Нормативное регулирование АРС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:50, реферат

Описание

Формы альтернативного разрешения споров (АРС) присутствуют в Канаде в течение 200 лет, так как уже первые поселенцы, прибывшие в Канаду из Великобритании и Европы, принесли с собой методы разрешения споров, используемые в этих странах, в основном третейский суд. Однако традиционно основное количество споров рассматривалось государственным судом. По мере роста количества дел, увеличения нагрузки на суды и возрастания судебных издержек сторон начался поиск более совершенных способов разрешения этих споров.

Работа состоит из  1 файл

сравнение медиация.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Статья 9 определяет порядок заключения соглашения в  рамках медиации. Так статьей определенно, что соглашение о медиации должно быть заключено в письменном виде. Суд может выдать судебное решение  на основании данного соглашения, предварительно пригласив стороны на заседание для дачи объяснений по поводу заключенного соглашения. 

Статьи 99 (алеф)-99 (йод-алеф) постановления о гражданской  процедуре (1984 год), являются нововведением  в израильской практике процедуры  медиации, и определяет порядок информативной встречи, ознакомления и координации. Информативная встреча – это часть гражданской процедуры, которая предоставляет предварительную информацию о медиации сторонам конфликта и способы его разрешения в досудебном порядке. Процедура проведения Информативной встречи была введена недавно в некоторых судах Государства Израиль (Тель-Авив, Ришон-ле-Цион, Иерусалим) в качестве эксперимента. Задачей Информативной встречи является познакомить оппонентов гражданского иска с медиативной процедурой. Порядок Информативной встречи основывается на программе «Отчета комиссии исследования возможностей по увеличению использования медиационного процесса» под руководством судьи Михаль Рубинштейна. Согласно постановлению об Информативной процедуре, Информативную встречу необходимо назначать, если стоимость гражданского иска превышает 50.000 шекелей (примерно 10.000 евро) (за некоторыми исключениями), согласия сторон на проведение данной процедуры не требуется. В случае, если Информативная встреча не состоялась, суд не будет рассматривать дело (за некоторым исключением, когда дело необходимо рассмотреть в срочном порядке). 

У медиатора  есть право на встречи с оппонентами  по иску и другими лицами, имеющими отношение к конфликту без  присутствия адвокатов. На всю предоставленную информацию, полученную во время проведения Информативной встречи, распространяется конфиденциальность. Полученная информация не будет проходить в судебном процессе в качестве доказательства. После окончания Информативной встречи, стороны должны принять решение о возможности решения конфликта с помощью медиации или судебного процесса. 

 

ФРАНЦИЯ. Переговоры и посредничество являются достаточно известными и принятыми во Франции. Согласно положениям Гражданско-Процессуального  Кодекса Франции, судья вправе с согласия сторон назначить посредника, перед которым ставится задача выслушать стороны, сопоставить их позиции и привести стороны к поиску компромиссного решения конфликта (ст. 131-1 Гражданско-Процессуального Кодекса Франции, далее ГПК Франции). Посредничество может касаться всего спора или его части, его ход не лишает судью права принять другие меры, которые он сочтет необходимыми (ст. 131-2 ГПК Франции). 

Срок полномочий посредника не может превышать три  месяца и может быть однократно продлен на тот же срок по ходатайству посредника (ст. 131-3 ГПК Франции). В качестве посредника суд может назначить физическое лицо или некоммерческую организацию. Если в качестве посредника выступает организация, ее законный представитель представляет судье на утверждение кандидатуры лиц, которые обеспечат в рамках и от имени организации проведение процедуры посредничества (ст. 131-4 ГПК Франции). 

Физическое лицо, которое выполняет функции посредника, должно удовлетворять следующим  требованиям (ст. 131-5 ГПК Франции): являться право - и дееспособным, не утратить соответствующего права, в частности, не иметь судимости; не совершать действий, противоречащих чести и добрым нравам, за которые предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность в виде отстранения от выполнения своих функций; не быть исключенным из списка посредников; иметь действительное разрешение на выполнение им функций посредника; не быть уволенным с работы посредника; обладать, исходя из его текущей или прошлой деятельности, необходимой квалификацией с учетом характера спора; доказать наличие, в зависимости от конкретного случая, соответствующего образования или опыта посреднической деятельности; представить гарантии независимости, необходимой для осуществления посредничества. 

По принятии судом решения о назначении посредника судебный секретарь направляет копию  соответствующего документа сторонам и посреднику. Посредник немедленно уведомляет суд о своем согласии или несогласии осуществлять процедуру. С момента уведомления секретарем посредника о внесении денежной суммы в депозит суда посредник созывает стороны. Посредник не имеет никаких прав осуществлять расследование (ст. 131-8 ГПК Франции). Однако он может с согласия сторон и третьего лица заслушать третье лицо. Посредник информирует судью о трудностях, с которыми он сталкивается при выполнении своей задачи (ст. 131-9 ГПК Франции). 

