Закономерности возникновения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание

Чтобы в полной мере раскрыть данную тему следует сначала дать полное определение права. Эта задача очень сложна. «Юристы все еще ищут определение права», - около 200 лет назад писал Кант, обобщив более чем двухтысячелетнюю историю постижения юридического. Его слова справедливы и сегодня. В конце ХХ века по-прежнему нет определения, которое было бы общепризнанным.
По оценке Г.В. Мальцева, существует сотни, а может быть и тысячи понятий права, и среди них нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми, кто ценит и изучает право. Любое определение, выработанное на правовом материале одной эпохи и одной стороны, неизбежно утрачивает свое значение за ее пределами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Закономерности возникновения права……………………………….4
§1.1 Основные теории происхождения права…………………………………10
§1.2 Закономерности развития права…………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Закономерности возникновения права..doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Чувашский  государственный университет имени  И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «ЧГУ  им. И.Н.Ульянова»)

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Закономерности  возникновения права.

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы ЗЮ-1112

Глушков Андрей Анатольевич

 

Проверил : к.ю.н., доцент Перепелкин В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2

Глава 1. Закономерности возникновения права……………………………….4

§1.1 Основные теории происхождения права…………………………………10

§1.2 Закономерности развития права…………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Чтобы в полной мере раскрыть данную тему следует сначала дать полное определение права. Эта задача очень сложна. «Юристы все еще  ищут определение права», - около 200 лет назад писал Кант, обобщив более чем двухтысячелетнюю историю постижения юридического. Его слова справедливы и сегодня. В конце ХХ века по-прежнему нет определения, которое было бы общепризнанным.

По оценке Г.В. Мальцева, существует сотни, а может быть и  тысячи понятий права, и среди них нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми, кто ценит и изучает право. Любое определение, выработанное на правовом материале одной эпохи и одной стороны, неизбежно утрачивает свое значение за ее пределами. Однако если общемировое понимание и определение права практически не возможны, то в переделах отдельного государства и контролируемого им единого правового пространства поиска общего для всех понимания права имеют определенный упорядочивающий смысл.  Это необходимое условие, без которого система правового регулирования общественных отношений действовать не может. (Мальцев Г.В. «Понимание права. Подходы и проблемы» с.5-6)

В определении права  также находит отражение естественноисторический  характер его происхождения. По мнению Л.И. Спиридонова, разновидностью сформулированной таким образом дефиниции является следующее определение: право – система исторически возникших правил поведения, являющихся масштабом свободы равных субъектов, отношения между которыми социально значимы, являются частью общественного порядка и поэтому обеспечиваются государством при выполнении им общих дел населения. В свете марксистко-ленинской доктрины, для которой характерен классовый подход к анализу всех общественных явлений, «право – совокупность правил поведения , выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, применение которых обеспечивается принудительной силой государства». Приведенное определение выросло на основе реальностей сталинской диктатуры и сформулировано А.Я. Вышинским. В последнее время предпринимаются попытки определить право как юридическое выражение социальной справедливости. Так характеризует его, в частности, Р.З. Лившиц. С его точки зрения, «право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость».

Праву, как и иным реально существующим явлениям, присущи соответствующие закономерности. Познание закономерностей является главной задачей и целью любой науки. Закономерность используется во всех науках и означает объективно обусловленную устойчивою тенденцию, являющуюся результатом проявления многократно повторяющихся связей между сущностями. Закономерности права специфичны и в том отношении, что они непосредственно определяются объективными законами общества. Главная же особенность правовых закономерностей вытекает из специфики самого права, его сущности, его движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Закономерности возникновения права

Право – это система  общеобязательных, нормативных предписаний  или правил поведения, которые устанавливает  и реализует государство. Право  выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Закономерности права  – это объективно обусловленные  и объективно необходимые тенденции, выражающие сущность права в процессе его становления, развития и функционирования.

У разных народов и  в разные эпохи возникновение  права связано с индивидуальными  особенностями каждого народа, однако некоторые закономерности в значительной мере совпадают.

Древнейшие права были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой права был правовой обычай.

В первобытном обществе была велика роль табу – запретов, освещенных религиозным авторитетом. Таким  образом, наибольшее влияние на образование общего порядка отношений между людьми оказала религия. Поэтому первоначальное становление нового порядка племен происходили при создании новой религии, объединявшей родовые общины. Для стран с жарким климатом значительной стала религия Солнца, которая известна у всех древнейших народов Месопотамии, Передней Азии, Индии, долины Нила, а также у индейцев племен Месоамерики и Горного Перу. Принятие такой новой веры в Солнце как высшее божество содействовало усилению роли племенных обычаев. Религиозные обряды поклонения Солнцу были очень важны для ирригационных работ, т.к. поливное земледелие в жарких странах являлось основным видом сельскохозяйственных работ

У древних греков и  римлян, у славянских народов, кельтов и германцев, у которых не было развито поливное земледелие, поклонение солнцу не получило такого яркого развития. Тем нименее религиозные ритуалы поддерживались первыми языческими государствами этих народов и постепенно получали своеобразное обычно-правовое значение. Таким, например, стали ритуальные торжества в Древней Греции и Риме в честь Диониса и Вакха, ликургии в Афинах, использование клятв и других ритуальных действий.

В Древней Индии основным источником права были в общинном быту религиозные книги – веды (Ригведа), драхмасутры и драхмашастры (законы Ману), создаваемые брахманами и защищаемые государством.

Поддержка религией и  государством обычаев, сложившихся  в период становления древних  цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права  древних государств – правового  обычая и обычного права. В них сохраняются остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины, кастовые привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи, жестокие наказания, ритуальные действия для всех каст. Правовые обычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные основы.

Обычаи сохраняли свое значение и в становлении юридического права у народов античных государств – Древней Греции и Рима, а также у народов, переходивших к цивилизации феодального типа – германцев, кельтов, славян, на Востоке - арабов. В античных государствах прежние родовые обычаи сменились правовыми обычаями военной демократии в результате развития рабовладения, перехода к наследственному семейному владению землей, это и вызвало первое расслоение на богатых и бедных. В афинской и римской истории главное значение сравнительно быстро приобрели законы демократического государства (законы Солоны – в Греции, законы ХII таблиц – в Риме). В Спарте, напротив, пережитки родового строя длительное время сохранялись для обеспечения власти спартиатов. Эти пережитки выражались главным образом в сохранении быта и обычаев военной демократии.

Становление государственности  требовало все более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах  верховной власти.

В развитии германских и  славянских народов правовые обычаи, тесно связанные с военным бытом и сохранением язычества, долгое время главенствовали. Это нашло свое отражение в древнейших памятниках права – «варварских правдах» (Салическая Правда – у германцев, Русская и Польская Правда – у славян), возникших как записи правовых обычаев предков.

Первые законы закрепляли имущественное неравенство, привилегии богатых и знати, бесправное положение  рабов, повинности и ограничения  права низших слоев населения. Однако роль права нельзя свести только к  закреплению классового господства, хотя на первых степенях цивилизации разных народов такое закрепление, несомненно, существовало. Наряду с социально-классовыми различиями и подчинением зависимых людей санкционированные государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения страны порядка общественных отношений.

Выделяют также существенные признаки права, позволяющие констатировать его появление и функционирование в обществе. Именно благодаря им удается выделить правовые нормы из иных социальных норм: социальность, нормативность, обязательность, формальная определенность, процедурность, неперсонифицированность, институционность, объективность.

Социальность характеризует  первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, существование эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность означает, что право выступает как система  норм (правил поведения), характеризуемых  определенной логической структурой («если  …, то …, иначе …»), установлением  масштаба, меры поведения. Оно определяет границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного поведения.

Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах  присваивающей экономики, но на этапе  становления права они приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Правовые предписания  являются общеобязательными. Они распространяют свое равное воздействие на разных лиц. Обязательность правовых норм обеспечивается возможностью государственного принуждения, т. е. они наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий при их нарушении.

Формальная определенность права связана с особыми требованиями к его внешней оболочке, форме выражения. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы, прецеденты и т. д. Формальность права определяется порядком создания законов, их изменения, отмены. Достигается она особой языковой формой.

Ярчайший исторический пример памятника форме права  – Законы XII таблиц, вырубленные  из камня. Если бы современный законодатель рубил свои акты из камня, он ограничил  бы свои трудовые порывы. Проблема размещения громоздких каменных текстов на обширной территории также ограничила бы ту легкость, с которой сегодня принимаются нормативные акты.

Таким образом, форма  как внешняя оболочка, в которой  существует, передается и охраняется право, всегда имела и имеет по сегодняшний день исключительно большое значение.

Право как система  норм включает в себя четкие процедуры  их создания, реализации, защиты. Процедурные  правила, процессуальный порядок –  характерные признаки права, определяющие связь с государственным аппаратом, прежде всего со специальными органами: судом, полицией и т. п. В пору обычая говорить о процедуре создания едва ли возможно. Но развитое право приобретает форму закона, который создается в результате сложной и продолжительной процедуры.

Неперсонифицированность права означает, что его предписания  не имеют конкретного определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному  кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, то оно и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институционность находится  в неразрывной связи с правообразованием. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют уполномоченные лица и органы, с признанием государством тех или иных самоорганизационно возникших правил поведения (обычаев). Позже государство практически монополизирует правотворчество.

Объективность характеризуется  появлением права на этапе перехода общества к производящей экономике  как закономерного, естественного  результата развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется обществу какой-то внешней силой. Оно, как и государство, является одним из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, имея, таким образом, большую социальную ценность.

Названные признаки в  совокупности определяют социальную ценность права. Она проявляется в том, что право позволяет более эффективно упорядочивать социальные отношения, нежели религиозные либо моральные нормы.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.1 Основные теории происхождения права

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Информация о работе Закономерности возникновения права