Понятии, признаки и функции органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:05, контрольная работа

Описание

Понятие, признаки, функции и виды органов исполнительной власти в РФ. Административная реформа и проблема типологии органов исполнительной власти.

Работа состоит из  1 файл

контрольная Административное право РФ.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

     Понятие, признаки, функции и виды органов  исполнительной власти в РФ. Административная реформа и проблема типологии  органов исполнительной власти. 

     Понятии, признаки и функции органов исполнительной власти.

     Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

     Исполнительные  органы (органы государственного управления, администрации), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.

     Органы  исполнительной власти, государственного управления образуются в установленном  законодательством порядке —  путем избрания или назначения.

     Органы  исполнительной власти, государственного управления, администрация являются в пределах своих полномочий самостоятельными коллективными образованиями, выполняющими определенным штатом людей (государственных  служащих) функции целенаправленного воздействия на управляемые объекты.

     В структуру органа, т.е. во внутреннее его построение, входят: руководство (начальник, его заместители, коллегия, если имеется); подразделения (штабы, аппараты), осуществляющие функции общего управления, отраслевые, функциональные, вспомогательные подразделения и службы. Структура может быть принтерной, типовой и индивидуальной. Она отражается в штатном расписании — перечне структурных подразделений и должностей.

     Понятие органа исполнительной власти (органа государственного управления, администрации) может быть определено как целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности. 

     Основная  задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного  права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции.

     В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

     Функции органов исполнительной власти - исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов. Законодательные органы творят законы, органы исполнительной власти их исполняют, претворяют в жизнь. Органы исполнительной власти наделены правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, и издавать нормативные правовые акты, а также ненормативные акты - акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на соответствующие должности). Все они должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, то есть быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется распорядительной.

     Органы  исполнительной власти обладают общими родовыми признаками:

     представляют  собой автономные части государственного аппарата;

     это организованный коллектив людей;

     коллектив имеет юридическое оформление (устав, структура, система);

     осуществляют  государственные функции от имени  и по поручению государства;

     выполняя  эти функции, действуют еще и  от своего имени;

     обладают  собственной компетенцией, государственно-властными  полномочиями;

     несут ответственность перед государством за свою деятельность;

     их  положение, структура и деятельность регламентирована правом;

     учреждаются государством 

     Виды  органов исполнительной власти

     В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти, государственного управления и сведения их в определенные видовые группы.

     По  основаниям образования все органы исполнительной власти, государственного управления подразделяются на органы:

     — образование, которых предусмотрено  конституциями (президентуры — президенты и их администрация, правительства);

     — создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).

     По  порядку образования. Этот критерий позволяет свести все органы исполнительной власти в две родовые группы:

     — избираемые (президенты, главы администраций  краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, если они занимают эту должность  в результате выборов населением);

     — создаваемые путем распоряжения, указа, исходящего от уполномоченных органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, ведомства, отделы, управления, администрация и др.).

     По  характеру компетенции. По данному критерию органы исполнительной власти подразделяются на органы:

     — общей компетенции, ведающие всеми  отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрация  краев, областей, городов федерального значения, автономных образований);

     — отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

     — межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.).

     По  порядку разрешения подведомственных вопросов. Классификация по данному критерию позволяет выделить две группы органов исполнительной власти:

     — коллегиальные органы, обсуждающие  и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение, коллегиально (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

     — единоначальные органы, в которых  подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрация и др.).

     Однако  в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, сферой и т.п. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.

     По  территории деятельности. Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. По территориальным масштабам деятельности различаются:

     — федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент  России и его Администрация, Правительство  России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

     — региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части  территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в  пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными). Федеральные органы могут осуществлять свою деятельность и в пределах одной административно (государственно)-территориальной единицы (налоговые инспекции, военные комиссариаты и др.). Образование, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующими вышестоящими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с субъектами федерации, на территории которых они действуют. В таком же порядке производится назначение руководителей региональных (территориальных) органов, а их финансирование, как правило, осуществляется за счет средств федерального бюджета;

     — органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром). Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, городские, окружные органы отраслевой и специальной компетенции.

     По  источнику финансирования. Органы исполнительной власти по данному критерию можно сгруппировать следующим образом:

     — бюджетные, не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета  субъекта федерации;

     — осуществляющие хозяйственную, коммерческую и иную деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль. 
 
 

     Административная  реформа и проблема типологии органов  исполнительной власти. 

     Термин "административная реформа" на слуху  уже много лет. Но только в конце 2003 г. и особенно в 2004 - 2005 гг. этим словам придан характер реального, радикального и масштабного государственного дела. «Административная реформа - самая трудная в истории современной России - идет непрерывно и постепенно с 1991 г., с момента прекращения советского общественного и государственного строя и преобразования социалистической плановой экономики в рыночную. Революционный образ действий по преобразованию России предполагал коренную перестройку всего государственного механизма. Отсюда - формирование новой системы законодательной власти и проведение судебной реформы, которая продолжается и по сей день. Настала пора приступить к реорганизации государственного управления и, прежде всего, исполнительной власти»1

     Российское  государство обязано обеспечить соответствие собственной системы управления современным реалиям и извлечь уроки из мирового опыта административного реформирования. Вот почему Президент РФ поставил реформу государственного управления в ряд основных приоритетов страны на ближайшие годы.

     В 2003—2005 гг. административная реформа  практически осуществлялась по следующим  направлениям:

     - оптимизация функций органов исполнительной власти и структуры исполнительной власти;

     - реформирование государственной службы;

     - совершенствование управленческих процедур;

     - создание административной юстиции. 

     В марте 2003 г. Президентом РФ были изданы указы, которые сразу в СМИ  были названы «указами об административной реформе». В Указе Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» выделен комплекс целей, которыми должна руководствоваться в своей работе Комиссия по административной реформе Правительства РФ, созданная во исполнение этого Указа.

Информация о работе Понятии, признаки и функции органов исполнительной власти