Закономерности возникновения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание

Чтобы в полной мере раскрыть данную тему следует сначала дать полное определение права. Эта задача очень сложна. «Юристы все еще ищут определение права», - около 200 лет назад писал Кант, обобщив более чем двухтысячелетнюю историю постижения юридического. Его слова справедливы и сегодня. В конце ХХ века по-прежнему нет определения, которое было бы общепризнанным.
По оценке Г.В. Мальцева, существует сотни, а может быть и тысячи понятий права, и среди них нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми, кто ценит и изучает право. Любое определение, выработанное на правовом материале одной эпохи и одной стороны, неизбежно утрачивает свое значение за ее пределами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Закономерности возникновения права……………………………….4
§1.1 Основные теории происхождения права…………………………………10
§1.2 Закономерности развития права…………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Закономерности возникновения права..doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Происходит дифференциация и интеграция правовых систем, каждая из которых интегрирует свою правовую действительность конкретного государства. Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем отдельных стран, имеющих сходные юридические признаки и историю развития. Таким образом выделяют следующие правовые семьи:

  1. Романо-германская правовая семья. Одной из наиболее явных особенностей  романо-германской правовой семьи является становление и развитие романо-германского права на основе права римского. Следующая особенность состоит в сильном тяготении права романо-германской семьи к концептуальности и доктринальности. Что касается системы источников права, то особую значимость имеет закон. Романо-германское право четко делится на частное и публичное, оно имеет ярко выраженный кодифицированный характер. В системе романо-германского права четко проведены различия между гражданским и коммерческим правом, наряду с гражданскими кодексами есть и торговые.
  2. Англосаксонская правовая семья,  или семья «общего права», базируется на так называемом «судейском праве». Англосаксонское право имеет ярко выраженный казуальный характер, из источников права доминирует правовой прецедент, кодификация почти отсутствует. Важной особенностью является то, что данная правовая семья практически не испытала на себе влияние римского права. Процессуальное право имеет гораздо большее значение, чем материальное. Судебный процесс носит обвинительный характер. По сравнению с другими правовыми семьями судебная власть в странах общего права очень независима от  других ветвей государственной власти.
  3. Семья религиозного права.  Превалирующими источниками мусульманского права являются Коран, Сунна, иджма, важную роль играет правовая доктрина. Большинству правовых норм присущи чрезвычайная архаичность и казуистичность. В мусульманском праве отсутствует деление права на публичное и частное. В некоторых странах мусульманского мира наблюдается сосуществование кодексов западного образца и правил шариата.

Характерной особенностью иудейского права является его достаточно долгий и противоречивый процесс становления и развития, сопровождающийся часто противоречащими друг другу толкованиями норм права. Иудейское право носит преимущественно императивный характер, в его системе гораздо больше запретов, ограничений, требований и обязанностей, чем прав и свобод. Иудейское право многофункционально, но  его прямое воздействие на израильское общество очень ограниченно. Для религиозно-правовой системы иудейское право очень органично сочетается со всей остальной израильской правовой системой. Иудейская правовая система имеет  особые, специфические источники права (Библия, Талмуд, религиозные традиции и обычаи, особая правовая доктрина).

4. Социалистическая правовая  семья. Система советского права  по внешнему виду сходна с романо-германским правом, однако есть и важные отличия. Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. Социалистическая правовая семья, отличалась господством публичного права над частным. Закон в странах соцлагеря заменялся партийно-административным решением, судебный прецедент не являлся источником права. Очень большое число законов и норм имело императивный характер.

Закономерности  функционирования права:

♦ Стимулирование социальной активности субъектов права;

♦ Суверенность правового регулирования. Право выше всех социальных регуляторов;

♦ Системное регулирование;

♦ Усиление регулятивных свойств права;

♦ Обеспечение баланса  интересов всех социальных групп, личности и общества;

♦ Правовое регулирование  поведения субъектов права осуществляется путем точного определения субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий.

Периодизация формирования права, этапы его становления  в разных юридических школах оригинальны. Соответственно, во взглядах на происхождение права представителей позитивизма, естественно-правовых и социологических теорий имеются существенные различия. Периодизация может строиться на связи права с экономикой. Учитываются также тип производства, мировое разделение труда, формирование и развитие государственно-правовых институтов. С учетом сказанного можно выделить три основных этапа в развитии права: в первобытном обществе; в присваивающей экономике; в производящей экономике.

Социальные нормы первобытного общества были направлены на обеспечение выживания гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории. В социальных нормах закреплялась также выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система. Социальные нормы регулировали брачно-семейные отношения. В первобытном обществе была велика роль табу – запретов, освещенных религиозным авторитетом.

Нормы первобытного общества использовали три основных способа регулирования: запреты, дозволения, позитивное обязывание.

Запреты существовали главным  образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями  недопустимости совершать те или  иные поступки. Формула табу: нельзя потому, что нельзя никогда.

Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами  и женщинами, взрослыми и детьми, убийство, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство и т. п. Сила табу основана на авторитете, мистическом  характере такого запрета.

