Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучение судебной реформы в Российской Федерации.
Задачи работы:
рассмотреть сущность и основные принципы судебной реформы
провести анализ состояния реализации судебной реформы;
выявить направления развития, эффективность и кадровой обеспечение судебной реформы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы 5
1.1 Основная сущность «судебной реформы» 5
1.2 Содержание судебной реформы в РФ 7
1.3 Этапы современной судебной реформы 14
Глава 2. Реализация судебной реформы на современном этапе 20
2.1 Основные проблемы реализации судебной реформы 20
2.2 Причины неуспеха предыдущих этапов судебной реформы 25
2.3 Кадровое обеспечение 26
2.4 Направления развития судебной системы в РФ 28
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

ОГМУкурсовая работа Матвеевой.docx

— 62.71 Кб (Скачать документ)

В соответствии с постановлениями  Совета судей Российской Федерации  от 11 апреля 2002г. № 75 «Об информатизации судов», от 26 декабря 2002г. № 90 «О выполнении мероприятий Федеральной целевой  программы «Развитие судебной системы  России» на 2002 – 2006 годы» по информатизации судов общей юрисдикции системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации произошло создание ГАС «Правосудие», комплекс которой составляет 48,5 тысяч рабочих мест.    

Важнейшими  показателями эффективности реализации судебной реформы является динамика рассмотрения дел судами, которая свидетельствует о позитивных тенденциях в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов.     

Число дел, рассмотренных верховными судами республик по 1 инстанции с нарушением процессуальных сроков, в 2009 году снизилось на 26% и составило 500 дел или 4,1% от общего числа дел, оконченных производством. В 2008 году их количество составляло 685 дел или 6,1%. Районными судами с нарушением процессуальных сроков рассмотрено 261,3 тыс. гражданских дел или 12,7% от общего числа оконченных производством дел, что на 3,3% меньше, чем в 2008 году – 343,5 тысяч или 16%.    

Наблюдается общее сокращение сроков рассмотрения дел:

    • от 3 месяцев до одного года  включительно рассмотрено 157,6 тысяч дел или 8% от общего числа дел, оконченных производством (в 2008 году - 176,2 тысячи или 8,1%);
    • свыше 1 года - 40,5 тысяч дел или  2% от общего числа дел, оконченных производством (в 2008 году – 56 тысяч или 2,6%).

 

    Доверие к арбитражным судам и их авторитет в обществе постоянно возрастает. Это наглядно подтверждается данными судебной статистики.     

Качество  правосудия определяется, в первую очередь, количеством измененных и  отмененных судебных актов. Следует  отметить, что на протяжении четырех лет эти показатели достаточно стабильны. Во всех трех инстанциях арбитражных судов, проверяющих законность и обоснованность судебных актов, в 2007 году было отменено 4,9% решений, вынесенных судами первой инстанции, 2008 году - 4,5%, в 2009 году – 3,8%, в 1 полугодии 20010 года - 4,0%. При этом доля отмененных судебных актов в апелляционной инстанции составляла в среднем 2,3%, в кассационной инстанции – около 2,0%, в надзорной – менее 1%.    

Итак, судебная реформа в Российской Федерации  свершилась. Однако нужно учитывать, что реформирование – не единовременный процесс. На воплощение идей и принципов, новых инструментов уйдет еще  долгое время. Затем наступит этап необходимости  совершенствования действующих норм.    

В.В. Демидов отвечая на вопрос о том, завершена ли судебная реформа (согласно ФЦП) констатировал: «Федеральная целевая  программа сняла остроту многих проблем, связанных, прежде всего, с  совершенствованием организационно-правовой и материально-технической базы российского правосудия. И эту работу предстоит продолжать в будущем. Вместе с тем в ходе реализации целевой программы возникли новые задачи, нуждающиеся в неотложном решении» 5.В. Максимов констатирует, что говорить о завершении реформы сегодня вряд ли возможно, становление подсистем единой судебной системы России продолжается, требуют дальнейшего разрешения и вопросы разграничения компетенции судов. Настоятельной необходимостью является создание административных судов, развитие и совершенствование ювенальной юстиции. 6

1.3 Этапы современной судебной  реформы

Рассмотрим историю и  этапы современной правовой реформы.

