Нормативное регулирование АРС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:50, реферат

Описание

Формы альтернативного разрешения споров (АРС) присутствуют в Канаде в течение 200 лет, так как уже первые поселенцы, прибывшие в Канаду из Великобритании и Европы, принесли с собой методы разрешения споров, используемые в этих странах, в основном третейский суд. Однако традиционно основное количество споров рассматривалось государственным судом. По мере роста количества дел, увеличения нагрузки на суды и возрастания судебных издержек сторон начался поиск более совершенных способов разрешения этих споров.

Работа состоит из  1 файл

сравнение медиация.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Законодательство по третейским судам в Англии было пересмотрено после принятия Типового закона о Международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ («Типовой закон») в 1985 году. Был принят новый британский Закон о третейском суде 1996 года, вступивший в силу в 1997 году. Закон применяется как к национальному, так и к международному третейскому суду. 

К третейскому  суду обращаются как к промежуточному средству судебной защиты, он функционирует  как отделение суда, предназначенное  для уменьшения и ограничения  судебного вмешательства. 

В 1999 году по реформе  Лорда Вулфа было введено более  широкое применение АРС. Суд имеет  право приостановить процедуру  до тех пор, пока спор не будет разрешен с использованием альтернативных методов. В последующем проводится оценка материальных и временных издержек на разрешение спора. При необоснованном отказе от обращения к альтернативным способам к стороне могут быть применены санкции, например, компенсация издержек. 

  

ИТАЛИЯ. ГПК Италии также содержит много положений  о примирении сторон. Кроме того, 17 января 2003 г. в этой стране был принят закон № 5 (вступил в силу 1 января 2004 г.), устанавливающий обязательную процедуру посредничества при урегулировании корпоративных и многих финансовых споров. Согласно этому Закону, если в договоре сторон или внутренних документах корпорации предусмотрена процедура посредничества, суд не вправе рассматривать спор, пока стороны не провели посредничества. Закон также подтверждает правомочия публичных и частных организаций, имеющих опыт успешной работы в области урегулирования споров, осуществлять организационное обеспечение процедуры посредничества, при условии их регистрации в Министерстве юстиции (ст. 38). Более того, в соответствии с Законом, все сделки и документы, совершенные в ходе посредничества, освобождаются от обложения какими-либо налогами и сборами (ст. 39). В Законе также предусмотрены требования к проведению процедуры посредничества, в том числе ее строгая конфиденциальность, независимость посредника, недопустимость использования информации, полученной в ходе посредничества, в качестве доказательства в судебном разбирательстве. В нем также содержатся положения о том, что срок исковой давности прерывается при направлении стороной другой стороне предложения о проведении посредничества (п. 4 ст. 40). Неявка стороны на посредничество и ее недобросовестность при переговорах учитывается при вынесении судом решения о распределение расходов на судебное разбирательство. 

 

АРГЕНТИНА. В 1995 году в Аргентине принят закон  «О медиации и соглашении» (Закон  Аргентины № 24.537 «О медиации и соглашении», обнародован 25 октября 1995 г.). Обязательная медиация установлена для большинства исков. После того как иск подается в аргентинский суд, на него назначается медиатор. Реестр медиаторов ведется министерством юстиции. Медиатором может быть лицо, имеющее юридическое образование и необходимую профессиональную подготовку (статьи 15 и 16). Он может быть отведен по тем же основаниям, что и судья в государственном суде. 

Медиация должна произойти в течение 60 дней после  извещения ответчика и соответствующих третьих лиц. Присутствие сторон на медиации обязательно, за неявку сторона уплачивает штраф. Сторон также должен представлять юрист. Особо устанавливается конфиденциальность медиации. 

Мировое соглашение, достигнутое в процессе медиации, подписывается медиатором, сторонами и их юристами и исполняется в судебном порядке как решение суда. При недостижении мирового соглашения сторонам выдается документ, разрешающий передачу иска в суд (статьи 12 и 14). 

Оплата труда  медиаторов осуществляется согласно тарифов, утвержденных министерством юстиции. При достижении мирового соглашения расходы на оплату гонорара медиатора распределяются между сторонами, в противном случае гонорар выплачивается из специального государственного фонда. 

 

РОССИЯ. Правовой основой для использования в  России процедуры медиации являются положение ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым  «каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом». 

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) и Федеральный закон  от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ  и Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", введенные в действие с 1 января 2011 года, создали правовые условия для развития в Российской Федерации альтернативных способов урегулирования споров при участии независимых лиц - медиаторов. 

Основными задачами закона № 193-ФЗ являются: 1) определение  понятия "процедура медиации" как способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения сторонами спора взаимоприемлемого решения. В этом смысле процедура медиации является альтернативой судебному или административному разбирательству; 2) определение сферы применения процедуры медиации; 3) установление юридических последствий использования сторонами спора процедуры медиации; 4) создание правовой базы для деятельности медиаторов.  

Цель закона - предложить удобный и быстрый  способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, сэкономить судебные издержки. Закон направлен на регулирование процедуры медиации. Процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения. Необходимыми условиями проведения процедуры медиации являются добровольное участие в ней всех сторон спора, их готовность включиться в процесс поиска путей его урегулирования, а также отказ от обращения к другим (судебным, административным) способам разрешения споров на время проведения процедуры медиации. Процедура медиации может применяться в различных сферах - для урегулирования как гражданских, семейных, трудовых споров, так и споров, выходящих за пределы чисто юридических коллизий (политических и социальных, например так называемых соседских конфликтов). Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением их участниками предпринимательской деятельности, а также из трудовых и семейных правоотношений. 

Одной из задач  закона является создание условий для  формирования корпуса профессиональных медиаторов. В настоящее время во всем мире ведется активная работа, направленная на создание специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению процедуры медиации, и на объединение их в профессиональные ассоциации (союзы). Такие организации самостоятельно разрабатывают требования, предъявляемые к деятельности медиаторов, регламенты (правила) соответствующих процедур, осуществляют обучение медиаторов, проводят их аттестацию и обеспечивают контроль за качеством оказания услуг в сфере медиации. Закон о медиации будет способствовать развитию в Российской Федерации альтернативных процедур урегулирования споров и повышению уровня охраны прав и законных интересов граждан и организаций. 
 

Законодательство  в России 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010.

 Вступает  в силу 1 января 2011 года.  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации  в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010

 Вступает  в силу 1 января 2011 года. 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О примирительной процедуре с  участием посредника (медиации)" (Проект). Проект федерального закона № 126244-5 был перевнесен в Государственную Думу 14 ноября 2008 г. (впервые внесен 12 декабря 2006 г.) На данный момент находится на рассмотрении.  

 Положения  законопроекта в части правил  конфиденциальности, преюдициальности, возбуждения и прекращения примирительной процедуры, ее осуществления разработаны с учетом типового закона UNCITRAL "ON INTERNATIONAL COMMERCIAL CONCILIATION". Отличие заключается в изначально более широкой сфере применения медиации по российскому законопроекту. 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О примирительной процедуре (медиации)"(Проект). Проект федерального закона № 201888-5 был  внесен в Государственную Думу Законодательным  Собранием Санкт-Петербурга 29 апреля 2009 г.  

ИЗВЛЕЧЕНИЕ из Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ 
 

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО  ЭКСПЕРИМЕНТА по внедрению примирительных процедур на базе Уральского федерального округа 

Законодательство  в мире 

Директива ПО ОТДЕЛЬНЫМ  АСПЕКТАМ МЕДИАЦИИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ СПОРОВ. В октябре 2004 года Европейская комиссия передала на рассмотрение в Европейский парламент и Евросовет проект Директивы, закрепляющей отдельные аспекты медиации в гражданско-правовых и коммерческих спорах. Окончательный вариант директивы был принят 21 мая 2008 года. 

 Документ  доступен на сайте Европейской  комиссии.

Читать (pdf, английская версия)

Читать (pdf, русская  версия)  
 

Типовой закон UNCITRAL «ON INTERNATIONAL COMMERCIAL CONCILIATION». Рекомендован в 2002 году Генеральной Ассамблеей ООН. Имеет важное значение для развития института медиации и, в частности, для выбора модели медиации, развиваемой в Российской Федерации.  

 Типовой закон  направлен в первую очередь  на применение процедур внесудебного  разрешения споров с участием посредника в международных коммерческих отношениях. В пункте 21 пояснений к типовому закону комиссия отмечает, что, несмотря на то, что типовой закон предназначен для регулирования международных коммерческих споров, государства могут расширить сферу его применения до рассмотрения внутренних и, в том числе, некоторых некоммерческих споров. 

 Документ  доступен на сайте UNCITRAL.

Читать (pdf, английская версия)

Читать (pdf, русская  версия) 

Также существуют другие регламенты по медиации, утвержденные "для себя" некоторыми международными институтами, несмотря на то, что преимущественным для этих институтов является третейское (арбитражное) разрешение споров. Нижеприведенные документы носят нормативный характер, но, в отличие от типового закона UNCITRAL, отражают скорее национальную и предметную специфику медиации. 

Лондонский международный  третейский суд (LCIA). Одна из наиболее старых и крупных организаций, практикующих в области разрешения коммерческих споров. 

 Документ  доступен на сайте LCIA.

Читать (pdf, английская версия) 
 

Американская  арбитражная ассоциация (American Arbitration Association)  

 Документы  доступны на сайте Американской  арбитражной ассоциации. 

Commercial Arbitration Rules and Mediation Procedures (including Procedures for Large, Complex Commercial Disputes)

Construction Industry Arbitration Rules and Mediation Procedures (Including Procedures for Large, Complex Construction Disputes)

Employment Arbitration Rules and Mediation Procedures

Home Construction Arbitration Rules and Mediation Procedures

Labor Grievance Mediation Procedures 

Институт медиации Торговой палаты г. Стокгольм (the SCC Mediation Institute) 

 Регламент Института медиации доступен на сайте организации.

Читать (pdf, английская версия) 
 

Центр арбитража  и медиации Всемирной организации  интеллектуальной собственности (the WIPO Arbitration and Mediation Center). Основан в 1994 году в Женеве, Швейцария. Центр предлагает различные способы альтернативного разрешения споров, в частности, касающихся интеллектуальной собственности. 

 Документ  доступен на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности. 

Обучение медиаторов 
 

Наиболее известные  центры обучения медиаторов расположены  в США, Великобритании, Российской Федерации. Среди учреждений, специализирующихся на обучении медиации в США, отметим Гарвардский Институт переговоров, а в Великобритании - Оксфордский Центр высшего образования. В Российской Федерации важнейшие центры обучения медиации расположены в Москве ,  Санкт-Петербурге,  Екатеринбурге.

Информация о работе Нормативное регулирование АРС