Дуализм римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание

РЧП - система правовых норм, регулировавших в Древнем Риме отношения между частными лицами. Предметом изучения является система правовых норм. Рим возник в 753 г. Заканчивается развитие Римского права в 565г до н.э. (дата смерти Юстиниана).

Работа состоит из  1 файл

РЧП.docx

— 180.09 Кб (Скачать документ)

Латинам была открыта возможность  легко приобретать права римского гражданства. Первоначально для  этого было достаточно переселиться в Рим. Но так как подобные пересе¬ления сильно сокращали население латинских  городов, то с начала II в. до н. э. было установлено требование, чтобы при  такого рода переселении латин оставлял в родном городе муж¬ское потомство. После союзнической войны в 1 в. до н. э. все латины, жившие в Италии, получили права римского граждан¬ства.

Latini coloniarii получали права  римского гражданства раз¬ными  способами; в частности, римское  гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности декуриона  (члена муниципального сената).

2. Перегринами назывались  чужеземцы как не состоявшие  в подданстве Рима, так и римские  подданные, но не получив¬шие  ни римской, ни латинской правоспособности. Такие «чу¬жаки» в древнейшую  эпоху считались бесправными.  С раз¬витием хозяйственной жизни  это бесправие стало нетерпимым  и перегрины были признаны  правоспособными по системе ius gentium.

В начале III в. Каракалла предоставил  права римского гражданства всем подданным Римского государства.

15. Правовое положение  вольноотпущенных и колонов.

В классическом римском праве  правовое положение вольноотпущенника  определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского граж¬данина, а отпущенный на свободу  лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане  эти различия были сглажены.

Даже приобретая римское  гражданство, вольно¬отпущенник (или  либертин) по своему правовому положению  не вполне приравнивался к свободнорожденному (ingenuus).

В области частного права  существовали: 1. неко¬торые специальные  ограничения правоспособности вольноот¬пущенника (вольноотпущеннику запрещалось  вступать в брак с лицом свободнорожденным, и с сеньором). 2. либертин на¬ходился в зависимости от своего бывшего  господина (именовав¬шегося его  патроном).

Патрон имел право: а) на obsequium, почтитель¬ность либертина в  отношении патрона (вольноотпу¬щенник  не мог вызвать патрона на суд  и, следовательно, был беззащитен против произвола патрона).  б) на орегас, выпол¬нение услуг для патрона (это по существу моральная обязан¬ность, но она обыкновенно подкреплялась  договором и превра¬щалась в  юридическую). в) на bona, т.е. патрону в  известной мере принадлежа¬ло право  на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны  вольноотпущенника. Такое пра¬во принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям.

Правовое положение колона. Под именем колона в классическую эпоху подразуме¬вали арендатора земли (мелкого фермера), формально свобод¬ного, хотя экономически зависимого от землевладельца. Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большинстве  случаев были вынуждены прибегать  к займам у своих хозяев и оказывались  в долговой от них зависимости. В  период абсолютной монархии положение  колонов осложнилось еще в  связи с налоговой политикой  императоров. Колоны были обложены натуральной  податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим  земельным участкам.

Эти обстоятельства приводили  к тому, что, с одной сто¬роны, землевладелец зорко следил за тем, чтобы его неоплат¬ный должник-арендатор  не уходил с участка, а, с другой сто¬роны, и государство было озабочено  тем, чтобы земли не оста¬вались  без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве  фактическое бес¬правие колонов  стало превращаться в юридическое  путем издания соответствующих  постановлений. В 4в. н. э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим  на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было за¬прещено отчуждать свои земли  отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных (хотя бы формаль¬но-юридически) людей превращаются в крепостных, в «рабов земли». Колон  становится связанным с землей, которую  он сам по своей воле не может  оставить и от которой не может  быть оторван против своей воли.

Колон имеет право вступать в брак, иметь собст¬венное имущество. Но он прикреплен к земле, притом не толь¬ко лично: дети его также  становятся колонами. Подобно рабам  колоны могли в отдельных случаях  отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и «освобождение» от зе¬мельного участка, которым  они кормились.

16. Правовое положение рабов.  Пекулий.

Раб не субъект права он (в цивильном праве) рассматривался как вещь. При этом цивильное право  признавало за рабом некоторую дееспособность. Существовало правило: «Через раба положение  гражданина может улучшаться, поэтому  по сделкам раба господин приобретал права».

Преторское право признавало за обязательствами рабов силу натуральных  обязательств. Натуральные обязательства  являлись неполноценными. Обычное обязательство  исполняется не только добровольно, но и принудительно. Натуральное  обязательство не имеет исковой  защиты, но добровольное исполнение по нему является действительным. Его  нельзя истребовать назад, как необосновательное  обогащение. Браки между рабами не допускались, и между ними не признавалось родство.

С увеличением количества рабов появляется необходимость  предоставления им возможности заключать  сделки. Появляется система преторских исков, которые даются против господина  в случаях, если раб назначен капитаном  корабля, управляющим имением и  др. Против господина дается иск, если сделка совершается по его прямому  указанию.

Происходили проблески признание  личности раба, но это происходило  в интересах рабовладельца с  целью расширить и углубить эксплуатацию рабов. Следовательно сложился рабский  пекулий.

Пекулий – любое имущество  господина, которое передано рабу в  управление (вещи, другие рабы с пекулием, обязательство должника). Пекулий  носит внедоговорной характер. Передача вещей в пекулий оформляется  специальными счетами. Все приобретения рабов автоматически поступали  в имущество господина. Предоставление рабу пекулия и признание в  известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу  шире использовать раба для выполнения физических работ и для совершения через его посредство юридических  действий. По сделкам раба в пределах стоимости пекулия ответственность  несет господин. За деликты рабов  установлена «ноксальная ответственность» т.е. господин либо возмещал ущерб, либо отдавал раба для отработки ущерба.

Рабство устанавливалось  следующими способами:

1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было  свободное лицо; наоборот, если отец  — раб, а мать — свободная,  ребенок признавался свободным);

2) взятием в плен или  просто захватом лица, не принадле¬жащего  к государству, связанному с  Римом договором; 

3) продажей в рабство  (в древнейшую эпоху); 4) лишением  свободы в связи с присуждением  к смертной казни или к работам  в рудниках (присужденный к смертной  казни рассматривался как раб). Прекращалось рабство ману миссией  (отпущением на сво¬боду) . Вследствие  про¬явления грубой неблагодарности  в отношении лица, отпус¬тившего  его на свободу, раб мог вернуться  в состояние рабства.

17. Юридические лица в римском  праве.

В риском праве не было термина  «юридическое лицо», однако именно римские  юристы создали фундамент современной  теории юридического лица. «Корпус  юниверситорс», «коллегия» - обозначения  юридических лиц. В римском праве  идет поиск фигуры юридического лица.

Древнейшему праву известны договорные объединения граждан  т.е. товарищества. Товарищества – это  не субъект права, а совокупность граждан в которой каждый из участников наделен правом заключать сделки в общ. интересах. Римские юристы отмечали тот факт, что в некоторых  случаях права и обязанности  принадлежат не отдельным лицам  и не простым группам физических лиц (как это имеет место при  договоре товарищества), а целой  организации, имеющей самостоятельное  существование, не¬зависимо от составляющих ее физических лиц. Это положение  наглядно выражается при сравнении universitas или collegium (корпорации) с товариществом (societas). Смерть одного из участников товарищества или его выход из состава товарищества влечет прекращение товарищества; если даже оставшиеся товарищи будут продолжать то дело, для которого образовалось товарищество, это рассматривается юридически как заключение нового товарищеского договора в ином составе. А смерть одного из членов universitas или выход из universitas никакого влияния на существование universitas не оказывает. Равным образом вступление новых членов в universitas нисколько не изменяет этого объединения, тогда как присоединение к членам товарищества нового лица означает образование нового товарищества.

Древнейшим юридическим  лицом являлось само Римское государство  и «муниципии»: они обладали движимым и недвижимым имуществом, имели рабов (гос. и муниципальные рабы), заключали  договоры с иными субъектами. 1-ые юридические лица преследовали публичные  цели. Позднее появляются частные  корпорации. По началу римские юристы лишь констатировали факт, что наряду с физическими лицами существуют и иные субъекты права. Способность  выступать в судев роли истцов и ответчиков за представителями  юр. Лиц впервые признал претор в своем эдикте. Он наделил юридические  лица процессуальной правоспособностью; фактически это означает и признание  гражданской правоспособности. Внутренние отношения юр. Лица регулировались «статутами» т.е. уставами. Юр. Лицо имело свои органы. Высшим органом  являлось Общее собрание.

Признаки юридического лица:  1. Юр. Лицо способно иметь права и  обязанности, которые не принадлежат  отдельным членам. 2. Юр. Лицо может  вступать в отношения со своими членами. 3. Смена участников не прекращает существование  самого юридического лица. 4. Юр. Лица обладают обособленным имуществом. 5. Юр. Лица способны выступать истцами и ответчиками  в суде.

Спорным остается вопрос о  сущности юр. лица: 1. Теория фикции –  заключается в том, что юридическое  лицо признается искусственным субъектом, которое не существует в реальности. 2. Теория социальной реальности – юридическое  лицо – это реальный субъект.

Порядок создания юридических  лиц. Сначала действовал свободный  порядок. Такая ситуация существовала до издания закона Юлия о коллегиях («лекс Юлия де колегиас»). Этот закон, для создания юридического лица, предусматривал разрешение Сената, но некоторые виды юр. лиц могли образовываться свободно. Также продолжали действовать ранее  созданные юридические лица.  

В нач. 4в. юридическим лицом  была признана хритианская церковь. Возникает деление юр. лица на корпорации и учреждения. Корпорации создаются  и действуют в интересах своих  участников. Учреждения создаются собственником  имущества и действуют в интересах  неопределенного круга лиц.  Юр. лицо может выступать наследником  по завещанию, при этом некоторые  корпорации имели право наследовать  по закону. В постклассический период наследование по закону признанно окончательно.

Прекращалось юридическое  лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минимального числа членов — три), а также  если деятельность организации принимала  противозаконный характер.

18. Понятие семьи и виды родства.  Свойство.Семья («фпмилиа») – круг лиц объединенных под властью домовладыки («патер фамилиас»). Семью образуют лица, которые проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Строй древнейшей семьи, равно  как и институт права собственности, в ту пору еще несет на себе черты  первой, догосударственной, формации —  первобытнообщинного строя, ха¬рактеризующегося общественной собственностью на средства производства и продукты производства. В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens.

С образованием государства  внутри рода происходит иму¬щественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял  домовладыка.

В Древнейший период домовладыка  обладал абсолютной властью и  над вещами, и над лицами. Со временем эта власть дифференцировалась, и  следовательно выделяются отдельные  права с особым содержанием. Власть над вещами называлась «доминиум»; отцовская власть - «патриа патестес»; власть над женой – «манус марити».

Постепенно семья превращается в круг лиц, наделенный правами и  обязанностями.

Выделяется два вида родства. 1.Агнатское (или агнатическое) родство. Агнаты – лица, которые состоят  под властью одного домовладыки. Это родство только по мужской  линии. Поэтому дочь, выходившая замуж  и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской  род¬ственницей своего отца, братьев  и т.д.; и наоборот, постороннее  лицо, усыновленное домовладыкой, становилось  его агнатом.

2. По мере развития  хозяйства и ослабления патриархаль¬ных  устоев получало все большее  значение родство по крови,  так называемое Кагнатское (или  кагнатическое) родство. Когнаты  – это лица произошедшие одно  от другого, или имеющие общего  предка. В когнатическом родстве  имеется прямая и боковая линии  (братья, дядя и племянник). Прямая  линия делится на нисходящую (сын,  внук, правнук) и восходящую (отец, дед, прадед). Также различаются  степени родства. Они определяются  количеством рождений отдельных  лиц от общего предка. Когнатское  родство приобретает значение  в преторском праве. Существовали  некоторые правила: 1. «Мать всегда  известна», «Отец тот, кто состоит  в браке».

Свойство – отношение  супруга с родственниками другого  супруга. Свойство не прекращалось после  расторжения брака. Брак между свойственниками  запрещался.

19. Понятие и формы брака. Конкубинат.

Понятие брака. Семья образуется посредством брака. Брак по определению  римским юриста Модестина - «союз  мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественно¬го и человеческого  права». Это определение брака  не соответствовало действительному  поло¬жению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была рав¬ноправным товарищем  своего мужа.

Информация о работе Дуализм римского права