Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучение судебной реформы в Российской Федерации.
Задачи работы:
рассмотреть сущность и основные принципы судебной реформы
провести анализ состояния реализации судебной реформы;
выявить направления развития, эффективность и кадровой обеспечение судебной реформы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы 5
1.1 Основная сущность «судебной реформы» 5
1.2 Содержание судебной реформы в РФ 7
1.3 Этапы современной судебной реформы 14
Глава 2. Реализация судебной реформы на современном этапе 20
2.1 Основные проблемы реализации судебной реформы 20
2.2 Причины неуспеха предыдущих этапов судебной реформы 25
2.3 Кадровое обеспечение 26
2.4 Направления развития судебной системы в РФ 28
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

ОГМУкурсовая работа Матвеевой.docx

— 62.71 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«СИБИРСКИЙ  ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ  РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине

«Основы государственного и муниципального управления » 
на тему: «: Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса, факультета ГМУ, гр.11-113

Матвеева О.А.

Проверила: Морозова Т.Ю.


 

 

 

Новосибирск 2012 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы 5

1.1 Основная сущность «судебной реформы» 5

1.2 Содержание судебной  реформы в РФ 7

1.3 Этапы современной судебной  реформы 14

Глава 2. Реализация судебной реформы на современном этапе 20

2.1 Основные проблемы реализации судебной реформы 20

2.2 Причины неуспеха  предыдущих этапов  судебной реформы 25

2.3 Кадровое обеспечение 26

2.4 Направления развития судебной системы в РФ 28

Заключение 32

Список используемой литературы 35

 

 

Введение

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА — качественные коренные преобразования всей судебной системы, направленные на утверждение принципов правосудия. Осуществление Судебной реформы причинно обусловлено: задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия — превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти, создания условий для осуществления судами независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и вытекающих из международных договоров РФ.

Актуальность  изучения темы «Судебная реформа: направление, эффективность, кадровое обеспечение» основывается на том, что коренное изменение правового устройства российского государства в конце прошлого столетия вызвало создание новой модели государственной власти, основанной на принципе разделения власти с утверждением самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной её ветвей. Эта важнейшая правовая новелла предопределила развитие российского суда как независимой и самостоятельной составляющей государственного механизма. Процессы становления суда в этом качестве, сопровождавшиеся глубокими и серьезными мерами реформирования его статуса, структуры, функций, полномочий привели к середине первого десятилетия двадцать первого века к такому её состоянию, когда становится возможным утверждать, что судебная власть прочно заняла свое место в российской правовой системе как неотъемлемая часть единого целостного механизма государственной власти.     

Однако  полтора десятилетия – достаточно короткий срок для полномасштабного становления властного института  в государственно-правовой системе. Поэтому сегодняшние проблемы совершенствования судебной власти требуют особого внимания, приложения усилий государства и общества, нуждаются в детальном и глубоком научном исследовании, прогнозировании путей развития на ближайшие годы и формулировании стратегии на более длительные перспективы.

Объект  исследования: судебная реформа.

Предмет: направления, эффективность и кадровое обеспечение судебной реформы.

Цель моей работы: изучение судебной реформы в Российской Федерации.    

Задачи  работы:

  • рассмотреть сущность и основные принципы судебной реформы
  • провести анализ состояния реализации судебной реформы;
  • выявить направления развития, эффективность и кадровой обеспечение судебной реформы.

 

    В качестве методов исследования используются теоретический анализ литературы, анализ правовых документов.

 

Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы

1.1 Основная сущность «судебной реформы»

 

Прежде всего, обратимся  к понятию судебной реформы: что  такое судебная реформа?

Любая реформа предполагает кардинальное преобразование, смену  ранее существующих принципов построения какой-либо системы. Реформа – «преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры»; «новизна, преобразованье в порядках, устройстве и пр.».1

Реформа – предполагает не просто формальное изменение, а кардинальное изменение прежних устоев, их сути.

Действующее законодательство не содержит понятия судебной реформы, такое понятие можно вывести  из конституционных норм, программных  источников.

Безусловно, понятие «судебной  реформы» намного уже категории  «правовая реформа». Последняя включает в себя как судебную реформу, так и комплекс преобразований в области системы и содержания законодательства, юридического образования, подготовки юрисконсультов предприятий, а также в сфере корпоративного самосознания юридического сообщества и правосознания населения и т.д. Иначе говоря элементами правовой реформы являются вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, в том числе:

Судебная же реформа –  изменения направленные на становление  в России самостоятельной судебной власти.

 

В литературе даются и более широкие  определения судебной реформы как  «реформы суда, прокуратуры, адвокатуры, следствия, системы подготовки и  переподготовки судей, следователей, прокуроров и адвокатов» 2.На наш взгляд «широкое» определение выходит за рамки судебной реформы. Представляет, что не утратило актуальности определение судебной реформы, как «преобразование судоустройства и судопроизводства на новых началах…» 3     

Таким образом, необходимо разграничивать понятия «правовой реформы» и  «судебной реформы», где под последней  понимается – реформа судебной системы, порядка осуществления судопроизводства, нормативных основ судебного  процесса, гарантий участникам данной системы.    

Говоря  о разграничении понятий, необходимо заметить, что судебная реформа и правовая реформа – тесно связаны. Судебная реформа выступает как «локомотив» правовой, административной и иных реформ в Российской Федерации. В тоже время судебная реформа не может быть успешной без проведения широкомасштабной правовой реформы.

 

1.2 Содержание судебной  реформы в РФ

 

Содержание судебной реформы  выясним, рассмотрев его через призму целей и задач судебной реформы, принципов судебной реформы, нормативного обеспечения судебной реформы.    

Цель  и задачи судебной реформы, как уже  отмечалось, были сформулированы еще  в Концепции судебной реформы 1991 года.     

Судебная  реформа с самого начала имела  строго определенную цель - становление  в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.    

Для перехода от административно-правового  регулирования к системе регулирования, основанной на праве, требовалось решить три крупных задачи 4:     

1.Привести компетенцию судов в  соответствие с требованиями  правового государства. Необходимо  было покончить с положением, когда целые области общественных  отношений находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с представителями исполнительной власти, когда трудовые споры многих категорий работников решались в порядке подчиненности, а не в судах, и т.д.    

2.Обеспечить независимость судьи  от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных  политических группировок и социальных  групп для того, чтобы суд мог  успешно выполнять свои новые  функции.    

3. Обеспечить самостоятельность суда  и от исполнительной, и от законодательной властей для того, чтобы независимость судьи стала реальностью.

В качестве основных задач Федеральной  целевой программе «Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы», наряду с подготовкой и обеспечением принятия нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы, были выделены:     

-усиление авторитета судебной  власти, укрепление независимости  и самостоятельности судов и  судей, нормативно-правовое обеспечение  судебной системы;

    • кадровое обеспечение судебной системы;
    • развитие материально-технического  обеспечения судебной системы;
    • -информационное обеспечение судебной  системы;
    • укрепление научного потенциала  судебной власти, создание системы  профессиональной подготовки и  переподготовки судей и работников аппаратов судов.

 

    Основой осуществления судебной реформы  явилось создание нормативно-правовой базы как важнейшего условия становления  российского правосудия. Сегодня  в Российской Федерации подготовлены и приняты федеральные законы в целях обеспечения реализации программного положения о необходимости создания правовой базы в сфере отправления правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, направленные на совершенствование статуса судей, на существенное повышение роли органов судейского сообщества в кадровом и организационном обеспечении деятельности судов, направленных на совершенствование порядка судопроизводства.     

За  период с 1991 по 2007 год были приняты  сотни законодательных актов, и, самый главный – Основной закон Российской Федерации.    

В стране был создан Конституционный  Суд Российской Федерации, осуществляющий конституционное судопроизводство. Для осуществления правосудия в  сфере экономики создана система  арбитражных судов, а подсистема судов общей юрисдикции пополнилась достаточно большим отрядом мировых судей.     

Претерпел серьезные изменения и порядок  судопроизводства, в деятельности по осуществлению правосудия заметно  усилились демократические начала, получившие закрепление и в Конституции Российской Федерации 1993 года – презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту, состязательность процесса и равноправие сторон.

Пожалуй, центральным законодательным актом  современной судебной реформы (конечно, после Конституции РФ) – является Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Данный закон является базовым Законом в системе правового регулирования деятельности судебных органов России. По своей юридической силе он уступает только Конституции РФ и международным актам Российской Федерации. Все иные федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, определяющие устройство судов, их полномочия, порядок образования и деятельности, не могут ему противоречить.     

Закон «О судебной системе» во исполнение Конституции  провозгласил единство судебной системы  в Российской Федерации и гарантии его сохранения.    

Единство  судебной системы Российской Федерации  обеспечивается путем (ст.3 Закона):

    • установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией  Российской Федерации и настоящим  Федеральным конституционным законом;
    • соблюдения всеми федеральными  судами и мировыми судьями  установленных федеральными законами  правил судопроизводства;
    • применения всеми судами Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, общепризнанных принципов  и норм международного права  и международных договоров Российской  Федерации, а также конституций  (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
    • признания обязательности исполнения  на всей территории Российской  Федерации судебных постановлений,  вступивших в законную силу;
    • законодательного закрепления единства  статуса судей;
    • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

 

    Закон закрепил, что правосудие может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с настоящим Законом и Конституцией РФ. Тем самым пресекаются претензии  придать статус правосудного органа различным внесудебным органам. Закон провел четкое разделение судов на федеральные и суды субъектов Федерации, к числу последних отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. Закон предусмотрел возможность учреждения специализированных судов в системе судов общей юрисдикции, что открывает возможность дальнейшего развития системы федеральных судов в интересах повышения качества правосудия, возможность создания административных судов.    

Закон «О судебной системе» позволил начать работу над кодексами, регулирующими уголовный и гражданский  процессы, поскольку структура этих законов во многом обусловлена судоустройством  государства. Было начато наполнение содержанием  судебной системы страны.    

Во  исполнение положений Конституции Закона «О судебной системе», программных источников, в последующие годы был принят ряд законодательных актов, регулирующих деятельность судебной системы РФ.    

В последние годы большое  внимание уделялось организационной и  материально-составляющей проводимой судебной реформы.     

Информация о работе Судебная реформа: направления, эффективность, кадровое обеспечение