Закономерности возникновения, развития и функционирования права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:47, реферат

Описание

Что бы в полной мере раскрыть содержимое данной темы следует сначала дать общее определение права. Эта задача исключительно сложна. «Юристы всё ещё ищут определение права», - около 200 лет назад писал Кант, обобщив более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы юридического. Его слова справедливы и сегодня. В конце XX в. по-прежнему нет дефиниции, которая была бы общепризнанной. Во всяком случае, любая попытка может претендовать лишь на обобщение всего того, что уже известно о праве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Закономерности возникновения права………………………………………5
1.1 Теории происхождения права…………………………………………..8
2. Закономерности развития права…………………………………………….10
2.1 Правовой прогресс……………………………………………………..11
3. Закономерности функционирования права………………………………....12
3.1Функции права…………..……………………………………………...13
4. Заключение…………………………………………………………………....14
5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Закономерности возникновения.docx

— 45.95 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Закономерности возникновения права………………………………………5
    1. Теории происхождения права…………………………………………..8
  2. Закономерности развития права…………………………………………….10

2.1 Правовой прогресс……………………………………………………..11

3. Закономерности функционирования  права………………………………....12

3.1Функции права…………..……………………………………………...13

4. Заключение…………………………………………………………………....14

5. Список используемой  литературы…………………………………….…….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закономерности  возникновения, развития и функционирования права.

Введение

Что бы в полной мере раскрыть содержимое данной темы следует сначала дать общее определение права. Эта задача исключительно сложна.  «Юристы всё ещё ищут определение права», - около 200 лет назад писал Кант, обобщив более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы юридического. Его слова справедливы и сегодня. В конце XX в. по-прежнему  нет дефиниции, которая была бы общепризнанной. Во всяком случае, любая попытка может претендовать лишь на обобщение всего того, что уже известно о праве.

По оценке Г.В. Мальцева, существует сотни, а может быть, и тысячи дефиниций  права, и среди них нет ни одной  общепризнанной, разделяемой всеми, кто ценит и изучает право. Любое определение, выработанное на правовом материале одной эпохи  и одной страны, неизбежно утрачивает свое значение за их пределами. Однако если общемировое понимание и определение права практически не возможны, то в пределах отдельного государства и контролируемого им единого правового пространства поиски общего для всех понимания права имеют определённый упорядочивающий смысл. Это необходимое условие, без которого система правового регулирования общественных отношений действовать не может.       (Мальцев Г.В. «Понимание права. Подходы и проблемы» С.5-6)

В определении права так же находит отражение естественно-исторический характер его происхождения. По мнению Л.И. Спиридонова, разновидностью сформулированной таким образом дефиниции является следующее определение: право – система исторически возникших правил поведения, являющихся масштабом свободы равных субъектов, отношения между которыми социально значимы, являются частью общественного порядка и потому обеспечиваются государством при выполнении им общих дел населения. В свете марксистско-ленинской доктрины, для которой характерен классовый подход к анализу всех общественных явлений,  «право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, применение которых обеспечивается принудительной силой государства». Приведенное определение выросло на основе реальностей сталинской диктатуры и сформулировано А.Я. Вышинским. В последнее время предпринимаются попытки определить право как юридическое выражение социальной справедливости. Так характеризует его, в частности, Р.З.Лившиц. С его точки зрения, «право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость».

Праву,  как и иным реально  существующим явления, присущи соответствующие  закономерности. Познание закономерностей является главной задачей и целью любой науки. Закономерность используется во всех науках и означает объективно обусловленную устойчивую тенденцию, являющуюся результатом проявления многократно повторяющихся связей между сущностями.

Закономерности права  специфичны и в том отношении, что они непосредственно определяются объективными законами общества. Главная  же особенность правовых закономерностей  вытекает из специфики самого права, его сущности, его движения.

Закономерности  права – это объективно обусловленные и объективно необходимые тенденции, выражающие сущность права в процессе его становления, развития и функционирования. (Дробязко С.Г. «Общая теория права»)  

1.Закономерности возникновения, развития и функционирования права могут рассматриваться на различных уровнях в условиях определенной общественно-экономической формации или соответствующего этапа цивилизации.

Конечно, у разных народов  и в разные эпохи возникновения  права связано с индивидуальными  особенностями каждого народа, однако некоторые закономерности в значительной мере совпадают.

    Древнейшие права были тесно связанны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой права был правовой обычай.

В первобытном обществе была велика роль табу – запретов, освещенных религиозным авторитетом. Таким образом, наибольшее влияние на образование общего порядка отношений между людьми оказала религия. Поэтому первоначальное становление нового порядка племен происходило при создании новой религии, объединявшей родовые общины. Для стран с жарким климатом  значимой стала религия Солнца, которая известна у всех древнейших народов Месопотамии, Передней Азии, Индии, долины Нила, а также у индейцев племен Месоамерики и Горного перу. Принятие такой новой веры в Солнце как высшее божество содействовало усилению роли племенных обычаев. Религиозные обряды поклонения Солнцу были очень важны для ирригационных работ, т.к. поливное земледелие в жарких странах являлось основным видом сельскохозяйственных работ.

У древних греков и римлян, у славянских народов, кельтов и  германцев, у которых не было развито  поливное земледелие  поклонение солнцу не получило такого яркого развития. Тем неменее религиозные ритуалы поддерживались первыми языческими государствами этих народов и постепенно получали своеобразное обычно-правовое значение. Такими, например,  стали ритуальные торжества в Древней Греции и Риме в честь Диониса и Вакха, ликургии в Афинах, использование клятв и других ритуальных действий.

В Древней Индии основным источником права были в общинном быту религиозные книги – веды (Ригведа), драхмасутры и драхмашастры (законы Ману), создаваемые брахманами и защищаемые государством.

Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления  древних цивилизаций, привела к  созданию одного из важнейших источников права древних государств – правового обычая и обычного права. В них сохраняются остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины, кастовые привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи, жестокие наказания, ритуальные действия для всех каст. Правовые обычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные основы.

Обычаи сохраняли свое значение и в становлении юридического права у народов античных государств – Древней Греции и Рима, а также у народов, переходивших к цивилизации феодального типа – германцев, кельтов, славян, на Востоке – арабов. В античных государствах прежние родовые обычаи сменились правовыми обычаями военной демократии в результате развития рабовладения, перехода к наследственному семейному владению землей, это и вызвало первое расслоение на богатых и бедных. В афинской и римской истории главное значении сравнительно быстро приобрели законы демократического государства (законы Солоны – в Греции, законы XII таблиц – в Риме). В Спарте, напротив, пережитки родового строя длительное время сохранялись для обеспечения власти спартиатов. Эти пережитки выражались главным образом в сохранении быта и обычаев военной демократии.

 Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С появление письменности эти нормы получают такое закрепление в первых законах верховной власти.

 

В развитии германских и  славянских народов правовые обычаи, тесно связанные с военным  бытом и сохранением язычества, долгое время главенствовали. Это нашло свое отражение в древнейших памятниках права – «варварских правдах» (Салическая Правда – у германцев, Русская и Польская Правда – у славян), возникших как записи правовых обычаев предков.

Первые законы закрепляли имущественное неравенство, привилегии богатых и знати, бесправное положение рабов, повинности и ограничения права низших слоев населения. Однако роль права нельзя свести только к закреплению классового господства, хотя на первых степенях цивилизации разных народов такое закрепление, несомненно, существовало. Наряду с социально-классовыми различиями и подчинением зависимых людей санкционированные государствам права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения страны порядка общественных отношений. (А.С. Пиголкина «Общая теория государства и права» )

Выделяют также существенные признаки права, позволяющие констатировать его появление и функционирование в обществе. Именно благодаря им удается выделить правовые нормы  из иных социальных норм:

  • Социальность
  • Нормативность
  • Обязательность
  • Формальная определенность
  • Процедурность
  • Институционность
  • Объективность

(С.В.Бошно «Теория государства и права»)

 

 

 Проследив этапы возникновения права, следует так же рассмотреть основные теории происхождения права:

1.Примирительная  теория (Г. Берман и Э. Аннерс) наиболее популярна на Западе.

Суть данной теории в том: право зародилось не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Для сохранения людей в роде, а также для сохранения рода необходимо было договариваться с другими родами о примирении. Так возникло примирительное право

Недостатки теории состоят  в узком понимании права, т.к. право  возникло не только для примирения, но и для регулирования других сторон общественной жизни. Право является формой не только примирения, но и предупреждения конфликтов. 

2.Регулятивная  теория распространена в азиатских странах, в России. Суть данной теории: право возникло для установления и поддержания единого порядка на территории всей страны. Постепенно все сферы жизни человека начинают регулироваться правом.

Ценность этой теории состоит  в том, что она согласуется  с ходом исторического развития: правовой потенциал накапливался постепенно и постепенно увеличивался. Общественные отношения регулировались за счет установления санкций за правонарушение.

Недостатком этой теории считают  ее максимализм. Право может только то, что может. Право не единственное средство регулирования общественных отношений.  В древности обычаи несли основную регулятивную функцию. Право в большей степени выполняло  функцию охраны общества от посягательства. ( Е.А. Зорченко «Общая теория права» С.15-16)

3. Естественно-правовая теория. Основателем этой теории является Гуго Гроций. Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто не дарует. Они являются условиями существования человека, его жизнедеятельности. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Сторонники этой идеи утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву, это права, воплощающие в себя разум и вечную справедливость.

4.Теологическая теория. Основатель – Фома Активинский. В основу теологического учения положен тезис о существовании высшего божественного закона, который составляет основу действующего права. В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные источники, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом. Вот как об этом говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его»

5.Историческая школа права сложилась в первой половине XIX века в Германии. Один из ее основателей – Ф.К. Савиньи. В работах Савиньи и его сторонников основное внимание уделялось обычному праву. Согласно взглядам сторонников исторической школы право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Право – продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право – объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости понятия «народный дух».

6. Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе. Основателями данной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно марксистской концепции связь права с государством, экономическим строем, классовыми структурами, принуждением и насилием являются неразрывной. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права. В марксистской теории утверждается, что правовые нормы обладают классовым характером. Право выступает формой закрепления социального неравенства и частной собственности. С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство.

Положительным моментом марксистской теории происхождения права является использование принципа диалектики, оценка права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, выявление связи права с классовыми структурами и классовыми интересами все это дало сильный толчок развитию теоретико-правовой мысли. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер. Так, в рамках марксистского учения имеет место следующее определение права: право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Недостатком данной теории является восприятие права как надстройки над экономическим базисом. (С.В.Бошно «Теория государства и права»)

Информация о работе Закономерности возникновения, развития и функционирования права