Началом судебной реформы  принято считать появление первого  Закона союзного значения "О статусе  судей", где впервые предприняты  меры, направленные на обеспечение  независимости судей. Именно этим законом  был увеличен срок судейских полномочий до 10 лет, а прежде все судьи избирались сроком на 5 лет.

Первый Всероссийский  съезд состоялся в октябре 1991 года и стал выразителем воли всех судей страны. Тогда было принято  решение о создании представительного  органа судейского сообщества - Совета судей, который призван содействовать  проведению судебной реформы, защищать интересы судей и представлять их в других органах государственной  власти.

В октябре 1991 года была принята  Концепция судебной реформы7, которая закрепила следующие задачи:

1) защита и неуклонное  соблюдение основных прав и  свобод человека, конституционных  прав граждан в судопроизводстве;

2) закрепление в нормах  уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных  актах демократических принципов  организации и деятельности правоохранительных  органов, положений, отвечающих  рекомендациям юридической науки;

3) обеспечение достоверности  и повышение доступности информации  о деятельности правоохранительных  органов, судебно-правовой статистики;

4) создание федеральной  судебной системы;

5) признание права каждого  лица на разбирательство его  дела судом присяжных в случаях,  установленных законом;

6) расширение возможностей  обжалования в суд неправомерных  действий должностных лиц, установление  судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

7) организация судопроизводства  на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции  невиновности подсудимого;

8) дифференциация форм  судопроизводства.

В качестве реализации этих задач были обозначены следующие  важнейшие направления:

- создание федеральной  судебной системы;

- признание права каждого  лица на разбирательство его  дела судом присяжных в случаях,  установленных законом;

- расширение возможностей  обжалования в суд неправомерных  действий должностных лиц, установление  судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

- организацию судопроизводства  на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции  невиновности подсудимого;

- дифференциацию форм  судопроизводства;

- совершенствование системы  гарантий независимости судей  и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Как отмечают эксперты, авторы Концепции судебной реформы выдвинули  весьма радикальные положения ее осуществления. В частности, основополагающей идеей являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т.п. Дальнейшее развитие в государстве, связанное, в основном, с экономическими проблемами повлекло осуществление судебных реформ по более умеренному варианту, так как для реализации Концепции в полном объеме требовало многократного увеличения финансирования судебной системы (дополнительные штаты судей и аппарата судов, строительства сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение прилежным заседателям и многое другое), но бюджет страны пока не мог его обеспечить8.

Затем 26 июня 1992 года был принят Закон "О статусе судей в  Российской Федерации" - основополагающий документ в практической реализации судебной реформы. Этим законом впервые  был создан новый орган судейского сообщества - квалификационная коллегия судей, на которую были возложены  важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и продвижением судей по службе, их ответственностью и охраной судейской  независимости. Наличие независимого от правительства и администрации  органа служит непременным условием нормального функционирования судебной власти.

Закон "О статусе судей  в Российской Федерации" гласит: "Судьи независимы и подчиняются  только Конституции России и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны".

Важным обстоятельством  явилось создание службы материального  обеспечения судов - Департамента судебного  управления. Сначала он был в системе  Минюста, а потом стал самостоятельным  ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу.

Не расписывая подробно все  вехи современной судебной реформы, выделим основные ее этапы. При этом оговоримся, что более подробно содержание этапов (законодательные акты и события) будут нами рассмотрены по ходу исследования.

Итак, наш взгляд можно  выделить следующие этапы современной  судебной реформы:

Первый этап 1991 – 1996 гг. Принимается Концепция, ряд законов о судебной реформе.

Впервые, в 1993 году в Основном законе страны (Конституции Российской Федерации) появилось понятие: «Судебная  власть».

На этом этапе принимается  ряд конституционных законов:

- Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О  Конституционном Суде Российской  Федерации"9 (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)

- Федеральный конституционный  закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об  арбитражных судах в Российской  Федерации"10 (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.)

Второй этап 1996 – 2002 гг. Начало нового этапа положено принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Вслед за указанным конституционным законом принимаются многие законодательные акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д.

В ноябре 2000 года прошел V Всероссийский  съезд судей. В Постановлении 5-го Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года констатировано, что период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов

Выступая на V Всероссийском  съезде судей в ноябре 2000 г., Президент  страны В. Путин отметил: "Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована".

Судебная реформа продолжалась разрабатывались и принимались новые законодательные акты.

Третий этап 2002-2006 гг. Начало новому этапу было положено принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805).

В декабре 2004 г. проходит VI Всероссийский  съезд судей, результатом которого, в том числе, явилось Постановление "О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его  совершенствования". VI съезд констатировал  главный итог: создана обновленная  модель российского правосудия, отвечающая потребностям судебной практики и новым  демократическим стандартам. Однако говорить о том, что судебная реформа  окончена – еще рано.

В ходе реализации были сделаны  серьезные шаги, которым будут  посвящена отдельная глава нашего исследования.

Четвертый этап 2007-2011 гг. Можно предположить, что это будет завершающий этап реформы, в результате которого должны быть реализованы все задачи Концепции судебной реформы в России, а также новой Программы судебной реформы «Развитие судебной системы России», которая принята 4 августа 2006г.

Новая программа закрепляет следующие цели и задачи. Целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование  судебной защиты прав и законных интересов  граждан и организаций.

Основными задачами Программы  являются:

- обеспечение открытости  и прозрачности правосудия;

- повышение доверия к  правосудию, в том числе за  счет повышения эффективности  и качества рассмотрения дел;

- создание необходимых  условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

- обеспечение независимости  судей;

- повышение уровня исполнения  судебных актов.

В Программе подводятся итоги  ранее действовавшей программы, а также предлагаются направления  совершенствования и развития судебной системы, которые будут рассмотрены  нами ниже. 

Глава 2. Реализация судебной реформы на современном  этапе

2.1 Основные проблемы реализации судебной реформы

 

 

    Анализ  всего многообразия программных  источников (ФЦП, докладов, постановления  и т.д.), а также массива проектов законодательных актов (1992-20010 позволяет нам сформулировать основные неразрешенные проблемы современной судебной реформы.     

В юридической литературе, докладах полномочных  органов – эксперты сходятся во мнении об особой значимости одного из концептуальных вопросов судебной реформы – образовании в России административных судов и административного судопроизводства.11     

Это одно из проблемных направлений. Проблема заключается, прежде всего, в том, что  на протяжении вот уже десяти лет идет речь о необходимости таких судов и их правовых основ, однако работа по созданию в России административных судов несколько задержалась. Государственная Дума приняла закон об административных судах в Российской Федерации в первом чтении в 2000 году, но более этот законопроект не вносился на рассмотрение во второе чтение 12.     

Предполагается, что федеральные окружные административные суды будут рассматривать в качестве суда первой инстанции дела о проверке законности решений руководителей  субъектов Российской Федерации и их представительных органов, а также споры между субъектами Российской Федерации. Они также будут выступать в качестве суда второй инстанции в отношении дел, рассмотренных в административных коллегиях судов областного уровня. 

Следующим проблемным вопросов – является создание специализированных ювенальных судов.    

Как отмечают эксперты, в связи с увеличением  количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, уголовные дела в  отношении несовершеннолетних, а  они составляют примерно 12% от общего количества дел, не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения в следственных изоляторах .    

Информация о работе Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение