Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:52, контрольная работа

Описание

Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 4
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ. 9
3. Организация исполнительной власти в субъектах РФ. 16
Заключение. 21
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

кон.раб.прав.стат.орг.ис.вл..docx

— 41.78 Кб (Скачать документ)

Тема:   Органы исполнительной власти субъектов Российской                                                       Федерации.

             

            

          Содержание      

          Введение.                                                                                             3        1.  Понятие и виды органов исполнительной власти.                                   4

2.  Органы исполнительной власти субъектов РФ.                                      9

3.   Организация исполнительной власти в субъектах РФ.                        16

            Заключение.                                                                                              21

           Список использованной литературы                                                      22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

                                             Введение.

 

Орган исполнительной власти – это  организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный  масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению  государства, призвана в порядке  исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Среди субъектов административного  права органы исполнительной власти занимают главное, или центральное, место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

В теории административного права нет  единого подхода в формулировании понятия «орган исполнительной власти». Так, по мнению А. П. Коренева, под органом исполнительной власти (органом государственного управления) понимается целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

Специфику любого органа государственной  власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства  и выступает от его имени, наделен  государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве  органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических  актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

 

                  1.   Понятие и виды органов исполнительной власти.

Орган в государственно-правовом понимании слова означает организованный коллектив людей, у которого есть цель; внутренняя организационная структура; система взаимосвязей. орган государственной власти – это организованная часть государственного механизма, наделенная государственно-властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом.

Специфику и правовой статус органа государственной власти определяют его функции и задачи, формы  и методы, которые он реализует  от имени государства, в объеме и  пределах своей компетенции. Эти  полномочия состоят в праве органа исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц издавать нормативные правовые акты обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры государственного воздействия (убеждения, стимулирования и принуждения), обеспечивающие их реализацию.

Итак, органом исполнительной власти является исполнительно-распорядительный орган, реализующий эту власть (орган  государственного управления), т. е. проводящий в жизнь законы и подзаконные  акты федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в сферах деятельности государства, отнесенных к его ведению, и наделенный правомочиями по применению мер государственного принуждения.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными и иными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ, конституциями республик, уставами и иными нормативно-правовыми  актами субъектов РФ.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в  системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

- подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

- наделение правом распорядительства, т. е. издания подзаконных юридических актов;

-  подотчетность  и подконтрольность нижестоящих  органов вышестоящим;

    -  оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции;

    - наделение правом применять меры государственного принуждения.

Задачи  и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь  в процессе и в результате своей  деятельности в порученной ему области.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов  административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов  органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

    1. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
  1. Наделены оперативной самостоятельностью;
  1. Имеют, как правило, постоянные штаты;
  2. Образуются вышестоящими органами;

Органы  исполнительной власти призваны повседневно  организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной  власти и указов Президента.

Права и  обязанности определяют границы  полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его  функций.

Формы и  методы работы органа исполнительной власти определяются применительно  к его задачам, функциям, правам и  обязанностям. Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним  задач. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Как и  иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает  она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

В научной  и учебной литературе применяются  различные критерии для классификации  органов исполнительной власти. Один из них подразделяет все органы исполнительной власти по основаниям и порядку образования, по характеру компетенции, по порядку разрешения подведомственных вопросов, по территории деятельности, по источнику финансирования.

По  основаниям и порядку образования  все органы исполнительной власти подразделяются на две группы:

- образование  которых предусмотрено Конституцией  РФ, конституциями и уставами  субъектов РФ (Администрация Президента  РФ, Правительство РФ, правительства  субъектов Федерации);

- создаваемые  на основе текущего законодательства  и подзаконных актов (федеральные  министерства, службы, агентства; комитеты  и управления в субъектах Федерации  и др.).

По  характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы:

- общей  компетенции, ведающие всеми отраслями  и сферами управления (Правительство  РФ, правительства, администрации  краев, областей);

- отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (федеральные министерства, комитеты и управления в администрациях субъектов Федерации);

- межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы государственной статистики, органы по тарифам, финансовым рынкам).

По  порядку разрешения подведомственных вопросов выделяют две группы органов  исполнительной власти:

- коллегиальные  органы, обсуждающие и разрешающие  подведомственные вопросы коллегиально (Правительство РФ, правительства  субъектов Федерации);

- единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, управления, отделы).

Но  и в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие нередко сочетается с коллегиальностью. Так, в федеральных  министерствах и в других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководители органа, его заместители и другие руководящие  работники, а также специалисты. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.

По  территории деятельности органы исполнительной власти делятся:

- на федеральные, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти);

- региональные, действующие на территории определенных регионов, т. е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах федерального округа, военного округа);

- субъектов Федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

По  источнику финансирования органы исполнительной власти можно рассматривать только как бюджетные, т. е. финансируемые  за счет федерального бюджета или  бюджета субъекта Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            2. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Каждый из 89 субъектов  Федерации имеет собственную  систему органов исполнительной власти, которую они формируют  самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции  РФ) в соответствии с основами конституционного строя государства. Это, в частности, означает, что образование, формирование и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми  актами республик, краев, областей и  других субъектов Федерации. Вместе с тем в пределах ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и  ее полномочий по предметам совместного  ведения (ст. 72 Конституции РФ) федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).

Особенностью этой единой системы является то, что вне названных  пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), т.е. на своей  территории эти органы практически  реализуют основные функции государственного управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельно определяющими  и их административно-правовой статус.

При этом функции и полномочия в области государственного управления на уровне субъектов Федерации осуществляются не федеральными органами исполнительной власти (кроме случаев сохранения строгой управленческой вертикали, например, в системах управления обороной, внутренними делами). Органы исполнительной власти субъектов РФ не находятся  в организационном подчинении соответствующим  федеральным органам. Последние  взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными  органами исполнительной власти субъектов  Федерации. Отнесенные к их ведению  полномочия федеральные органы исполнительной власти осуществляют на территории субъектов  непосредственно или через создаваемые  ими территориальные органы.

Органы исполнительной власти в настоящее время создаются  и действуют:

1) в республиках, имеющих  свои конституции, которые определяют  основные начала создания системы  республиканских исполнительных  органов; 

2) в краях и областях (т. е. административно-территориальных  единицах), устанавливающих системы  органов исполнительной власти  в своих уставах; 

3) в автономных образованиях (одна область и округа);

4) в городах федерального  значения (Москве и Санкт-Петербурге).

Правовую  основу их деятельности образуют ст. ст. 65, 66, 71, 72, 73, 76 и 77 Конституции РФ, Федеральный  закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах  и порядке разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», конституции республик, уставы и иные нормативно-правовые акты других субъектов Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции  субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему органов  государственной власти в соответствии с основами конституционного строя  и общими началами, закрепленными  в Федеральном законе "Об общих  принципах организации законодательных  и исполнительных органов субъектов  РФ". К числу общих принципов, сформулированных в этом законе относятся:

Информация о работе Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации