Органы местного самоуправления как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:40, курсовая работа

Описание

В курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. М

Содержание

Введение
Глава 1 Место и функции органов местного самоуправления в системе местного самоуправления РФ
1.1 Органы местного самоуправления в системе управления РФ
1.2 Компетенция органов местного самоуправления
Глава 2 Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества
2.1 Структура органов местного самоуправления
2.2 Ответственность органов местного самоуправления
Глава 3 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
3.1 Задачи муниципального управления
3.2 Процесс принятия управленческих решений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач новикова.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

4.      ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131 //Российская газета 2003г. 8 окт. С.1-6

5.      Закон СК «О Местном самоуправлении в СК» от 28.07.2000

6.      Устав Ставропольского края Принят гос. Думой СК 29 сентября 1994 года

      7. Устав муниципального образования город-курорт

      Пятигорск

8. Положение о территориальной районной администрации Ставропольского края. Приложение к постановлению губернатора Ставропольского края от 14 мая 2001г. №251

9. Постановление Губернатора Ставропольского края от 05.05.98г. № 313 «О совершенствовании территориального государственного управления в Ставропольском крае»

10. Глазунова Н.И. Система гос. управления. Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА 2003 – 551с. С.291

11. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник, 2-е изд., прераб. и доп. М: Юристъ 2000 – 552с. С. 529

12. Пикулькин. Система гос. управления. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА 2001 -399с. С.57

13. Рой О.М. Система гос. и мун. управления. СПб 2004- 301с. С.93

14. Чиркин В.Е. Гос. управление. М: Юристъ 2001 – 320с. С. 57

15. Соловьев С. Г. «Проблемы функционирования глав муниципальных образований» Право и образование 2003 №2 С.172-177

16. Ильин А.В. «Компетенция органов местного самоуправления» Российский следователь 2004, №1. С.34-36

17. Сергеев А.А. «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов». Конституционное и муниципальное право 2004 №2. С. 27-30

18. Мельников Н.Н. «Реализация закона «Об общих принципах местного самоуправления».  Законность 2004, №7. С. 27-30

19. Усков О.Ю. «Проблемы гражданской правосубъектности гос. органов и органов местного самоуправления» Журнал российского права 2003 №5. С.27

  20. Соболева Л.Б.»К вопросу об особенностях статуса исполнительного органа местного самоуправления». Конституционное и муниципальное право2003, №6. С.15-18

         

 

 

 

Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления

     § 1. Понятие, функции и задачи муниципального управления

Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное

явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.

Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах,

предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении

[11] местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и

реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках

закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах

своего населения.

Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.

Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются

управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой

целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических

системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей

природе и реализуются путём принятия управленческих решений  уполномоченными

органами и должностными лицами.

Основными функциями управления являются[12]:

1)     прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий и процессов на

основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и

факторов влияния;

2)     планирование – определение направлений, формулирование целей,

постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор

конкретных количественных и качественных показателей в организации

деятельности;

3)     выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;

4)     распорядительство и координация действий субъектов, осуществляющих

деятельность по реализации управленческого решения;

5)     правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности;

6)     контроль с целью выявить и устранить отклонения в реализации решений и

принятие мер к нарушителям;

7)     учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;

8)     информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;

9)     кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.

Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного

самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности.

Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами

административного права[13].

При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица

местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и

практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их

решение.

Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны

осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин

"решение задачи" употребляется в трех различных смыслах: а) решение как план

(способ) решения задачи; б) решение как процесс осуществления требований

задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана

решения[14].

В отличии от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е.

результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных

качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные

структуры по их реализации – вторичны.

Рассмотрим организационные принципы управления[15].

1)                 Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике

выражается в разработке различных программ развития хозяйства,

прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее

эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов,

определении приоритетных целей и задач.

2)                 Принцип объективности требует анализа и учёта фактического

состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной

среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей

взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального

управления.

3)                 Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций

и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного

подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их

профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки

организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.

4)                 Принцип научности заключается в применении научных методов

и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии

объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе

ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей,

постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

5)                 Принцип рациональности заключается в том, что цели и

задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных

(силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным.

Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных

вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.

6)                 В тесной связи с принципом рациональности находится

принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы

в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий,

задач, функций, структуры, форм и методов работы.

7)                 Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы

текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например,

принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.

8)                 Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу

отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы

задач образуются целевые  структуры, специальные органы и аппараты.

Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую

политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.

9)                 Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал

централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление

муниципальной милицией).

Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации

[16].

Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка

ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.

По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют

на несколько типов:

1.      Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и

есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и

уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к

линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.

2.      Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в

корректировке и она вносится, то процесс управления называется

корректирующим.

3.      Когда нет возможности выделить главную проблему и принять

единственное решение, тип процесса управления характеризуется как

разветвленный.

4.      Если цель формируется в условиях неопределенности как

предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в

этом случае носит название ситуационного.

5.      Если приходится непрерывно уточнять ситуацию и корректировать

проблему, процесс может быть назван поисковым.

Особенности принятия решения в органах муниципального управления:

1.      Преобладание стратегических решений социальной направленности как

директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные

действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными,

экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы,

обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор

наилучшего решения.

2.      Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических

противоречий города, региона.

3.      Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для

специалистов муниципального управления складывается, как правило, две

ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за

ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая

ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и

решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий

стратегического характера.

     4.     Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.

Итак мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и

организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов

управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия

управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное

управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи

определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления

различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и

качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных

Информация о работе Органы местного самоуправления как субъект управления