Анализ моделей государственной службы в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:38, реферат

Описание

Анализ зарубежной практики дает возможность определить какой опыт, какие из концепций реформирования и в какой мере могут быть адаптированы на российскую почву, позволяет лучше понять логику реформирования отечественной модели государственной службы и определить пути повышения ее эффективности.
Начало последней "волны" реформирования государственной службы за рубежом приходится на 90-е годы ХХ века. Реформа государственной службы стала приоритетом для многих развивающихся и переходных государств

Работа состоит из  1 файл

ГрСлужба.docx

— 50.65 Кб (Скачать документ)

власти.

           Закон 1946 г. ввел в систему  гражданской службы понятие   «кадр»,

означающее  объединение  всех  должностей,  занятых  гражданскими  служащими

одинакового ранга. Другими  словами, это понятие охватывает положение  группы

людей,  занимающих  аналогичные  должности.  Во  Франции   существует   кадр

директоров,  куда  входят   директора  всех  департаментов,  кадр  контроля,

который объединяет всех инспекторов, и т.д[17].

           Помимо этого существует понятие  класс  чиновников. Всего классов

 четыре, в понижающем  иерархическом порядке они обозначены  буквами A, B,C  и

D. На класс  А   возлагаются функции выработки управленческих  решений и

указаний. Он  составляет  20%  общего  числа  чиновников  административно  -

государственного  управления.  Класс  В  выполняет задачу  реализации  этих

установок.  В  него  входит  около  40  %    чиновников.   Класс   С   занят

специализированным  исполнением  и  охватывает  32%  чиновников.   Класс   D

включает  технических  работников, которые являются  простыми  исполнителями.

Французские администраторы  отмечают, что между двумя  последними   классами

трудно провести какое-либо существенное разграничение[18].

        Ни  Закон 1946 г., ни Ордонанс 1959 г. не  охватывает всю гражданскую

службу Франции.  Установленный   ими  статус  чиновника  не  применяется   к

нескольким   категориям   государственных   служащих:    судьям,    военным,

сотрудникам государственных  служб  промышленного  и  торгового   характера,

полиции. Таким образом, наряду с  основным  статусом  чиновника  во  Франции

существуют еще частные  статусы чиновников перечисленных  выше категорий.

        Согласно  законодательству,  лицо  не  может   быть   назначено   на

гражданскую должность:

    - если не имеет  французского гражданства;

    - не  обладает  гражданскими  правами  и   не  удовлетворяет  требованиям

      хорошего  морального поведения;

    - нарушает законодательство  о военной службе.

        Последнее  требование на практике сводится  к  следующему:  кандидат

должен либо завершить  военную службу, либо быть освобожден от нее[19].

           Теоретически отбор  кандидатов   на  должности  производится  на

основе  единого  критерия  –  способности  выполнять  возложенные   на   них

обязанности.  Это  определяется  оценкой   профессиональной    квалификации.

Существует  Инструкция  1946  г,   устанавливающая   круг   обязанностей   и

утверждающая необходимый образовательный уровень для каждого класса.

        Конкурсные  экзамены в класс  А  направлены  на  выявление обширных

общих и  технических  знаний  и  должны  оставить  уверенность  в  том,  что

кандидат  имеет  достаточные   интеллектуальные    способности   и   твердый

характер.   Необходим   также   диплом   об   окончании   высшего   учебного

заведения[20].

        Кандидат  для  поступления  в  класс  В  должен  уметь   определят,

оценивать и разрешать  со  ссылкой  на  законодательство  деятельность  лиц,

находящихся под его управлением. Это достаточно сложная функция,  поскольку

применение общих предписаний  требует  большей  гибкости  и  профессиональных

знаний. Конкурсные экзамены в этот класс носят более  технический  характер,

чем экзамены в высший класс  А.  Однако  и здесь по  инструкции  требуется

высокий уровень общеобразовательных  и профессиональных знаний[21].

        Конкурсные  экзамены в класс С (члены которого  заняты  техническим

исполнением) призваны выявлять именно исполнительско -  технические навыки,

способность к личной инициативе здесь не требуется[22].

        Для  замещения должностей класса D подходят  работники, не обладающие

специальной профессиональной  квалификацией, поэтому конкурсные  экзамены  в

этот класс не выходят  за пределы программы общеобразовательной  школы[23].

        Конкурсная  комиссия  подбирается   из  компетентных  специалистов,

известных   своей   беспристрастностью.   Она   полностью   независима    от

администрации. Конкурс включает  письменный  и  устный  экзамены.  Во  время

письменного экзамена строго  соблюдается  принцип  автономности.  Письменный

экзамен может принимать  самые различные  формы:  задание  может  состоять  в

редактировании текста, подготовки  определенного  досье  и  т.п.  на  устном

экзамене оценивается общая культура кандидатов,  их  специальные знания,  а

также  способность  логично   излагать    свои   мысли.   Иногда   кандидаты

подвергаются тестированию.

        Во  Франции существуют два типа  конкурсов: внешний и внутренний.  На

внешних конкурсах производится набор новых чиновников, внутренние  конкурсы

производятся для продвижения  части  чиновников  по  иерархической  лестнице.

Главным  принципом  отбора   на  конкурсе   являются   не   профессиональные

качества претендентов, а  общая эрудиция и элегантность  стиля  изложения,  в

основе которых должно быть классическое гуманитарное образование[24].

        Особое  место в создании высших  кадров   государственного  аппарата

занимает  Национальная  школа  администрации.  В   это   учебное   заведение

принимаются лица с высшим  образованием не старше 26 лет  и  государственные

служащие не старше 30  лет, имеющие стаж  практической  работы  не  менее  5

лет.

        Карьера  заканчивается в связи с достижением  определенного возраста,

что является важным фактором обновления  корпуса  служащих.  Обычно  верхний

возрастной предел составляет 60-63 года, однако, в исключительных случаях  в

зависимости от занимаемой должности – от 58 до 75 лет[25].

        Правовое  положение  французских государственных  служащих определено

в Конституции Франции, Законе об  общем  статусе  чиновника  от  19  октября

1946  г.,   Ордонансе   о  государственной  службе  от  4  февраля  1959  г.,

Инструкции 1946 г и других нормативных актах ведомств.

 

        2.4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЛУЖБА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

 

 

        Отличительной    чертой    английской   административной   системы,

сложившейся  к  началу  ХХ  века,  являлось   разделение   политической    и

административной сфер.

 

        Все  дела  министерств, даже  самые   мелкие,  осуществлялись  самими

министерствами, а чиновники  рассматривались  лишь  как  клерки.  Гражданская

служба  существовала отдельно от  политической  (или  парламентской)  службы

Короны.

        Институт  современной  гражданской   службы   сложился   сравнительно

недавно – в 70-е  года   нашего  столетия.  В  этот  период  в  стране  были

проведены крупные административные реформы. Комитет  по реформе  гражданской

службы  возглавил  лорд   Фултон.   Он   представил   правительству   доклад

«Гражданская служба», в  котором содержалось 158 рекомендаций. Все они были

приняты правительством.

        В  январе 1971 г.  началось проведение  реформы.  Первым  ее  этапом

стала отмена системы классов  и образование трех основных групп  чиновников.

        Группу  старших  политических  и   административных   руководителей

составили   чиновники   административного   класса   в    ранге    помощника

заместителя,  заместителя  постоянного  секретаря,  постоянного   секретаря.

Вошедшие в эту группу  образуют вершину  состава гражданской  службы[26].

        Вторая  группа – административная. Она  включает две ступени:  ученик

администратора  и  старший  исполнитель.  Административная   группа   решает

большой круг вопросов –  от координации деятельности  госаппарата  управления

и  руководства  работой  министерств  до  исполнения  обычных   канцелярских

обязанностей[27].

        Третья  группа  объединяет  научно-профессиональных  работников   и

технических  специалистов.  В  нее  входят  архитекторы,  ученые,  инженеры,

занятые проблемой образования  и подготовки чиновников[28].

        Образована  также вспомогательная группа  технических работников. Это

чертежники, делопроизводители, выполняющие простую исполнительскую  работу.

        В  соответствии с рекомендациями  комитета  Фултона  организационная

структура  была перестроена  таким образом, чтобы  приблизить  их  к  решению

политических задач.

        Вместе  с  тем  продолжает  существовать  концепция  «нейтральности»

гражданской службы. Известный  английский политолог Д.Гарнер в своей книге

«Великобритания:  центральное  и  местное  управление»   сформулировал   эту

концепцию   так:   «Гражданские   служащие    обязаны    хранить    верность

правительству, стоящему у  власти, и  добросовестно  служить  правительствам,

придерживающимся различных политических убеждений»[29]

        Основное  требование, предъявляемое к гражданским   служащим,  -  это

лояльность. Как нарушение  ее рассматривается членство в «левых»  партиях.  В

Циркуляре 1953 г. прямо сказано, что гражданские служащие должны  сохранять

 сдержанность в политических  вопросах.

        Набор  на кадровую службу входит  в компетенцию  Комиссии  по  делам

гражданской службы (образована в 1855 г.). Введен письменный экзамен общего

типа в качестве главного условия поступления на гражданскую  службу.  Экзамен

 основан на программах ведущих университетов – Оксфорда и Кембриджа, что на

практике ведет к тому, что именно эти университеты поставляют большую  часть

кандидатов на руководящие  посты.

        Для  набора  в  административный  класс  принимаются   заявления   от

выпускников университетов  в возрасте 20-28  лет.  При  наборе  чиновников  в

третью группу формально  не требуется  отвечать  каким-либо   образовательным

цензам, но рассчитывать на успех могут лишь  те,  кто  получил  образование,

соответствующее программе экзамена.

        С  1971 г. экзамен проводится по  так  называемому  «методу  II».  Он

включает три  ступени:  письменные  доклады  по  общим  предметам,  тесты  и

интервью (в  управлении  по  окончательному  отбору  гражданских  служащих).

Переподготовку  гражданские  служащие  проходят  в  колледже   по   обучению

гражданских служащих, основанном  в  1970  г.  Колледж  работает  под  общим

руководством   министерства  по  делам  гражданской  службы  и  строит  свою

работу,  исходя  из  общей  задачи  усиления  специализации  в  деятельности

административного управления. В колледже  обучаются   служащие   министерств

и другие должностные лица, работающие в государственном секторе[30].

        Продвижение  по службе осуществляется в  трех  основных  группах  по-

разному.   Административные   и   политические   руководители    назначаются

министерством по  делам  гражданской  службы.  При  министерстве  существует

специальный  отборочный   комитет   по   назначению   руководящего   состава

гражданской  службы.  Комитет  имеет  конфиденциальный  список  всего  штата

высших администраторов, составленный при помощи ЭВМ, куда входят  данные  об

Информация о работе Анализ моделей государственной службы в зарубежных странах