Дозволения (разрешения) определяли поведение человека, фиксировали  модель правомерного поведения, например, указывали на виды животных и время  охоты на них, на виды растений и  сроки сбора их плодов, выкапывания  корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в социально  значимых процессах: приготовления  пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения (например, лодок).

Основой организации  первобытного общества была община: род, племя, их объединения.

Социальные нормы первобытного общества и, соответственно, присваивающей  экономики находили свое выражение  в мифологии, традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах.

Для присваивающих обществ  было характерно добровольное выполнение правил поведения. Однако имели место  и санкции, в том числе очень  ощутимые: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь и др.

Правила (нормы) поведения  в доклассовом догосударственном  обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории  моральных норм. Они имеют характер мононорм, т. е. единых, еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. В этих нормах были соединены в единое целое морально-нравственные и религиозно-нравственные предписания, элементы юридического регулирования. Человечество в условиях мононорм видится благополучным, так как любое предписание было одновременно правомерным, богоугодным и приличным. Соответственно, противоправное было сразу и греховным, и неприличным (аморальным). Такое единение всех видов социальных норм не свойственно современному позитивному праву. Образно можно представить процесс происхождения права как распадение мононорм на три самостоятельных регулятора, включая мораль и религию.

Сформулируем существенные признаки права, позволяющие констатировать его появление и функционирование в обществе. Именно благодаря им удается выделять правовые нормы  из иных социальных норм: социальность, нормативность, обязательность, формальная определенность, процедурность, неперсонифицированность, институционность, объективность. Рассмотрим признаки возникающего права.

Социальность характеризует  первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, существование эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность означает, что право выступает как система  норм (правил поведения), характеризуемых  определенной логической структурой («если  …, то …, иначе …»), установлением масштаба, меры поведения. Оно определяет границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного поведения.

Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах  присваивающей экономики, но на этапе становления права они приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Правовые предписания  являются общеобязательными. Они распространяют свое равное воздействие на разных лиц. Обязательность правовых норм обеспечивается возможностью государственного принуждения, т. е. они наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий при их нарушении.

Формальная определенность права связана с особыми требованиями к его внешней оболочке, форме  выражения. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в  специальной форме – законы, прецеденты и т. д. Формальность права определяется порядком создания законов, их изменения, отмены. Достигается она особой языковой формой.

Ярчайший исторический пример памятника форме права  – Законы XII таблиц, вырубленные  из камня. Если бы современный законодатель рубил свои акты из камня, он ограничил бы свои трудовые порывы. Проблема размещения громоздких каменных текстов на обширной территории также ограничила бы ту легкость, с которой сегодня принимаются нормативные акты.

Таким образом, форма  как внешняя оболочка, в которой  существует, передается и охраняется право, всегда имела и имеет по сегодняшний день исключительно большое значение.

Право как система  норм включает в себя четкие процедуры  их создания, реализации, защиты. Процедурные  правила, процессуальный порядок –  характерные признаки права, определяющие связь с государственным аппаратом, прежде всего со специальными органами: судом, полицией и т. п. В пору обычая говорить о процедуре создания едва ли возможно. Но развитое право приобретает форму закона, который создается в результате сложной и продолжительной процедуры.

Неперсонифицированность права означает, что его предписания  не имеют конкретного определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному  кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, то оно и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институционность находится  в неразрывной связи с правообразованием. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют уполномоченные лица и органы, с признанием государством тех или иных самоорганизационно возникших правил поведения (обычаев). Позже государство практически монополизирует правотворчество.

Объективность характеризуется  появлением права на этапе перехода общества к производящей экономике  как закономерного, естественного  результата развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется обществу какой-то внешней силой. Оно, как и государство, является одним из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, имея, таким образом, большую социальную ценность.

Названные признаки в совокупности определяют социальную ценность права. Она проявляется в том, что право позволяет более эффективно упорядочивать социальные отношения, нежели религиозные либо моральные нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

История права, хотя и  насчитывает многие тысячелетия, все же гораздо короче истории человечества. Многие тысячелетия (при так называемом первобытнообщинном строе) люди не знали ни права, ни государства. Человеческие отношения в те далекие времена были столь просты, что складывались сами по себе, в силу традиций и обычаев, и не требовали особой регламентации. По мере усложнения общественных отношений потребовалась их специальная регламентация, в связи с чем возникло право. Постепенно право начинает интенсивно развивать, возрастает количество правовых норм и принципов по мере усложнения отношений в обществе в процессе его поступательного прогрессивного движения. Происходит формирование отраслей права, образовываются правовые семьи. Постепенно право начинает обретать самостоятельную мощную силу. Обеспечивается верховенство права в системе всех нормативных социальных регуляторов, по отношению к государственной власти. Осуществляется правовое регулирование путем точного определения круга субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Бошно С.В. «Теория государства и права
  2. Дробязко С.Г. «Общая теория права»
  3. Зорченко Е.А. «Общая теория права»
  4. Лазарева В.В. «Общая теория права и государства»
  5. Мальцев Г.В. «Понятие права. Подходы и проблемы»
  6. Пиголкина А.С. «Общая теория права и государства»

Информация о работе Закономерности возникновения права