюзы и право на забастовку, хотя последнее и ослаблялось  рядом оговорок: забастовки не должны сопровождаться «актами насилия» или иметь иные цели, кроме как достижение «равновесия между различными факторами производства» и т.п.

По мере дальнейших успехов мексиканского рабочего движения ст. 123 дополнялась новыми положениями, содержащими уступки в области социального обеспечения, жилищного строительства и т.п. В целом эта статья модернизировалась и подвергалась изменениям 47 раз, т. е. больше, чем любая другая статья конституции. Мексиканская Конституция отчетливо отразила и некоторые другие новые тенденции в развитии конституционализма XX в. Так, она отступает (и в ряде случаев более решительно, чем Веймарская конституция Германии 1919 г.), от традиционных идей индивидуализма. В ней делается упор на «социальную справедливость», на «гармонию частных и общественных интересов», а поэтому и государство рассматривается как основной инструмент сглаживания социальной напряженности и конфликтов. Необходимость укрепления экономической самостоятельности и ускорения научно-технического прогресса надолго предопределила особую экономическую и социальную роль государства в Мексике. Конституция по сути дела отказалась от традиционного экономического либерализма и предусмотрела рост вмешательства государства в различные сферы общественной жизни на основе «социального партнерства». Следует отметить, что экономическая и социальная функции государства в Мексике и до сих пор далеко не исчерпали своего прогрессивного содержания. Об этом свидетельствует, в частности, ряд мер по защите национальной экономики от иностранного капитала, предпринятых правительством Мексики в 30-х, а затем в 70-80-х г. г., а также растянувшаяся на десятилетия аграрная реформа, и т. д.

В рамках Конституции  1917 г. федеральное устройство получило даже дальнейшее развитие. Конституция признает суверенитет штатов и их право на самостоятельную конституцию, но приоритет федерации в политической жизни страны является очевидным и обеспечивается с помощью целого ряда конституционных и неконституционных механизмов, в частности, института так называемой федеральной интервенции. Верховная власть в федерации организуется согласно принципу разделения властей, который давно укоренился в латиноамериканских республиках, хотя и продемонстрировал неспособность достичь той цели, ради которой он введен, т.е. предотвратить концентрацию власти в одних руках, а следовательно, и авторитаризм.

По традиции, свойственной разделенной федеральной  власти, Конституция Мексики на первое место выдвигает законодательную  власть, скрупулезно определяя структуру  и компетенцию Федерального конгресса, организацию и специальные полномочия палаты депутатов и сената, порядок  разработки и утверждения законов  и т.д. Последующие поправки к Конституции, особенно в 1977 г., расширили полномочия конгресса в сфере экономики и по контролю за внешнеполитической деятельностью правительства.

Информация о работе Конституционное право Мексики