Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание

Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы вступившие в силу приговоры приводились в исполнение, а не оставались лишь провозглашенными, и само исполнение производилось в полном соответствии с требованиями уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности прокурорского надзора в стадии исполнения приговора.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….….3
Глава 1. Сущность прокурорского надзора за исполнением приговора……5
1.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за
исполнением приговоров………………………………………...5
1.2.Полномочия прокурора при осуществлении надзора за
соблюдением законности в стадии исполнения приговоров…15
Глава 2. Отдельные аспекты прокурорского надзора в стадии
исполнения приговора……………………………………………17
2.1.Организация работы по надзору за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих
наказание, и назначаемые судом меры принудительного
характера, администрациями мест содержания задержанных
и заключенных под стражу……………………………………….17
2.2.Особенности надзора за законностью исполнения наказаний
в виде лишения свободы……………………………………….21
2.3.Особенности надзора за законностью исполнения наказаний,
не связанных с изоляцией осужденного от …………...24
2.4.Особенности надзора за исполнением законов
администрациями мест содержания задержанных и
заключенных под стражу……………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………………….....38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ПО Прокурорскому надзору..doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определен в ст. 6 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; правовое положение осужденных предусмотрено в гл. 2 УИК РФ (ст. 10—15); права лиц, помещенных в психиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, записаны в ст. 37 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюдение обязанностей задержанными, заключенными под стражу, осужденными и лицами, подвергнутыми мерам принудительного характера.

Основные обязанности лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, предусмотрены ст. 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные законодательством России обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны также неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Порядок исполнения обязанностей этих лиц, вытекающих из требований законов, регламентированы в ведомственных нормативных актах, основными из которых являются Правила внутреннего распорядка соответствующих учреждений. В них, например, предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т.д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как Положение об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. № 69.

К предмету прокурорского надзора закон относит также соблюдение порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

Порядок и условия содержания лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, регламентируются указанным Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии со ст. 15 этого Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. В ст. 16 Закона определен внутренний распорядок в местах содержания под стражей. В гл. 2 Закона имеются нормы, определяющие порядок обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых. Глава 3 (ст. 32—48) определяет порядок обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей.

При осуществлении надзора прокурор определяет не только законность действий задержанных и арестованных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и законность действий администрации, обеспечивающей соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания.

Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы определяется основными средствами исправления осужденных, к которым закон (ст. 9 УИК РФ) относит: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

К условиям содержания осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, относятся правила материально-бытового и медико-санитарного обеспечения.

Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы зависят от вида исправительного учреждения (исправительные колонии общего режима; исправительные колонии строгого режима; исправительные колонии особого режима; исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы; колонии-поселения; тюрьмы с общим и строгим режимом; воспитательные колонии)4.

При осуществлении надзора за законностью условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокурор не должен вмешиваться в хозяйственную деятельность учреждений. Однако в тех случаях, когда для решения вопросов о соблюдении условий содержания осужденных требуется характеристика хозяйственной деятельности, прокурор может привлечь для этой цели соответствующих специалистов.

Особый порядок и условия предусмотрены законодательством (гл. 17, ст. 132—142 УИК РФ) для исполнения наказания осужденных к лишению свободы несовершеннолетних в воспитательных колониях. В этих колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Основания и порядок перевода из одних условий отбывания наказания в другие детально регламентированы в кодексе.

УИК РФ (ст. 184—186 гл. 2, 3 разд. VII) предусмотрен особый порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию. Детально описан порядок исполнения приговора суда. В частности, осужденные к смертной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено, до направления в соответствующие учреждения для исполнения приговора содержатся в условиях, предусматривающих отбывание лишения свободы в тюрьмах на строгом режиме.

УИК РФ (разд. III, гл. 10, ст. 68—72) регламентирует порядок и условия исполнения нового вида наказания — ареста, который заключается в содержании осужденных в строгой изоляции, предусматривающей правила отбывания наказания в тюрьмах на общем режиме, а несовершеннолетних осужденных — в воспитательных колониях.

Прокурор не должен упускать из виду и вопросы соблюдения законности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Одним из таких новых видов наказаний уголовно-исполнительное законодательство (разд. II, гл. 8, ст. 47—60 УИК РФ) предусматривает ограничение свободы. Местами отбывания ограничения свободы являются исправительные центры, администрация которых обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания. В предмет прокурорского надзора входит также законность действий администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (ст. 55—56).

Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ предусмотрен в разд. И, гл. 7, ст. 39—46 УИК РФ. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Исполнение приговора осужденных к исправительным работам обеспечивается уголовно-исполнительными инспекциями. Прокурор осуществляет также надзор за законностью действий администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает еще один новый вид исполнения наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества: обязательные работы (разд. II, гл. 4, ст. 25—30 УИК РФ). Этот вид наказания исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний, к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Если это наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33)5.

 

 

1.2.Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законности в стадии исполнения приговоров.

Действующее законодательство предоставляет прокурору весьма широкие полномочия по осуществлению надзора в стадии исполнения приговоров, значительно более широкие, чем в других отраслях прокурорской деятельности. Это объясняется спецификой предмета надзора, характером нарушений и необходимостью принимать быстрые волевые решения для восстановления нарушенных прав граждан.

Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишениях свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

  1. посещать в любое время органы и учреждения предварительного задержания, заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера;
  3. знакомиться с оперативными материалами;
  4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять приказы, распоряжения, инструкции, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, другие меры принудительного характера;
  5. требовать объяснения от должностных лиц; опротестовывать незаконные правовые акты, вносить представления, причем действие опротестованного акта приостанавливается до рассмотрения протеста;
  6. прокурор вправе своим постановлением отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;
  7. прокурор вправе и обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение6.

Закон устанавливает, что постановления прокурора  подлежат незамедлительному обязательному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.

В случае выявления  нарушений закона со стороны сотрудников, должностных лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления - возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.

Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.

 

Глава 2. Отдельные аспекты прокурорского надзора в стадии исполнения приговора.

2.1.Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В 1985—1986 гг. образованы специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы (их точное название: прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях). В состав этих прокуратур входят: прокурор, заместитель прокурора, старшие помощники, помощники прокурора, следователи и работники канцелярии. Распределение обязанностей между ними производится распоряжением прокурора (распределяются конкретные объекты; обязанности за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, проведение анализов и обобщений по определенному предмету надзора). Планирование работы прокуратуры осуществляется на основе анализа состояния законности и правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы с использованием материалов прокурорского надзора, ведомственного контроля, статистических и других учетных данных, материалов уголовных и гражданских дел, имеющейся информации о причинах и условиях, способствующих нарушениям законности.

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях координирует деятельность администрации этих учреждений, военных прокуроров по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями в указанных учреждениях, а также принимает участие в координационных мероприятиях, проводимых территориальными органами прокуратуры.

Информация о работе Прокурорский надзор