Конспект лекций по международному частному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:10, лекция

Описание

к.ю.н. Чупанов Андрей Сергеевич

Работа состоит из  1 файл

Lekcii-MChP.doc

— 519.00 Кб (Скачать документ)

      При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы для достижения указанной в законе или уставе цели.

      Особенности юридических лиц в международном  частном нраве: принадлежат другому государству, их деятельность регулируется иностранным правом.

      Виды  международных юридических лиц: международные предприятия, транснациональные компании, транснациональные корпорации, коммунитарные предприятия, финансово-промышленные группы СНГ и др., транснациональные объединения.

      Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Юридические лица публичного права возникают на основании публично-правового акта. Что касается юридических лиц, по отношению к ним различают; три порядка образования: разрешительный, явочно-нормативный, явочный.

      При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.

      Явочно-нормативный  порядок предполагает наличие общего нормативного акта регулирующего порядок возникновения и деятельности определенного вида юридического лица.

      При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.

      Когда в гражданско-правовые отношения  вступает иностранное юридическое  лица, то встает вопрос, какому государству оно принадлежит и нормами права какого государства регулируется его деятельность, а именно, нормы какого государства должны регулировать порядок его создания и ликвидации, объем его правоспособности.

      Общепризнанно, что эти вопросы должны регулироваться законодательством государства, которому принадлежит юридическое лицо, т. е. личным законом юридического лица. Личный закон определяет правовое положение организации (является ли она юридическим лицом, каков объем ее правоспособности, порядок совершения сделок ее органами, учреждения, существования, ликвидации).

      Кроме того, по личному закону юридического лица определяют привязку юридического лица к той или иной правовой системе для решения некоторые коллизионных вопросов.

      В то же время, единства нет в определении  того, что считать личным законом  юридического лица. Законодательство некоторых стран опирается в этом вопросе на понятие национальности (места регистрации, применительно к понятию юридических лиц), третьи- резиденции (места постоянного пребывания, где совершаются его основные операции).

      В целом, существует несколько доктрин, в этой связи, которых придерживаются группы стран.

      Доктрина инкорпорации. Согласно доктрине инкорпорации в основу взят принцип национальности юридического лица и его личным статутом считается право государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано. Эта доктрина получила наибольшее распространение в странах англо-американского права. Ее существенным недостатком является отсутствие связи между законом места образования юридического лица и законом места его деятельности. Ведь не секрет, что несмотря на создание юридического лица в одном государстве, оно может иметь центр своею управления в другом, а осуществлять основную деятельность и вовсе в третьем.

      Доктрина центра эксплуатации. Эта доктрина является попыткой избежать недостатков, присущих доктрине инкорпорации. Согласно этой концепции личным законом юридического лица следует считать закон места осуществления его основной деятельности. Однако при такой постановке вопроса не будет учтено то, что юридическое лицо может иметь несколько мест, где осуществляется его деятельность. Эта доктрина была отвергнута англо-американскими странами, но одобрена в нескольких европейских странах,

      Доктрина оседлости. Как правило, учредительные документы юридического лица содержат указание относительно места его пребывания и места нахождения его административного центра. Это позволяет признать личным законом юридического лица закон местонахождения его административного центра. Доктрина получила широкое признание во Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии и других странах континентального права.

      Другим  вопросом, связанным с иностранными юридическими лицами, является вопрос их признания и допуска к хозяйственной  деятельности в стране их местонахождения.

      Внутреннее  законодательство принимающего государства  само устанавливает условия, касающиеся допуска юридического лица к хозяйственной деятельности на территории данного государства. Режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется рядом специальных законов и подзаконных актов, согласно которых, юридическому лицу может быть предоставлен как режим наиболее благоприятствуемой нации, так и национальный режим. Изъятия из режимов или предоставление дополнительных привилегий может осуществляться на базе действующего местного законодательства и основывается на экономической политике конкретного государства на определенном этапе.

      Помимо  иностранного юридического лица, находящегося на территории конкретного государства, в международном частном праве рассматриваются проблемы, связанные с так называемыми международными юридическими лицами. К ним относятся международные предприятия, возникающие в силу международного договора, транснациональные компании и транснациональные корпорации.

      По  сути международные предприятия  должны регистрироваться по законодательству страны местонахождения и с этого момента они становятся субъектами местного Права. Следовательно, национальность и личный статут такого предприятия определяется законодательством государства - места его официального оформления.

      Подобное положение складывается с определением национальности и личного статута транснациональной компании. Разница заключается в том, что такая компания может быть образована по законам определенной страны и формально иметь национальность, но фактически действовать во многих других странах через свои агентства, отделения, филиалы.

      Транснациональные корпорации - это совокупность объединенных одной экономической целью различных самостоятельных предприятий, находящихся в разных странах и управляемых из единого центра. При этом, с юридической точки зрения, отдельные предприятия, входящие в корпорацию, являются субъектами права государства своего местонахождения, а сама же транснациональная корпорация юридически никак не оформлена и поэтому в полном смысле международна. Ни одно законодательство зарубежных стран не содержит определения ТНК, поскольку действующие на их территории филиалы и дочерние предприятия этих компаний, признаются местными субъектами, подчиняющимися в своей деятельности внутреннему, национальному регулированию.

      Поскольку транснациональная корпорация объединяет самостоятельные предприятия во многих странах, идеальным механизмом для ее контроля было бы создание многостороннего соглашения всех принимающих государств.

      Правовое  положение иностранных юридических лиц в РФ определяется нормами российского законодательства и положениями международных договоров, участником которых является Россия. По существу, иностранные инвесторы пользуются в РФ национальным режимом за некоторым исключением, предусмотренным законодательством. Они осуществляют любые виды деятельности, предусмотренные в уставе предприятия. При этом государство гарантирует защиту прав иностранных инвесторов, право обращения в суд при возникновении споров, перевода средств за границу после уплаты налогов и сборов и т. д.

      В отношении правоспособности иностранных  юридических лип российская коллизионная норма установила, что она определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (п. 1 ст. 161).

      Признание правосубъектности юридических лиц носит взаимный характер. Согласно ст. 162 Основ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения правоспособности в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц.  

      3 вопрос. Участие государств и международных межправительственных организаций в гражданско-правовых отношениях, имеющих международный характер.

      Статья  124 ГК РФ устанавливает, что РФ субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения автономные области автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

      Государство нередко именуют особым субъектом  права, отмечая, что оно само может  формировать правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правоспособности. Однако специальная правосубъектность государства заключающаяся в том, что оно с одной стороны облечено властными полномочиями, а с другой - может выступать как хозяйствующий субъект, не меняет природу гражданских правоотношений, в которых участвует государство и не дает оснований превращать их в отношения, содержащие элементы власти и подчинения.

      Во  внутреннем гражданском обороте  государство не пользуется иммунитетом. Сложнее обстоит дело, когда государство  выступает как субъект международного частного права, т. е. как участник гражданско-правовых отношений, обремененных иностранным элементом. Здесь абсолютный иммунитет государства сохраняет свое действие в силу статьи 435 ГПК РФ. Положения этой статьи препятствуют предъявлению иска к иностранному государству, обеспечению иска и обращению взыскании на имущество иностранного государства, находящееся в России. Такие действия могут быть допущены только с согласия компетентных органов соответствующего государства. Эти положения исходят из концепции абсолютного иммунитета иностранного государства ("равный над равным не имеет юрисдикции") и требуют аналогичного подхода к иммунитету нашего государства, его имущества.

      В целом, речь идет об иммунитете от привлечения  к участию в  судопроизводстве по гражданским делам, от предварительного обеспечения иска, от принудительного исполнения решения, обращения взыскания на имущество, являющееся собственностью государства.

      При этом иммунитет государства не ограничивается рамками процессуальных институтов. В материально- правовом аспекте  речь может идти о применении к  отношениям с участием государства иностранного права, в том числе к сделкам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

      В зарубежных странах широкое распространение получила доктрина функционального, или ограниченного иммунитета. Ее суть в том, что при осуществлении коммерческой, частноправовой деятельности, государство как бы отказывается от иммунитета по вытекающим из такой деятельности требованиям. При этом сохраняется иммунитет государства как суверена при осуществлении его деятельности его деятельности, лежащей за пределами гражданско-правовых и частноправовых отношений.

      Специфика международных межправительственных организаций как субъектов международного частного права заключается в  том, что, будучи по своей природе  межгосударственными организациями публичного характера, они тем не менее участвуют и в частноправовых отношениях, совершая различного рода гражданско-правовые сделки и участвуя как сторона в спорах гражданского правового характера рассматриваемых в международных и национальных судах.

      В международных отношениях цивилистического характера международные организации  выступают в качестве юридического лица, что закреплено в уставах  большинства из них.

      В научной литературе достаточно широко распространено мнение, что международные  межправительственные организации - это юридические лица особого рода, т. е. это международные юридические лица. Именно в силу того факта, что международные организации возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может появиться у них только на основании правовых норм международного характера. Это можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, международные организации создаются на основе норм международного публичного права в целях удовлетворения общих межгосударственных интересов. Иными словами международная организация является общим представителем государств- членов и должна сохранять это качество во всех сферах своей деятельности, Во - вторых, потребности удовлетворения общего интереса, в целях которого создается международная организация, требуют исключения возможности контроля над ней со стороны какого-либо государства- члена (группы государств). Между тем подчинение международной организации национальному праву какого-либо государства могло бы рассматриваться как разновидность такого контроля. В-третьих, наделение международной организации статусом юридического лица базируется на международно-правовых нормах: оговорка о статусе юридического лица может содержаться в учредительных документах международной организации или фиксироваться в ее внутренних правилах - правовых актах, создаваемых самой международной организацией.  
 

Информация о работе Конспект лекций по международному частному праву