Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание

Цель работы - выявить сущность государственного регулирования экономической деятельности и изучить уголовную и административную ответственность за нарушения в сфере экономики.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

- проанализировать сущность государственного регулирования экономической деятельности;

- рассмотреть понятие административное правонарушение;

- изучить нормы уголовного права.

Содержание

Введение. 3

1. Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности 4

2. Ответственность за нарушения в сфере экономики 11

3. Практическое задание 21

Заключение 28

Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Готово.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

ВСЕРОСИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине «Правоведение»

на тему: 
 
 

«Государственное  регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность  за нарушения в сфере экономики» 
 
 
 
 
 
 

Студент – Огурцова Н.М.

Номер личного  дела - 09УББ02927

Специальность – Финансы

Преподаватель – Пельмешкина А.Б.  
 
 

Моска, 2008

Содержание 
 

Введение.             3

1. Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности           4

2. Ответственность за нарушения в сфере экономики             11

3. Практическое задание                 21

Заключение                   28

Список  литературы                  30

 

      Введение.

     Преступления  в сфере экономики - в уголовном  праве РФ - вид преступлений, имеющих общий объект посягательства: имущественные и производственные отношения, экономические права граждан, юридических лиц, муниципальных и государственных образований.

     Характерной чертой развития криминологической ситуации в стране стал рост масштабов экономической преступности. Борьба с преступностью всегда являлась одной из важных задач любого государства. Не потеряла она своей актуальности и в настоящее время. На современном этапе проведения радикальных реформ в экономической и политической жизни России, создания правового государства все больше встает вопрос об укреплении законности и правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан в нашей стране. В связи с этим на первый план выступает решительная и бескомпромиссная борьба с преступностью. Сегодня преступность превратилась в сильнейший, если не сказать один из основных тормозов осуществляемых демократических преобразований. В современных условиях финансово-бюджетного кризиса и продолжающейся криминализации экономики страны преступления в экономической области приобретают все более массовый характер. Именно поэтому тема контрольной работы «Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере экономики» является актуальной на сегодняшний день.

     Цель работы - выявить сущность государственного регулирования экономической деятельности и изучить уголовную и административную ответственность за нарушения в сфере экономики.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

- проанализировать сущность государственного регулирования экономической деятельности;

- рассмотреть понятие административное правонарушение;

- изучить нормы уголовного права.

 

        1. Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности

       Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.

       Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

       Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов.

       Правовое обеспечение государственного регулирования в экономической сфере предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают:

  • НПА: законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, НПА субъектов РФ, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты;
  • Акты ненормативного характера .

       Значение налогового контроля для ПД огромно - основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

       Административная  ответственность является одним из видов юридической ответственности. Под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти. В данном определении анализируемое понятие рассматривается как один из видов юридической ответственности, где субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица. Кроме этого, указывается, что административная ответственность устанавливается законами и направлена на охрану различных объектов: собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан.

         Три основания административного правонарушения:

       - «нормативное: систему норм, регулирующих ее;

       - фактическое: деяния конкретного  субъекта, нарушающие правовые предписания,  охраняемые административными санкциями;

       - процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение», [№3, с. 119].

       Для наступления реальной ответственности  необходимо, чтобы были все три  основания и именно в такой  последовательности.

       Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие:

       - составы административных проступков;

       - систему административных взысканий;

       - круг субъектов, имеющих право  налагать административные взыскания;

       - процедуру привлечения к ответственности.

       Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение  правовых норм, охраняемых административными  санкциями.

       Административным правонарушением признается противоправное, виновное  действие  либо бездействие физического или юридического лица, за  которое установлена административная ответственность. 

       Административное  наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации физического лица.

       За  совершение административных правонарушений могут применяться следующие  административные взыскания:

- «предупреждение;

- административный штраф;

- возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения;

- лишение  специального права, предоставленного  физическому лицу;

- конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

- административный арест;

- административное  выдворение за пределы России  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

- дисквалификация», [№1, с. 142].

       Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме или (в предусмотренных законодательством случаях) оформляется иным установленным способом. Устное предупреждение и устное замечание не являются административным взысканием и не влекут отрицательных правовых последствий.

       Штраф – «это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях», [№3, с. 201]. Штраф выражается в величине, кратной одной из следующих величин:

- минимальному  размеру месячной оплаты труда,  установленному законодательством на момент окончания или пресечения административного правонарушения (в дальнейшем обозначается как МРОТ);

- стоимости  предмета административного правонарушения  не момент окончания или пресечения  административного правонарушения;

- сумме  неуплаченных налогов, подлежащих оплате, либо сумме незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

       Штраф может быть установлен в пределах:

- «для граждан – до 25 МРОТ;

- для  должностных лиц – до 50 МРОТ;

- для  юридических лиц – до 1000 МРОТ», [№1, с. 176]..

       В исключительных случаях, в связи  с особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

       Возмездное  изъятие предмета, явившегося орудием  совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

       Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях. Лишение специального права назначается судьей на срок не менее 1 месяца и не более 2 лет.

       Административный  арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток.

       Административное  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

       Новым видом административного наказания  является дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательсткую деятельность по управлению юридическим лицом.

       Рассмотрим  некоторые наиболее распространенные нарушения и преступления. Одним из них является незаконное предпринимательство.

       Под этим нарушением статей 171 УК РФ понимается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

       К незаконному предпринимательству  относится также и игнорирование  использования кассовых аппаратов, маркировки продукции, несоблюдение определенных технических требований, изложенных в лицензии (санитарные нормы, оборудование, уровень подготовки и т.д.).

Информация о работе Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере экономики