Процедура посредничества может быть прекращена в любой  момент по запросу любой из сторон или посредника (ст. 131-10 ГПК Франции). Судья также вправе прекратить процедуру посредничества по собственной инициативе, если сочтет, что процедура проводится ненадлежащим образом. 

По истечении  своих полномочий посредник письменно  информирует судью о том, достигли ли стороны соглашения. В случае его недостижения по окончании установленного для посредничества срока производство по делу возобновляется. При достижении сторонами соглашения судья официально утверждает его по ходатайству сторон. По истечении полномочий посредника судья устанавливает размер его вознаграждения и уполномочивает посредника получить с депозита суда причитающуюся ему сумму. 

Выводы, к которым  пришел посредник, а также сведения и заявления, предоставленные ему  сторонами, не могут быть доказательствами в ходе дальнейшего производства по данному делу, в том числе в других инстанциях. Решение о начале или возобновлении процедуры посредничества и об ее прекращении не подлежит апелляционному обжалованию. 

Третейское разбирательство  применяется во Франции уже давно. В 1923 году Международная торговая палата, находящаяся в Париже, создала Международный третейский суд. С момента своего создания он провел около десяти тысяч международных судов. 

Помимо использования  посредничества при разрешении гражданско-правовых споров эта альтернативная форма широко используется во Франции и при производстве по уголовным делам. Уголовно-правовая медиация зародилась во Франции в 80-х годах XX века в недрах правоприменительной практики. Сам же термин «медиация» появился еще раньше - в 70-х годах (до этого времени использовался главным образом термин «примирение»). 

Законодательное оформление институт уголовно-правовой медиации во Франции получил 2 октября 1992 года с изданием министром юстиции  Циркуляра, ставшего первым официальным  текстом (до сих пор самым обстоятельным и подробным), закрепившим процедуру медиации в рамках уголовного процесса. Помимо указанного Циркуляра, нормативной базой использования медиации при разрешении криминальных конфликтов является также и Декрет от 4 ноября 1992 года. Однако в отличие от Циркуляра Декрет посвящен в основном финансированию примирительных процедур. Но регулирование института уголовно-правовой медиации подзаконными нормативными актами продолжалось не долго. Закон от 4 января 1993 года о внесении изменений и дополнений в УПК Франции 1958 г. и Ордонанс 1945 г. предусмотрел в уголовно-процессуальном законодательстве статью, посвященную непосредственно медиации. После этого было еще несколько изменений в законодательстве, в результате которого был принят Закон от 23 июня 1999 года («уточненный» Декретом от 29 января 2001 года) о медиации. 

В настоящее  время в различных регионах Франции  используются две формы медиации. Первая форма получила название «судебная  медиация» (иногда ее именуют еще  «медиацией в рамках собственных  полномочий»). Суть этой формы медиации заключается в том, что прокурор самостоятельно старается принять меры к примирению сторон, не прибегая к помощи третьих лиц. 

Вторая форма  именуется «общественной медиацией, осуществляемой под судебным контролем» или «делегированной медиацией». При реализации этой формы медиации прокурор не занимается примирением сторон самостоятельно. Он лишь принимает соответствующее решение, передавая полномочия «третейского судьи» какому-либо специально назначенному для этой цели юридическому или физическому лицу, компетентному в области повторной адаптации преступников или помощи потерпевшим. Декрет от 29 января 2001 года подробно определяет условия наделения соответствующих физических и юридических лиц статусом либо медиатора, либо уполномоченного лица, размеры и порядок выплаты им гонораров, порядок компенсации их расходов.

  

АВСТРИЯ. В Австрии  с 2004 г. действует Федеральный закон  о медиации в гражданских делах. Данным Законом учрежден Консультативный  совет, который ведает вопросами  посредничества. Закон направлен не столько на регулирование примирительных процедур, сколько на установление базы для развития посредничества. В нем, в частности, закреплены условия и процедура внесения в список образовательных организаций и курсов, после окончания которых лицо может быть зарегистрированным посредником (медиатором) по гражданским делам, ведение этого списка, права и обязанности зарегистрированных посредников, ответственность лиц за нарушение принципа конфиденциальности и неразглашения информации, характеризующих примирительные процедуры (лицо, нарушившее данные требования и нанесшее ущерб интересам какой-либо из сторон, карается лишением свободы сроком до шести месяцев или денежным штрафом в размере, достигающем одной годовой заработной платы лица). 

Законом предусмотрена  обязанность федерального министра юстиции вести Список посредников (медиаторов), в котором должны быть указаны имя и фамилия, дата рождения, должность посредника (медиатора), адрес  места его работы, звание или ученая степень (указание профессии или профессий посредника (медиатора) вносится в Список, если он их указал). Для того чтобы быть включенным в Список, лицо должно: 1) достигнуть возраста 28 лет; 2) получить специальную квалификацию (профессиональная квалификация подразумевает знания и навыки посредничества на основании соответствующего образования, а также знание основ права и психологии); 3) заслуживать доверия; 4) заключить договор страхования ответственности за причинение вреда вследствие исполняемой им профессиональной деятельности; 5) представить сведения о наличии помещения для осуществления посреднической деятельности. В том случае, если посредник не удовлетворяет названным требованиям, не повышает свою квалификацию или повторно нарушает свои обязанности после получения им предупреждения, он исключается из Списка. 
 

ГЕРМАНИЯ. В 1991 году десятый том Германского Гражданского Уложения — основного законодательного документа по третейскому суду —  был пересмотрен. До этого действовали  правила закона о германском частном третейском суде, действовавшем в Германии с 1877 года, значительно устаревшие уже к XIX веку. Новый закон о третейском суде введен в силу с 1 января 1998 года, и почти полностью соответствует Типовому закону ЮНСИТРАЛ. Закон разделен на десять глав. Первые восемь глав практически буквально соответствуют восьми главам Типового закона. Девятая глава ГГУ содержит положения о процедурах третейского суда. Раздел 1062 ГГУ содержит положения о полномочиях суда на выполнение некоторых функций содействия и контроля над третейским судом, например: проверка компетенции третейского судьи, определение допустимости или недопустимости третейского суда, принятие третейским судом внутренних мер зашиты или декларирование возможности принудительного исполнения решения. Место проведения заседания определяется в арбитражной оговорке сторон, это может быть Высший региональный суд (Oberlandesgericht) или Высший региональный суд территории. Доказательства и иные судебные действия (раздел 1050) проводятся Местным судом (Amtsgericht). Решения суда оформляются постановлениями, и, как правило, не могут быть обжалованы. 

Закон о третейском суде устанавливает, что положения  десятого тома ГГУ применимы также  к третейским судам, законно сформированным в соответствии с последней волей  и завещанием или на иных основаниях, не базирующихся на договоре. В основном это касается третейского разбирательства потребительских споров. 

В Германии действует  более 300 третейских судов или согласительных советов (Schlichtungsste lien), решающих разнообразные споры. Большинство согласительных советов занимаются потребительскими вопросами: банковскими, медицинскими нарушениями, страхованием, строительством и вопросами трудового права. С 1 января 2000 года новый закон установил, что в отношении мелких денежных исков (до 500 немецких марок), конфликтов с соседями и обвинений в клевете необходима стадия досудебного урегулирования. В остальном согласительные процедуры юридически не обязательны и строятся на добровольном участии. 

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. В Англии альтернативные государственному суду методы разрешения правовых конфликтов применяются уже достаточно долгое время. Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) создан в 1892 году и рассматривает споры, имеющие как национальный, так и международный характер. Деятельность его осуществляется в соответствие с Правилами суда и Правилами ЮНСИТРАЛ. 

Иные альтернативные методы получили распространение с 1980-х годов. С 1993 года они стали  официально рекомендоваться сторонам судьями Коммерческого суда (подразделения  Верховного суда. Канцлерского суда и Суда Королевской скамьи). В 1996 году Коммерческий суд получил полномочия откладывать разбирательство на определенное время, чтобы облегчить и обеспечить возможность сторонам обратиться к альтернативным методам разрешения конфликтов. В последующем такое обращение стало для сторон обязательным. Так, в 1997 году на разрешение с использованием АРС суд направил 67 споров, или 24% дел, а в 1998 году — 44 спора, или 19% дел. Как правило, такие дела рассматриваются с привлечением посредника, и конфликты успешно урегулируются почти в 90% дел. 

При направлении  дела на АРС учитываются размер иска и стоимость его рассмотрения в рамках обычной судебной системы. Если расходы превышают цену иска, целесообразно постановление об АРС. По данным Центра разрешения споров, количество дел, по которым применялось посредничество, выросло с 192 дел в 1997 году до 257 дел в 1999 году. 

Посредничество  также использовалось в Великобритании с целью разрешения споров, возникающих  в Северной Ирландии. Посредниками выступали и профессиональные посредники (группа «Квакерский дом», созданная в Белфасте в 1982 году; Североирландская посредническая сеть, созданная в 1991 году), и непрофессионалы, которым доверяли люди, участвующие в конфликте. 

Информация о работе Нормативное регулирование АРС