Административное нарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:25, реферат

Описание

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие административные наказания:

Работа состоит из  1 файл

Административное.docx

— 33.20 Кб (Скачать документ)

 

     Административное  наказание, понятие и виды     

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  НАКАЗАНИЕ — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.     

В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие  административные наказания:     

1) предупреждение;     

2) административный штраф;      

3) возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;      

4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;      

5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;     

6) административный арест;      

7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;     

8) дисквалификация;      

9) административное приостановление  деятельности.     

Все девять названных наказаний тесно  связаны между собой и образуют единую систему. Их, прежде всего, общая  цель: защита правопорядка, воздействие  на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой, мерой  ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление  административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.      

Указанные в статье 3.2. КоАП РФ виды наказания  образуют систему видов наказания, позволяющую суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на правонарушителя, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничения использования своих профессиональных возможностей в будущем.     

Свойства  системы административных наказаний, так или иначе, раскрываются на протяжении всей истории существования административного  наказания судебной практикой и  осмысливаются административно - правовой наукой.     

По  действующему КоАП РФ система видов  наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержит в себе комплекс различных средств  воздействия на виновного.     

В соответствии со статьей 72 Конституции  Российской Федерации, частью 3 статьи 3.2. КоАП РФ, все наказания можно  поделить на устанавливаемые централизованно  и децентрализовано. Централизованно  может быть установлено любое  из 9 наказаний, а децентрализовано - актами субъектов Федерации - только предупреждение и административный штраф.     

По  действующему кодексу об административных правонарушениях входящие в нормативный  перечень виды наказания по юридическому значению могут быть подразделены на:     

а) основные;     

б) дополнительные;      

в) наказания, могущие быть основными  и дополнительными.     

Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно  выделить: морально-правовое (предупреждение статья 3.4. КоАП РФ); имущественные (административный штраф статья 3.5. КоАП РФ, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения статья 3.6. КоАП РФ, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения статья 3.7. КоАП РФ); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест статья 3.9. КоАП РФ, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства статья 3.10. КоАП РФ ); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу статья 3.8. КоАП РФ, дисквалификация статья 3.11. КоАП РФ, административное приостановление деятельности статья 3.12. КоАП РФ).     

Отмечу, что назначение семи из девяти предусмотренных  КоАП РФ видов наказаний находится  в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие  орудие совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти  наказания назначаются судьями  по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В  административном порядке КоАП РФ разрешает  применять только предупреждение и  административный штраф, а в отдельных  случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства.     

В статье 3.3. КоАП РФ говорится:     

1. Предупреждение, административный  штраф, лишение специального права,  предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация,  административное приостановление  деятельности, могут устанавливаться  и применяться только в качестве  основных административных наказаний.     

2. Возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия  совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.     

3. За одно административное правонарушение  может быть назначено основное  либо основное и дополнительное  административное наказание из  наказаний, указанных в санкции  применяемой статьи Особенной  части настоящего Кодекса или  закона субъекта Российской Федерации  об административной ответственности.      

Важный  принцип административной ответственности, базирующейся на принципе, присущем юридической  ответственности в целом, - недопустимость удвоения ответственности. Согласно статье 4.1. КоАП РФ никто не может нести  административную ответственность  дважды за одно и то де административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в  Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку  в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний  без основного также неправомерно.     

Судьи, органы и должностные лица, исполняющие  наказание, обязаны считаться с  волей законодателя и принимать  все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону.      

В отличие от КоАП 1984 г. ныне действующий  КоАП уточняет наименование отдельных  видов административных наказаний (в предшествующем Кодексе - административные взыскания), а также предусматривает  новое административное наказание  в виде дисквалификации. При этом изменение наименования наказания  в виде административного штрафа обусловлено множественностью штрафных санкций, предусмотренных, в частности, за совершение преступлений ст. 46 УК, налоговых проступков п.2 ст. 114 НК, правонарушений, определенных ГК п.1 ст. 330 ГК, а также нарушений бюджетного законодательства ст. 282 БК.     

Рассмотрим  подробнее каждый из видов административных наказаний.     

Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. Однако влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия.     

Вынесение предупреждения не влечет за собой  ограничений конституционных прав и свобод нарушителя. Основная цель вынесения указанного наказания - превентивное воздействие на волю нарушителя, препятствующее рецидиву проступка. Предупреждение выносится  только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших  причинение значительного вреда. Вынесение  предупреждения корригирует нравственные устои нарушителя и тем самым  содействует его социальной адаптации  Предупреждение в уголовном праве  относится к принудительным мерам  воспитательного воздействия, назначаемым  несовершеннолетнему в качестве правоохранительной санкции, альтернативной уголовному наказанию: согласно ч.1 ст.91 УК предупреждение состоит в разъяснении  несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных  УК..     

Особенность предупреждения выражается также в  форме его применения: специальное  указание в КоАП на письменную форму  вынесения предупреждения свойственно  только данному административному  наказанию.      

В отличие от предупреждения, устное замечание правонарушителю, предусмотренное  ст.2.9 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не является наказанием.     

Постановление о назначении административного  наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным  лицом, вынесшим постановление, путем  вручения или направления копии  этого постановления физическому  лицу или законному представителю  юридического лица, в отношении которых  оно вынесено.      

Административный  штраф - это денежное взыскание, которое налагается на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания.     

Административный  штраф определяется в зависимости  от статуса субъекта административного  правонарушения: физического лица, должностного лица, юридического лица, - в размерах, определенных ч.2-4 ст. 3.5 КоАП. Превышение размеров административного  штрафа допускается только в отношении  должностных лиц и юридических  лиц при совершении правонарушений, определенных абз.2 ч.3 указанной статьи; предельный размер административного  штрафа, исчисляемого в указанных  случаях в величине, кратной МРОТ, составляет соответственно 250 и 5000 МРОТ. Таким образом, размер административного  штрафа, налагаемого на граждан и  исчисляемого в величине, кратной  МРОТ, не может превышать 25 МРОТ При  квалификации проступков, совершенных  физическим лицом, необходимо учитывать  различия в статусе граждан, индивидуальных предпринимателей и должностных  лиц..     

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством  РФ. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов.      

Административный  штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного  штрафа в законную силу либо со дня  истечения срока отсрочки или  срока рассрочки пункт 1 статьи 32.2 КоАП РФ.     

Судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление  о наложении административного  штрафа, принимают решение о привлечении  лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ пункт 1 статьи 32.2 КоАП РФ.     

Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.     

В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия  заключается в том, что оно  может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием  совершения или предметом административного  правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может  устанавливаться и применяться  в качестве, как основного, так  и дополнительного административного  наказания.     

Применить возмездное изъятие значительно  сложнее, чем конфискацию, предусматривающую  безвозмездное обращение в доход  государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время  в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается  лишь в частях 2 и 3 статьи 20.8 КоАП РФ - за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания, которое может назначаться к основному наказанию или не назначаться.      

Конфискация орудия совершения или  предмета административного  правонарушения. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.     

Информация о работе Административное нарушение